Файл: В прошлое, но память о ней жива Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-К-.

3) ВКЛЮЧЁННЫЙ  — в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.

4)  (отнюдь НЕ) ЗАБОТЛИВЫЙ  — причастие с зависимым словом пишется с НЕ раздельно.

5)  РАЗЪЯСНИТЬ  — буква Ъ пишется в корне слова для обозначения твёрдости предшествующего согласного звука.

6. 

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Когда все уходили: кто в школу, кто на работу, Дина оставалась с прадедом.

2)  Девочка дорожила часами, потому что это был подарок прадедушки на её день рождения.

3)  У прадеда было много часов, потому что он был часовщиком.

4)  Дина поняла, каким добрым и неравнодушным к людям был её прадед.

5)  Алик случайно оставил часы дома, а возвращаться за ними ему было некогда.
(1)Всех женщин своей большой семьи, от бабушки до правнучки, прадед называл «доченьками». (2)Всех мужчин – «сыночками». (3)Последние годы он был совсем слеп, отличал только свет от тьмы: видел окно, горящую лампу. (4)Разговаривал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что было почти неслышно. (5)Видно было только, как двигаются седые усы над провалившимся ртом – за это звали его дети дедом-шептуном.

(6)Братья ходили в школу, все взрослые были на работе, а Дина, самая младшая в семье, оставалась с прадедом. (7)Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (8)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (9)Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

(10)Ни у кого в классе часов не было. (11)А у Алика были. (12)Каждые пять минут он смотрел на часы и всё удивлялся, какие же минуты разные: некоторые длинные, еле тянутся, а другие быстрые, проскакивают незаметно. (13)Вечерами Алик заводил часы и клал их рядом с кроватью на стул. (14)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.

(15)Однажды утром, недели через две после того как подарили часы, Алик ушёл в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (16)По дороге он спохватился, но возвращаться было некогда.

(17)После завтрака Дина обнаружила часы. (18)Она осторожно взяла их и надела. (19)Прадед покачал головой.

(20)Во дворе Дину окружили ребята.

— (21)Это Алькины часы,  — говорили они.


— (22)Нет, мои! – врала Дина. – (23)Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (24)У него таких часов сто штук. (25)Он и мне подарил.

(26)Девочка побежала на задний двор. (27)Там ребята играли в волейбол. (28)Она попросилась, её приняли неохотно. (29) Играть толком она не умела. (30)Дина подняла руки с растопыренными пальцами и стала ждать, когда мяч шлёпнется о них. (31)Наконец долгожданный мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье. (32)Часы брызнули в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. (33)С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце.

(34)Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные. (35)Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. (36)Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту. (37)Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. (38)Она долго колотила пяткой в дверь, прадед открыл. (39)Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

— (40)Ничего, ничего, доченька,  — сказал он,  — не надо было их брать.

(41)И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. (42)Она сунула в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм. (43)А когда все слёзы, которые были, вылились, она крепко уснула.

(44)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробочка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным стеклом. (45)Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу. (46)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

— (47)Деда, ты починил? – не веря своим глазам, спросила Дина.

—(48)Ну вот, а ты плакала. (49)Стёклышка нового у меня нет. (50)Здесь трещинка маленькая, видишь?

— (51)Вижу, – шёпотом ответила Дина. – (52)А ты? (53)Скажи, ты не слепой, да? (54)Ты видишь?

(55)Прадед повернулся к ней. (56)Глаза его были добрыми и блёклыми. (57)Он улыбнулся.

— (58)Пожалуй, кое-что вижу. (59)Но только самое главное, – ответил он и зашептал, как всегда, что-то неслышное.

(60)Прошло много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (61)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.

 

(По Л. Улицкой*)

Улицкая Людмила Евгеньевна 

(род. в 1943 г.) – российская писательница, сценарист, лауреат литературных премий.

7. 

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 

1)  И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

2)  Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

3)  Деда, ты починил?  — не веря своим глазам, спросила Дина.

4)  Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.

5)  Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

8. 

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ТИХО (предложение 4). Напишите этот синоним.
9. 

 

3.  Как Вы понимаете значение слова ПОНИМАНИЕ? С формулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тем у «Что значит понять другого человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 3

1. 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

2. 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Историческая география населения  — наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2)Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3)Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4)Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)  В предложении 1 составное именное сказуемое.

2)  Грамматическая основа предложения 2  — пути являются.

3)  Первая часть сложного предложения 3  — односоставное неопределённо-личное предложение.

4)  Предложение 4 сложноподчинённое, с придаточным цели.


5)  Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3. 

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Он часто возвращался к матери(1) прижимался к ней(2) и(3) когда барин спрашивал его(4) хорошо ли ему на даче(5) улыбаясь(6) отвечал: «Хорошо!»

4

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  (находиться) ЗДЕСЬ  — на обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) Решена (задача)">конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2)  ВЕСЕННЕЕ (настроение)  — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3)  ВЫСТИРАТЬ (бельё)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4)  УЛЫБАЮЩИЙСЯ (человек)  — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5)  СУДОРЕМОНТНЫЙ (завод)  — сложное существительное пишется слитно.

6. 

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  События, описанные в тексте, происходили на Неве.

2)  Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.

3)  Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.

4)  Матвей Капитоныч  — это сын погибшего перевозчика.

5)  Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.
(1)На маленькой пристани уже набился народ.

— (2)Матвей Капитоныч, поторопись!  — закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.