Файл: Лекция 1 Общие понятия о трудовой деятельности человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом РФ учета мнений представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Лекция 7


Тема 1.8.
Обязанности и ответственность работников по
соблюдению требований охраны труда итрудового распорядка

Вопрос 1.8.1.
Основные типы работников


Как известно, работником называется человек, заключивший с работодателем трудовой договор. Поэтому все люди, работающие по найму, являются работниками. Их основная обязанность – выполнение условий трудового договора.

Однако разнообразие трудовых функций различных работников вносит свою дополнительную дифференциацию их обязанностей и, соответственно, ответственности. Эта дополнительная дифференциация в первую очередь зависит от роли, которую выполняет работник в трудовом коллективе. Рассмотрим это более подробно.

Подчеркнем, что хотя отношения «работник – работодатель» формально связывают два субъекта права, в реальности у одного работодателя может быть более одного работника, а работник может работать у нескольких работодателей.

Права и обязанности работодателя – образовательного учреждения в трудовых отношениях осуществляются органами управления этого учреждения – юридического лица.

Поскольку образовательное учреждение может реализовать возложенные на него, как на работодателя, страхователя и т. п., законодательством обязанности только через трудовую деятельность своих работников, в итоге, трудовые отношения «работник – работодатель» реализуются в образовательных учреждениях через взаимоотношения «работники – работники». Чтобы ситуация не выглядела парадоксальной, необходимо вспомнить о разделении труда и функциональных обязанностей разных работников.

По критерию участия в управлении все работники могут быть разделены на две категории: «не участвующие» и участвующие в процессе управления, в том числе охраной труда.

«Не участвующих» можно назвать «исполнители», ибо они просто выполняют (исполняют) свои трудовые обязанности и распоряжения участвующих в управлении должностных лиц работодателя.

Участвующие в корпоративном управлении являются должностными лицами работодателя и осуществляют управление «исполнителями» и другими работниками от лица работодателя. Не совсем корректно, но их можно называть административно-управленческим персоналом или администрацией.



Должностные лица могут быть разделены (по типу управленческих функций) на руководителей, осуществляющих прямое и непосредственное руководство работниками, и специалистов, осуществляющих специальные функции в системе управления без прямого руководства работниками.

Руководители являются ответственными должностными лицами из числа работников, представляющими учреждение (в сфере охраны труда – работодателя) при выполнении своих должностных обязанностей, и имеют в своем непосредственном и прямом подчинении других работников.

Особая роль в представительстве работодателя принадлежит первому руководителю, который в отдельных случаях, разрешенных законодательством, даже может не быть работником данного работодателя.

Помимо руководителей важную роль в управлении играют специалисты.

Специалисты помогают руководителям управлять деятельностью других работников, непосредственно заняты квалифицированным трудом по организации и обеспечению деятельности, в том числе трудовой, учреждения, и тем самым косвенно руководят деятельностью других работников, но не имеют, в отличие от руководителей, ни одного работника в непосредственном и прямом подчинении.

Подчеркнем, что все права, все обязанности и вся ответственность работодателя в сфере трудовых отношений должны быть распределены между должностными лицами работодателя, осуществляющими функции управления. Функции работодателя не могут быть возложены на исполнителей, поскольку исполнители – это работники, не являющиеся ни руководителями, ни специалистами, и выполняющие свои трудовые обязанности, не имея других работников в своем подчинении. Исполнители не представляют и не выполняют функций работодателя и не выступают от его имени, ибо являются «чистыми» работниками (в сфере охраны труда, как правило, рабочими или младшим обслуживающим персоналом или техническим персоналом).

Заметим, что изложенное нами выше деление работников на руководителей, специалистов и исполнителей отражает специфику организации труда в рыночных условиях и не совпадает с привычной еще с советских времен (и фактически действующей) системой деления работников на рабочих и служащих.

В рамках этого подхода в зависимости от категории работника трудовые обязанности подразделяются на должностные, т. е. выполняемые служащими, занимающими должности, и производственные (рабочие) обязанности, т. е. выполняемые рабочими по профессии.


Главное отличие между должностями служащих и профессиями рабочих (служащие занимают должности, а рабочие выполняют работы по профессии) по советскому трудовому праву заключалось в характере труда: для первых предполагали умственный труд, а для вторых – физический. При этом в соответствии с принятой классификацией служащие делятся на три категории: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители).

Распределение на категории осуществлялось в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (например, организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Должностные обязанности, являясь разновидностью трудовых обязанностей, определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.

Заметим, что для участия в управлении все должностные лица должны быть, во-первых, назначены на должность и, во-вторых, наделены властными полномочиями. В большинстве ситуаций должностные лица получают право делегировать свои властные полномочия дальше вниз по служебной лестнице. Назначение первого руководителя – всегда особая процедура, для всех других назначений необходим приказ первого руководителя.

В результате реализация прав и выполнение обязанностей работодателя в сфере охраны труда могут быть осуществлены только при наличии документально зафиксированного распределения этих прав и обязанностей среди работников через их должностные обязанности (инструкции) и инструкции по охране труда и безопасному выполнению работ на рабочем месте.

В этом разделении ключевые позиции занимают первый руководитель образовательного учреждения, (первые) руководители подразделений, непосредственные руководители работ (мастера, педагоги и т.п.). Важная роль отводится сознательному соблюдению всех требований охраны труда самими работниками-исполнителями.

Первые руководители в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда и результативность управления охраной труда в подчиненных им подразделениях (учреждении). Заметим, что первый руководитель может письменно или даже устно поручить сделать что-либо любому подчиненному ему работнику, но ответственность за выполнение этого порученного дела с первого руководителя никто не снимает.

На непосредственном руководителе работами сходятся все разделенные ранее между должностными лицами линии управления. Он должен обеспечить своеобразное «интегрирование» всех средств и мероприятий по охране труда для безопасного труда своих подчиненных – исполнителей.


Но все усилия вышестоящих лиц будут напрасны, если сам работник не заинтересован в сохранении своей жизни, здоровья и работоспособности.

Основные права и обязанности работодателя по охране труда на практике, естественно, тесно переплетены с другими и «рассыпаны» по самым различным нормативным актам.

Для построения системы управления охраной труда в образовательном учреждении важно подчеркнуть, что работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Для построения системы управления охраной труда важно подчеркнуть, что работодатель обязан создать «нормальные» условия для труда. Закон относит к таким условиям, в частности, «…исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства».

Поэтому работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;