Файл: Методические рекомендации по внедрению моделей формирования и оценки общих компетенций обучающихся в соответствии с фгос спо.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Общие компетенции в структуре ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ
3. Общие компетенции как результаты среднего профессионального образования
4. Модели формирования общих компетенций в процессе реализации основных образовательных программ СПО
6. Номенклатура применяемых технологий по формированию общих компетенций
7. Типовая модель для построения образовательных траекторий
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
Табл. 6
| Наименование Общей компетенции (ОК) | Нижнее значение дескриптора: (ОК не сформирована) | Шкала | Верхнее значение дескрипторы: (ОК сформирована) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
В целях оценки общих компетенций в образовательной организации должна быть разработана интервальная шкала для диагностики развития ОК обучающихся/выпусников, являющаяся инструментарием для определения уровня сформированности ОК, исходя из суммарного значения дескрипторов, определяющих степень становления ОК. Предлагаемый способ оценивания охватывает диапазон сформированности признаков ОК от минимума (А) до максимума (Е) в порядке их приращения и расшифровывается как:
А: низкий (нет);
B: пониженный (скорее нет, чем да)
С: базовый (ни нет, ни да)
D: повышенный (скорее да, чем нет)
E: высокий (да )
Это означает, что при диагностировании сформированности того или иного признака ОК его низший уровень оценивается показателем А низкий (нет), базовый показателем С (ни нет, ни да), а высший – Е высокий (да), что обозначает критерий, соответствующие целевому уровню его результативности. Содержание критериев низшего и высшего порядка показывают крайние стороны сформированности того или иного признака общей компетенции.
Подсчет по каждому показателю общей компетенции производится исходя из следующей схемы: индексу А присваивается 0 баллов; В – 1 балла; С – 2 баллов; D – 3 баллов; Е – 4 баллов (4-х бальная шкала оценки). Полученные данные по каждому отдельному показателю суммируются в общий бал (коэффициент), который по отношению к максимальному коэффициенту, предполагаемому за данную компетенцию, показывает степень ее сформированности на данном отрезке времени.
Оценивание с помощью данного диагностического средства осуществляется на различных стадиях обучения. На начальном этапе обучения с помощью шкальной оценки определялся исходный уровень НК у обучающихся в образовательной организации, реализующей программы СПО. Для того чтобы определить степень сформированности конкретной ОК, необходимо оценивать тот или иной ее признак при проведении регулярного опроса на занятиях (текущая оценка), в том случае, если формирование или развитие этого качества преподаватель определяет как одну из задач данного занятия или цикла занятий. От преподавателя требуется сформулировать контрольные задания таким образом, чтобы, наряду с усвоением содержания предмета, можно было оценить и данную компетенцию. Часть качеств диагностируются средствами простого наблюдения за деятельностью обучающегося, его поведением, способами организации деятельности. Результаты фиксируются в специальном рейтинговом листе (матрице) группы (Табл 7).
Табл. 7
Ф.И.О | ОК1 (%) | ОК2 (%) | ОК3 (%) | ОК4 (%) | ОК5 (%) | ОК6 (%) | ОК7 (%) | ОК8 (%) | ОК9 (%) | ОК10 (%) |
1. Быков | 33 | 50 | 30 | 41,6 | 33 | 41,6 | 33 | 40 | 33 | 12,5 |
2. Петров | 30 | 30 | 35 | 37,5 | 50 | 54,1 | 50 | 45 | 41,6 | 18,75 |
3. Тарасова | 50 | 41,1 | 25 | 45,8 | 75 | 50 | 41,6 | 35 | 33 | - |
4. n…. | | | | | | | | | | |
Аналогичная таблица заполняется и в ходе промежуточной аттестации по курсу. Итоговые результаты распределяются в соответствии с тремя уровнями: низким, средним и высоким, которые соответствуют следующим параметрам: сформированность ОК компетенций на уровне ≤ 50% свидетельствует о низком уровне их развития; от 50% до 70% – о среднем; от ≥ 70% – о высоком уровне сформированности общих компетенций (Таблица 7.).
Табл. 7.
