Файл: Реферат по дисциплине Основы менеджмента в системе высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общение - сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Операционно-тактический педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления обучающего в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижения целей занятия.

Организационно-управленческая компетенция – это система учебных знаний, навыков, умений и обобщенных способов действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в организационно-управленческой деятельности в соответствие с предоставленными полномочиями.

Организационно-управленческая компетентность является видом профессионально-педагогической компетентности и представляет собой способность (знание, умение, владение) и готовность (бытие) эффективно выполнять деятельность по организации управления в сфере профессионального образования в соответствии с предоставленными полномочиями.

Оперативная организационно-управленческая компетентность - это способность (знание, умение, владение) и готовность (бытие) эффективно выполнять деятельность по организации управления образовательным процессом на занятии в зависимости от конкретных условий и сложившейся ситуации.

Педагогический менеджмент (организационно-управленческая деятельность педагога) - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение его эффективности. Педагогический менеджмент как социальная деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: 1) цель деятельности; 2) субъект деятельности; 3) объект деятельности (он же второй субъект); 4) содержание деятельности; 5) способы деятельности.

Стратегический педагогический менеджмент (стратегическое педагогическое управление) – комплекс мероприятий, включающий в себя анализ потенциала образовательного учреждения и внешней среды, формулировку миссии и основных целей, разработку стратегий, формирование стратегических планов, управление их реализацией.


Оперативный педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов оперативного управления педагогическим подразделением (обучающим), направленных на повышение эффективности достижения целей образовательного учреждения.

Тактический педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления обучающего в соответствии со складывающейся ситуацией, направленных на повышение эффективности достижения целей занятия.

Педагогический конфликт – нормальное проявление связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон образовательной системы.

Педагогическое управленческое решение - выбор альтернативы, осуществляемый менеджером образования в рамках его компетенций, направленный на достижение образовательных целей.

Планирование - определение основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения.

Преподаватели - основная категория персонала, осуществляющая образовательный процесс, продуктом которого являются компетенции (знания и умения) учащегося или студента. По сложившейся традиции выделяют преподавателей высшей квалификации (профессор, доктор наук), средней квалификации (доцент, кандидат наук) и низшей (базовой) квалификации (старший преподаватель, ассистент, учитель, воспитатель).

Профессионально-педагогический успех (профессиональный успех) – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, уровнем притязаний личности, результатами ее деятельности, и связанные с ним переживания удовлетворения, более сильные мотивы деятельности, освобождающие и реализующие скрытые возможности.

Профессионально-социальная мобильность - готовность и способность сменить производственные задания, место работы, специальность и социальную роль под влиянием социально-экономических и научно-технологических факторов.

Педагогическое управленческое решение - выбор альтернативы, осуществляемый менеджером образования в рамках его компетенций, направленный на достижение образовательных целей.



Принятие решения: – весь процесс управления (расширенное понимание); – акт выбора из альтернативных вариантов (узкое понимание).

Руководство - менеджеры, осуществляющие координацию людей в процессе образовательной деятельности. По принятой в теории трехуровневой классификации выделяют руководителей высшего звена (ректор, директор), среднего звена (декан, зав. отделением) и низшего звена (зав. кафедрой, начальник отдела, завуч) - его лучше называть базовым звеном.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Сотрудничество – реализация интересов всех конфликтующих сторон в процессе совместного решения возникшей проблемы. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство).

Управленческое решение - выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР) в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации.

Управление образовательным процессом (как составная часть педагогического менеджмента) – целенаправленное воздействие руководителя на педагогический коллектив и обучающихся путем научно обоснованного планирования, организации, мотивации и контроля их деятельности. Управление по целям предполагает сосредоточение внимания руководителей на разработке согласованных на различных уровнях образовательной системы целей и выработке совместно с подчиненными решений о средствах их достижения и оценки. В управлении образованием подход реализуется в различных модификациях: как целевой, системно-целевой, программно-целевой. Суть целевого управления - развертывание деятельности во имя достижения четко сформулированных целей. Управление по результатам - процесс, состоящий из следующих этапов: планирование результатов, ситуационное управление ради достижения этих результатов и контроль (наблюдение) за результатами. Такое управление по своей сути представляет систему управления, мышления и поведения всех членов организации. Суть управления по результатам – организация и контроль состояния реального процесса управления, мотивации и квалификации руководителей. Управление по отклонениям - система деятельности, основанная на выявлении и доведении до сведения руководителей только тех сигналов, которые требуют его личного внимания. Суть управления по отклонениям - облегчение труда руководителя за счет разделения всей деловой информации на две части: с одной могут справиться подчиненные, другая же требует вмешательства руководителя.


Управление педагогическим конфликтом - целенаправленное, обусловленное законами образовательного процесса воздействие на его динамику в интересах развития педагогической системы и достижения образовательных целей.

Ученые - ведущая часть персонала учебного или научного учреждения, занятого в сфере научно-исследовательской деятельности, результатом труда которого является интеллектуальный продукт (изобретение, методика, новая технология и др.).

Функция - отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Цель деятельности – планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат деятельности (цель – модель результата).

Библиографический список

1. Борытко Н. М., Соловцова И. А. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с.

2. Львов Л.В. Педагогический менеджмент: учебное пособие. – Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. – 178 с.

3. Мартынова О.А. Особенности управления образовательным процессом // Научный Аспект № 3 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – стр 128-130.

4. Фролова М.Е. Управление качеством образования: учеб. пособие для студентов педагогических направлений магистратуры, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации педагогических работников. – Шуя: Издательство Шуйского государственного педагогического университета, 2011 – 88с.

5. Шарипов Ф.В. Педагогический менеджмент: учебное пособие. – М.: Университетская книга, 2014 – 480с.