Файл: Реферат по дисциплине Основы менеджмента в системе высшего образования.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типы образовательных организаций - дошкольная образовательная организация; общеобразовательная организация образовательная организация; профессиональная образовательная организация; образовательная организация высшего образования. Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: организация дополнительного образования; организация дополнительного профессионального образования; образовательные организации высшего образования.
Участие государства и его органов в управлении образованием обусловлена выполнением образовательной системой социальных функций государства в интересах общества. Функции государства в управлении образованием - определение уровней образования, статуса образовательных учреждений, порядка установления ЕГЭ и выпускных документов государственного образца; принятие законодательных и нормативных актов по сохранению единого образовательного пространства, разработка общенациональной политики в области образования со стратегией подготовки кадров и т.д.
Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом соответствующего образовательного учреждения на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Устав образовательного учреждения определяет порядок выборов и компетенции органов самоуправления образовательного учреждения. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляют директор, ректор или т.д., прошедшие соответствующую аттестацию.
Управление негосударственными образовательными учреждениями осуществляет непосредственно его учредитель или попечительский совет, формируемый учредителем.
В образовательном учреждении можно выделить различные типы управляющих структур - линейная (отношения подчинения выстраиваются на основе субординации субъектов), функциональная (функциональные обязанности с доминированием связей и отношений координации), линейно-функциональная (система субординации и координации), матричная (с мобильно изменяющимися звеньями).
Управление работой образовательного учреждения осуществляется на основе планирования. Для организации планирования работы образовательного учреждения необходимо знать отчетно-планирующие документы в образовательном учреждении (их перечень составляется на основе анализа нормативных документов); основные требования к структуре и содержанию планов.
План состоит из введения, содержащего задачи работы на учебный год, и основной части, состоящей из ведущих направлений деятельности по решению этих задач, охватывающих либо деятельность учреждения, либо отдельных его подразделений, либо педагогические формы организации работы.
Содержание плана требует соблюдения научной обоснованности, объективности и целенаправленности, ориентирующегося на социально-педагогический заказ общества, условия и возможности коллектива.
Введение годового плана включает констатирующую и постановляющие части. Констатирующая часть содержит краткий анализ состояния дел в образовательном учреждении за истекший период по выпуску и приему учащихся; изменению в кадрах; результатам образовательной подготовки; состоянию педагогической деятельности коллектива; учебно-материальной базы; деятельности администрации. В постановляющей части введения формируются поочередные задачи. Ведущие разделы плана: обучение; воспитательная работа; методическая работа и повышение квалификации педагогических работников; руководство и контроль за образовательным процессом; профориентационная работа. Выполнение задач годового плана связано с правильно организованной методической работой, имеющей две основные формы работы: коллективную (педагогические чтения, конференции, школу передового опыта и другие через методические комиссии) и индивидуальную (тему исследования). Основные направления работы методических комиссий - организационно-педагогические; повышение профессионального мастерства; изучение, обобщение и распространение передового опыта; внеклассная работа по предметам.
Организация методической работы в образовательном учреждении осуществляется во многом методическим кабинетом. Основные направления его деятельности: сбор, систематизация и хранение методических материалов; создание условий для систематической работы педагогического коллектива: создание условий для совершенствования общей культуры и эрудиции педагогического коллектива. При планировании работы образовательного учреждения уделяется внимание анализу организационных условий образовательного процесса: обеспеченность учреждения контингентом обучаемых, педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом; использование реальных учебных режимов и отдыха учащихся; наличие учебных планов и программ; соответствие занятий учебным планам и санитарно-гигиеническим требованиям; материально-техническая оснащенность учебного процесса. Организационно-педагогические условия обеспечивают возможность протекания учебно-воспитательного процесса и его эффективность, в связи с чем анализ этих условий представляется важной функцией, которая должна быть отражена в плане работы учреждения.
В настоящее время в связи с активным реформированием системы образования РФ происходит внедрение различных педагогических инноваций. Педагогические инновации – это нововведение, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду элементы новшества, улучшающие характеристики образовательной системы в целом. Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Основные направления и объекты инновационных преобразований в педагогике - разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений; обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; совершенствование управления образовательным учреждением и системой образования в целом; улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; проектирование новых моделей образовательного процесса; разработка здоровьесберегающих технологий обучения; разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновационное управление — это управление, обеспечивающее устойчивое инновационное функционирование и развитие образовательного учреждения и обладающее системностью, гибкостью, опережающим характером, мотивационностью, информативностью и оптимальностью. Виды управленческих новшеств - новые организационные структуры управления; новые управленческие функции; новшества в организационном механизме реализации управленческих решений.
Условия эффективности инновационного управления образовательными учреждениями: • высокое информационное обеспечение процесса управления; • контролируемость процессов функционирования и развития образовательного учреждения; • создание опережающего оптимального обеспечения процесса функционирования и развития образовательного учреждения; • заинтересованность преподавателей в инновационной деятельности.
Механизм управления – это система органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого качества, количества и к определённому времени. Цели управления достигаются путём реализации определённых принципов и методов. Выделяют механизмы управления трех категорий:
-
Административные – базируются на власти, дисциплине и взысканиях; -
Экономические – основываются на правильном использовании экономических ресурсов и законов управления; -
Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Ведущие понятия педагогического менеджмента
Аттестация кадров - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности.
Качество профессионального образования – это сложная многоуровневая, динамическая система качеств, ориентированных на обеспечение итогового качества - качества специалиста сферы профессионального обучения.
Компромисс – баланс интересов конфликтующих сторон.
Конкурентоспособность на рынке труда - соответствие работников требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему (им) претендовать на занятие определенных вакансий.
Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов образовательного взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Лицензирование - 1) процедура проведения экспертизы на соответствие условий образовательного процесса нормативным требованиям, принятия решений, оформления и выдачи образовательной организации разрешения (лицензии) на право ведения образовательной деятельности; 2) установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Менеджмент - управление и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Менеджер образовательного процесса - субъект системы управления деятельностью объекта (-ов) управления. Менеджер образовательного процесса: - преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления образовательной (учебной, развивающей и воспитательной) деятельностью обучающихся; – руководитель учебного заведения (директор, заместители и др.), выступающий в качестве субъекта управления образовательной (учебной, развивающей и воспитательной) деятельностью педагогических работников.
Методы педагогического управления - способы осуществления управленческих воздействий на педагогов и обучающихся для достижения целей управления образовательным процессом.
Миссия образовательной системы - четко выраженная глобальная цель существования образовательной системы (учреждения, организации). В ней обычно декларируются цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке образовательных услуг.
Мониторинг образовательного процесса – непрерывное отслеживание хода, эффективности и результата образовательного процесса (в том числе на основе использования компьютерной техники), сбора и обработки получаемой информации.
Мотивация - процесс побуждения сотрудника к эффективной трудовой деятельности для достижения целей организации. Данный процесс осуществляется с помощью мотивов, выступающих как осознанная внутренняя потребность, и стимулов, выступающих как внешние импульсы.
Стимулирование - система целенаправленных мер, способствующих позитивной мотивации работников к эффективной трудовой деятельности.
Образование – целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества и государства с последующим получением документа.
Образовательный процесс – целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов. Она происходит в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс в целом - это деятельностная, искусственная, открытая, конкретная, динамичная и централизованная система. Образовательный процесс - это изменение состояния педагогической системы.
Организационная культура - убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Обучающийся (студент, слушатель, ученик) - естественная, открытая, конкретная, динамичная, сложная, централизованная, биологическая и деятельностная система.