№-ОК | Наименование общей компетенции | Распределение обучающихся по уровням общих компетенции (кол-во чел.) | ||
№ группы | ||||
Низкий | Средний | Высокий | ||
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | * | * | * |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | * | * | * |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | * | * | * |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | * | * | * |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | * | * | * |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; | * | * | * |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | * | * | * |
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | * | * | * |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | * | * | * |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | * | * | * |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | | | |
Одновременно с оценкой общих компетенций необходимо производить самодиагностику обучающимися уровня сформированности общих компетенций для корреляции результатов, полученных в процессе применения интервальной шкалы. Это позволит получить более объективные результаты, кроме чего предоставит широкий информационный материал для работы психологической службы образовательной организации. Данные, полученные в результате стартовой диагностики должны быть доведены до сведения сотрудников психологической службы и педагогических работников образовательной организации, с целью обеспечения информационной основы для построения образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития обучающихся.
9. Перечень основных индикаторов и показателей эффективности внедрения моделей формирования и оценки общих компетенций
Внедрение на уровне профессиональных образовательных организаций механизмов формирования и оценки общих компетенций, эффективность модели, обеспечивающей формирование данных образовательных результатов, оценивается на основе следующих индикаторов (показателей):
а) индикаторы (показатели) для оценки организационных и методических условий, обеспечивающих формирование и оценку общих компетенций:
- наличие в профессиональной образовательной организации прошедших экспертизу фондов оценочных средств, обеспечивающих оценку общих компетенций обучающихся;
- доля преподавателей (методистов), прошедших обучение по вопросам формирования и оценки общих компетенций обучающихся.
б) индикаторы (показатели) для оценки внешней результативности используемой модели формирования и оценки общих компетенций обучающихся:
- удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО, получивших оценки "хорошо" и "отлично" по результатам ГИА, в общей численности выпускников, обучавшихся по программам СПО;
- удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО по ФГОС СПО четвертого поколения, набравших не менее 50 баллов (по 100-балльной шкале), в общей численности выпускников, прошедших ГИА в форме демонстрационного экзамена.
- доля выпускников СПО, трудоустроившихся в течение 1 года по окончании профессиональной образовательной организации.
10. Требования к кадровым условиям реализации моделей формирования и оценки общих компетенций
В рамках реализации программ учебных дисциплин и профессиональных модулей формирование ОК осуществляется преподавателями и мастерами производственного обучения, профессиональные компетенции которых требуют развития с целью формирования у педагогических работников основ формирования социально-значимых результатов, включая освоение эффективных технологий ведения проектной деятельности, изучение способов оценки общих компетенций обучающихся, проведение наблюдений и исследований приращения показателей сформированности общих компетенций.
Педагогические работники, проходят обучение по программе повышения квалификации, учитывающей специфику общей компетенции не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
11. Типовые требования к зонированию и оснащению помещений для формирования общих компетенций
Требования к помещениям для формирования общих компетенций продиктованы спецификой реализации педагогических методов и форм организации учебной работы, используемых для их развития. К числу таких методов относятся проекты, дискуссии, организация работы в группах, кейсы и др. активные и интерактивные методы обучения.
В целом педагогические технологии для развития общих компетенций характеризуются смещением фокуса образовательного процесса с преподавателя на студентов. Это предполагает отказ от традиционной «рядной» организации образовательного пространства классов, т.к. она затрудняет коммуникацию между студентами и не подходит для организации работы в больших и малых группах.
Также необходимо учитывать, что организация образовательного пространства для формирования ОК требует создания пространства, в котором преподаватель будет выполнять вспомогательную роль в процессе обучения студентов, уделяя внимание их индивидуальным особенностям. С точки зрения зонирования учебных помещений, это означает необходимость сохранения возможности для его свободного перемещения между обучающимися.
Особую роль в развитии ОК играет метод проектов, который предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную деятельность обучающихся. Для работы над групповыми проектами во внеаудиторное время требуется организация или предоставление доступа студентов к помещениям, в которых они смогут совместно обсуждать, планировать и распределять свои действия. Данные образовательные пространства должны быть оборудованы высокоскоростным доступом к сети Интернет и цифровыми устройствами, позволяющими работать с информацией (компьютерами, ноутбуками или планшетами).