Файл: Семинарского занятия Тема Занятие античная философия начало теоретического (абстрактного) мышления учебные и воспитательные цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание для проведения семинарского занятия

Тема 3. Занятие 1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

НАЧАЛО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (АБСТРАКТНОГО) МЫШЛЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Расширить и углубить у студентов знания о досократовском и классическом периодах античной философии, о философии эпохи эллинизма и Древнего мира.

2. Формировать у обучающихся убеждение в необходимости целенаправленной, систематической работы по овладению знаниями по дисциплине в целях формирования мировоззренческих позиций, качественного решения профессиональных задач.

3. Активизировать познавательную деятельность студентов, вырабатывать у них стремление к совершенствованию знаний, необходимых специалисту.

Учебные вопросы:

1. Античная философия: школы и представители древнегреческой философии.

2. Философия классического периода Древней Греции.

При рассмотрении первого вопроса необходимо:

а) расширить знания о школах и представителях древнегреческой философии:

- Милетская школа (VII-VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.) - первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии, учение о воде как первоначале всех;

- учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.), Гераклита из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.);

- Италийская школа Пифагора (ок. 580-500 гг. до н. э.) и пифагорейцы;

- Элейская школа: Ксенофан (ок.580-473 гг. до н. э.) - теоретический источник философии элеатов, Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.), Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н. э.); Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.)

При рассмотрении второго вопроса необходимо:

- усвоить концепции софистов: Протагор (ок. 491/481-410 гг. до н. э.);

- уяснить взгляды Сократа (470/469-399 гг. до и. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. С применением рекомендуемой литературы:

Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – С. 26-40.


Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юни-ти-Дана, 2016. – С.83-119.

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консуль-тационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – С. 35-39.

А) каждому студенту составить словарь ключевых понятий:

Античная философия, Милетская школа, Элейская школа, Фалес, Анаксимен, Парменид, Анаксимандр, Пифагор, пифагорейцы, Гераклит, Демокрит, материя, первоматерия, космология, Эпикур, эпикуреизм, Ксенофан, метафизика, бытие, Зенон Элейский, апория, диалектика Зенона, Сократ, Платон, Аристотель, субстанция.

Б) решить изложенные ниже задания (кроссворд и на размышление).
Л и т е р а т у р а

а) обязательная:

1. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 612 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117 

2. Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490 

б) дополнительная

3. Лавриненко, В.Н. Философия: В вопросах и ответах: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 429 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560699

4. Пурынычева, Г.М. Философия: учебное пособие / Г.М. Пурынычева, В.И. Загайнова, Т.А. Вархотов; Поволжский ГТУ. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 108 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476507 

5. Философия: краткий курс. - Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2016. - 159 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480221 
Решите задания

I. Задание на размышление.

Сравните три высказывания и поясните смысловые отличия:

- «На входящих в те же самые реки протекают в один раз одни, в другой раз другие воды» (Клеанф);

- «В туже самую реку дважды входим и не входим» (Сенека);

- «Нельзя дважды вступить в ту же самую реку» (Плутарх).

Прокомментируйте высказывания некоторых древнегреческих философов:

- «Мы ничего доподлинно не слышим и не видим» (Ксенофан);

- «Познай самого себя», «Я искал самого себя» (Гераклит).


II. Решите кроссворд, проставив в пустых клетках соответствующие слова.

Правильно вписав в колонки по горизонтали слова, значение кото­рых дано ниже, прочитайте в одной из колонок по вертикали название фактически первой исторической формы философии.




1. Взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. 2. Способ су­щест­во­ва­ния религиозного сознания, особое настроение, переживание, харак­те­ри­зующее его внутреннее состояние. 3. Философское направ­ле­ние, признающее первичность материи, а сознание – ее свойством. 4. Внешняя форма проявления веры, система утвердившихся ритуалов, догматов. 5. Предмет изучения первых древнегреческих философов. 6. Древнегреческий мыслитель, который по некоторым историческим свидетельствам впервые употребил слово «философ». 7. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей и развития. 8. Учение о бытии как таковом. 9. Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения, выражающий неуверенность в ис­тин­ности чего-либо. 10. Древнегреческий мыслитель, первым пред­при­нявший попытку выделить философию в особую область теорети­ческо­го знания. 11. Учение о происхождении космических объектов и систем. 12. Способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 13. Такая форма общественного сознания, основу которого составляет вера в сверхъестественное. 14. Трудно­раз­решимая проблема, логическое затруднение.