Файл: Управление собственным и заемным капиталом организации в условиях подъема экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал - зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал предприятия (предприятия, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в его уставный фонд).

Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды [7, 134].

В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства капитала в предприятиях малого бизнеса. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.

Основными способами привлечения заемного капитала являются банковский кредит, эмиссионное финансирование, лизинг. В большинстве случаев в качестве заемных источников предприятия используют банковский кредит, что объясняется относительно большими финансовыми ресурсами банков, а также тем, что при получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии.

С учетом классификации заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением. Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам (рисунок 3).

1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.


На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.


Рис.3 Этапы управления привлечением заемного капитала
На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;


б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. [10, 267]


Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: срок полезного использования; льготный (грационный) период; срок погашения.

Срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности.

Льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств.

Срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

Он определяется по формуле:
(3)
где ССз — средний срок использования заемных средств;
СПз — срок полезного использования заемных средств;
ЛП — льготный (грационный) период;
ПП — срок погашения.

Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на

2. Исследование состояния и управления собственным и заемным капиталом ПАО «Лукойл» за 2016-2017 года


2.1 Анализ основных показателей деятельности ПАО «Лукойл» за 2016-2017 года



ПАО «Лукойл» — одна из крупнейших публичных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире, на долю которой приходится более 2% мировой добычи нефти и около 1% доказанных запасов углеводородов. Обладая полным производственным циклом, компания полностью контролирует всю производственную цепочку — от добычи нефти и газа до сбыта нефтепродуктов. 88% запасов и 86% добычи углеводородов приходится на Российскую Федерацию, при этом основная деятельность сосредоточена на территории 4-х федеральных округов — Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Более 100 тыс. человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить эффективное развитие компании и ее передовые позиции на рынке.

Стратегическими целями компании являются:

  1. Укрепление позиций в отрасли.

  2. Реализация новых проектов в сегментах «Разведка и добыча» и «Переработка, торговля и сбыт» в целях эффективного восполнения ресурсной базы, увеличения объемов производства, улучшения структуры производимой продукции и других ключевых показателей деятельности.

  3. Развитие конкурентных преимуществ путем применения современных технологий, поиска наиболее оптимальных технических решений, контроля над расходами.

  4. Непрерывная оптимизация процессов на действующих активах в целях максимизации эффективности [19].


Таблица 1 - Динамика основных показателей деятельности ПАО «Лукойл» за 2016-2017 года.

Показатели

2016 год

2017 год

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

1 Выручка, тыс. рублей.

316 540 706

223 419 850

- 93 120 856

- 29,42

  1. Полная себестоимость продаж, тыс. рублей.

45 747 874

65 673 530

19 925 656

43,56

  1. Издержкоемкость, р.

0,14

0,29

0,15

107,14

  1. Прибыль от продаж, тыс. рублей.

270 792 832

157 746 320

- 113 016 512

- 41,75

  1. Рентабельность продаж, %.

85,55

70,61

- 14,94

-

  1. Средняя величина собственного капитала, тыс. рублей.

1 313 042 468,5

1 339 882 803

25 840 334,5

2,04

  1. Средняя величина заемного капитала, тыс. рублей.

671 937 681,5

681 772 691

9 835 009,5

1,46

  1. Финансовый рычаг, в долях.

0,30

0,24

-0,06

-

  1. Средняя величина дебиторской задолженности.

161 316 968

241 872 833,5

80 555 865,5

49,94

  1. Средняя величина кредиторской задолженности.

174 777 510,5

217 712 243,5

42 934 733

24,57

  1. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, в долях.

0,92

1,11

0,19

20,65

  1. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. рублей.

15 103 867,5

15 122 420,5

18 553

0,12

  1. Фондоотдача, рублей.

21,00

14,77

- 6,23

- 29,67

  1. Чистая прибыль, тыс. рублей.

182 566 224

204 363 706

21 797 482

11,94

  1. Рентабельность собственного капитала, %.

13,9

15,25

1,35

-

  1. Среднесписочная численность, чел.

105 500

106 200

700

0,66

  1. Объем выручки на одного работающего, тыс. рублей на человека.

3 000,39

2 103,77

- 896,62

- 29,88

  1. Расходы на оплату труда, тыс. рублей.

11 492 062

24 286 687

12 794 625

111,33

  1. Среднегодовая заработная плата одного рабочего, тыс. рублей.

108,93

228,69

119,76

109,94