Файл: Лекция 1 Общие понятия о трудовой деятельности человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 5 (продолжение)
Тема 1.6.
Государственное регулирование
в сфере охраны труда
Вопрос 1.6.1.
Основные принципы государственного регулирования
в сфере охраны труда в рыночной экономике
Напомним, что под государственным регулированием понимают воздействие государства через деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти на деятельность физических и юридических лиц и тем самым – на экономические и социальные процессы.
Государственное регулирование осуществляется в интересах всего общества, чтобы обеспечить принятие и соблюдение законов, направить действия экономических субъектов на благо общества. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике.
Для государственного регулирования органы государственного управления используют административно-командные и экономические (рыночные) рычаги.
Территориальная и национальная специфика Российской Федерации, а также характер базисных для современного общества отношений собственности и прав управления, привели к существованию в Российской Федерации нескольких основных уровней управления: федерального (общегосударственного), регионального (субъекта федерации), муниципального (местного), частного (корпоративного).
Непосредственная работа по предотвращению производственного травматизма (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний, т.е. мероприятия по обеспечению безопасности труда, ведется на рабочих местах. Эту работу осуществляет через своих должностных лиц и систему корпоративного управления охраной труда работодатель, который отвечает перед обществом (в лице государства и в лице пострадавших работников) за ее результативность.
Поскольку все конкретные рабочие места, где трудятся наемные работники, принадлежат тому или иному работодателю, все вышестоящие уровни управления (муниципальный, региональный и федеральный) не могут непосредственно (минуя работодателя) управлять предотвращением производственного травматизма (несчастных случаев на производстве) и профессиональных заболеваний. Для этого у них нет ни ресурсов, ни «технической» возможности. Поэтому задачей органов федерального, регионального и муниципального уровней управления становится регулирование (организация) деятельности работодателя по управлению охраной труда в соответствии с законодательством и государственными нормативными (правовыми и техническими) требованиями.
Подчеркнем, что объектом управления всех вышеперечисленных органов власти является деятельность работодателя по обеспечению государственных требований охраны труда его работников, по предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а не сами по себе условия труда на рабочих местах, как иногда ошибочно думают.
Эпоха, когда прямое административное указание, распоряжение, приказ могли вызвать мгновенную реакцию безусловного выполнения, ушла в прошлое вместе с тотально-единой административно-командной системой советского общества. Экономическая и юридическая самостоятельность работодателя требует регулирования условий его предпринимательской деятельности, т.е. в конечном итоге условий получения им дохода и прибыли.
Заметим, что независимость деятельности работодателя (и его собственника) не означает «свободы от общества», не означает торжества анархизма и индивидуализма, а означает соблюдение свободы в рамках общества, причем свободы не только своей, но и других членов общества. Мировой опыт показывает, что в вопросах безусловного соблюдения безопасности труда и безопасности производства для членов общества, безопасности окружающей нас природы и т. п. деятельность работодателя должна быть поставлена (и поставлена в большинстве развитых стран) в определенные рамки ограничения возможности нанесения вреда другим лицам, природе, обществу в целом.
Для этого (первое разумное ограничение в рамках рыночной экономики и демократических свобод) любая деятельность (особенно опасная – способная нанести вред другим лицам, природе, обществу) должна быть разрешена обществом в лице государства или, как сейчас модно говорить – лицензирована (от слова лицензия – разрешение). Дело в том, что всеобщее формальное право любого субъекта права (юридического или физического лица) заниматься любой не запрещенной деятельностью сталкивается с таким же всеобщим правом других лиц (субъектов права) на обеспечение их безопасности, под которой может иметься в виду и покупка ими качественных товаров и услуг. Наличие лицензии (разрешения) свидетельствует о профессиональном характере осуществления хозяйствующим субъектом своей деятельности, о ее «безопасности» для окружающих.
Но одного лицензирования деятельности для обеспечения безопасности потребителя товаров или услуг еще недостаточно, ибо, как правило, он не имеет дело непосредственно с производителем этих товаров или услуг и не может «посмотреть» его лицензию. Для этого (второе разумное ограничение в рамках рыночной экономики и демократических свобод) все товары должны быть сертифицированы, а организации и учреждения, оказывающие услуги (например, медицинские, образовательные, консалтинговые, охранные и т. п.) непосредственно их потребителю, – аккредитованы.
И, наконец, (третье разумное ограничение в рамках рыночной экономики и демократических свобод) все специалисты производящих товары или оказывающих услуги субъектов права должны быть профессионально подготовлены, их компетентность подтверждена дипломами, аттестатами и сертификатами, все они должны иметь право осуществлять профессиональную деятельность в той или иной сфере.
Соблюдение этих трех ограничений позволяет цивилизованному обществу в условиях рыночной экономики поддерживать высокую «культуру производства» и получать качественные товары и услуги, обеспечивать безопасность общества, включая безопасность наемного труда (охрану труда) большинства своих членов.
Вот почему подтверждением соответствия всех проводимых работодателем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда является сертификация организации этих работ.
Вопрос 1.6.2.
Государственное управление охраной труда
Сейчас в нашей стране государственное управление в сфере охраны труда содержит два уровня управления (федеральный и региональный).
Основные принципы построения системы управления охраной труда в Российской Федерации в настоящий момент предполагают единственно верную, на данном этапе развития общества и страны вертикально-территориальную централизованную пирамидальную систему управления.
Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо государства олицетворяет своеобразную вершину пирамиды исполнительной власти. Президент имеет право издавать указы, обязательные к исполнению всеми физическими и юридическими лицами на территории Российской Федерации, является председателем Совета безопасности, а также фактически направляет деятельность Правительства
, включая процедуры назначения Председателя и членов Правительства.
Государственное управление охраной труда осуществляется соответствующими органами государственного управления в пределах их полномочий.
Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована статьей 216 Трудового кодекса РФ. Она предусматривают, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим эти функции до административной реформы 2004 года было Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России). В его структуре вопросами организации и управления охраной труда в Российской Федерации занимался специальный Департамент условий и охраны труда.
В ходе административной реформы 2004 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321, утвердившим «Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и охраны труда.
С этой целью в Минздравсоцразвития России на правах структурного подразделения образован Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы. Он обеспечивает деятельность министерства по вопросам, относящимся к своему ведению. Непосредственно вопросами охраны труда занимается Отдел политики охраны труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы.
Важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня управления, по сути, являются: 1) создание правовой базы деятельности всех органов власти и субъектов права в сфере охраны труда и 2) долгосрочное (экономическое) и оперативное (административное) управление всей этой деятельностью. С этой точки зрения, федеральный уровень отличается от всех других не только местом в пирамиде управления, но и ТИПОМ УПРАВЛЕНИЯ. Данный тип характеризуется всеобщностью, реальной властностью и (относительной) независимостью принимаемых управленческих решений.