Файл: Занятие 3 Преподаватель Пермь 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как уже было ранее сказано, окружающую среду следует рассматривать как совокупность факторов и элементов, способных оказывать прямое влияние на живой организм на любой из стадий индивидуального развития.

В настоящее время с развитием антропосферы необходимо учитывать прямую и обратную связь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, что позволяет сделать мониторинг.

Задачи и цели мониторинга окружающей природной среды включают:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды;

  • выявление факторов и источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

  • определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду;

  • оценку и прогнозирование состояния окружающей среды.

Основные цели и задачи мониторинга окружающей среды представлены ниже.



Наблюдение за состоянием окружающей среды, по сути, представляет собой сбор информации о фактическом состоянии объектов окружающей среды; об источниках загрязнения; об основных изменениях в состоянии окружающей среды под воздействием загрязнителей. В соответствии с целями и задачами мониторинга сбор информации о состоянии окружающей среды относится к системе так называемого "диагностического" мониторинга, который служит основой для оценки наблюдаемых изменений, составления прогнозов возможных изменений окружающей среды, предотвращения отрицательных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и разработки стратегии оптимальных взаимоотношений общества и окружающей среды.

Таким образом, весь процесс технологии мониторинга можно представить в виде алгоритма:

Измерение — Анализ — Описание — Моделирование — Оптимизация

Подобный алгоритм действий характерен для любого вида мониторинга окружающей среды.
2. Виды мониторинга окружающей среды.

Мониторинг состояния окружающей среды предусматривает постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения изменений их качества, ухудшения среды обитания человека, деградации биосферы.

В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают несколько видов мониторинга. Так, например, существует понятие общего мониторинга
, объектом исследования которого является, по мнению академика И. П. Герасимова (1975), "многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком".

Для конкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг подразделяется на следующие блоки:

  • биоэкологический;

  • геоэкологический;

  • биосферный.

В каждый из этих блоков могут быть включены определенные виды мониторинга в зависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структура отдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем или подпрограмм из других видов мониторинга.

Один из вариантов структуры видов мониторинга окружающей среды представлен ниже.



Приведенная на схеме структура не является полной классификацией всех возможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видами мониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, поскольку, как было сказано ранее, отдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в их структуру.

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенных изменений, так как именно техногенное и (или) хозяйственное воздействие человека на окружающую среду приносит опасные изменения в экологические системы, ландшафты, природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененных или малоизмененных природных комплексах.

Исключительно важное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферного мониторинга, предназначенного для определения глобально-фоновых изменений в окружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.

Последствиями антропогенного "давления" на биосферу могут быть изменения циркуляции газов между океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий на планете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции в животном мире, нарушение биогеоценозов и т.д.

Неотъемлемой частью биосферного мониторинга являются биосферные заповедники (заказники), позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия.

В Российской Федерации создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), общее руководство которой осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Кроме того, Минприроды России координирует деятельность всех заинтересованных ведомств в области наблюдений за состоянием окружающей среды.



Минприроды и его учреждения организуют и ведут:

  • мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

  • мониторинг животного и растительного мира, мониторинг наземной флоры и фауны (кроме лесов);

  • мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости организует и координирует деятельность по земельной политике государства, в том числе осуществляет:

  • государственный контроль за использованием и охраной земель;

  • ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

  • организацию и проведение работ по землеустройству;

  • организацию работ по систематическому выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комитеты или управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды субъектов Российской Федерации, региональные и территориальные центры организуют работу по наблюдению за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства. Кроме того, ведется учет вредных воздействий на объекты природы, а также наблюдение за уровнями радиации (радиационным фоном).

Эта служба осуществляет сбор и обобщение гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, данных о метеорологических, агрометеорологических и гидрологических явлениях и процессах, об изменении климата, о радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве. В ее обязанности также входит предоставление всем заинтересованным организациям сведений об опасных природных явлениях, экстремальных загрязнениях окружающей среды.

В России с 1994 г. функционирует система социально- гигиенического мониторинга. Эта система предусматривает: получение и обработку информации государственных и отраслевых систем наблюдения, оценку и прогнозирование изменения состояния здоровья населения, окружающей природной, производственной и социальной среды, социально-экономического развития, а также данных государственной статистики; выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека, создание информационно-аналитических сетей и баз данных и др.


Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга пополняется необходимой информацией как за счет деятельности учреждений самой службы, так и других ведомств в рамках ЕГСЭМ.

Система социально-гигиенического мониторинга наглядно демонстрирует важность и необходимость интеграции различных видов мониторинга окружающей среды.

Отсутствие описания в данной главе других специфических видов мониторинга нисколько не умаляет их значимости и ценности в системе общего мониторинга состояния окружающей среды.
3. Уровни мониторинга окружающей среды и его организация.

Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней. Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга, реализуемого в пределах небольших территорий (участков). При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня.

Первый (локальный) уровень экологического мониторинга – отслеживание санитарно-эпидемиологических и биоэкологических условий природной среды. Объекты наблюдения – приземной слой атмосферы, реки и грунтовые воды, почва, промышленные и коммунально-бытовые сточные воды, дым из труб, фоновая радиация и др. Показатели этих наблюдений - ядовитые вещества, предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязнителей и разного рода биологические возбудители (аллергены). Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района. Локальные системы могут объединяться в еще более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.

Следующий (региональный) уровень мониторинга – наблюдение за геоэкологическими или природно-хозяйственными условиями среды. Объекты слежения: исчезающие виды растений и животных, экосистемы и геосистемы, агросистемы, лесные полосы и рекреационные системы. Основные показатели – биологическая продуктивность, вещественный и энергетический баланс, чистота среды, степень загрязненности геосистем и другие отличительные характеристики не отдельно взятых компонентов, а совместных комплексных показателей, т.е. ландшафтов.


На региональном уровне экологический мониторинг и (или) контроль обычно вменяется в обязанность:

  • Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий);

  • Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг);

  • Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания);

  • Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения);

  • Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами);

  • Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и прочее).

На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственной распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.

Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень системы мониторинга. Примером такой системы являлась Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть – Глобальную систему мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Самый высокий уровень, охватывает глобальные условия. Основные показатели – радиационный баланс, тепловой баланс атмосферы, баланс влаги, газовый состав атмосферы и степень ее загрязненности, общее состояние почвы, растительного и животного мира, загрязненность крупных озер, рек, океанов и морей. Его назначение в осуществлении мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг – это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Объекты слежения – атмосфера, озоновый слой, диоксиды углерода, гидросфера, растительный и животный мир в целом. Пока создание такой системы в полном объеме,