Файл: В прошлое, но память о ней жива Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) духовность отодвинута (предложение 1)
2) материальность скрывается (предложение 2)
3) выступает (предложение 3)
4) культура осчастливила (предложение 4)
5) все начали (предложение 5)
3.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Бросив последний взгляд на девушек (1) ждавших на берегу (2) Сергей наконец решился (3) и (4) глубоко выдохнув (5) нырнул с (6) раскачивающегося на ветру (7) моста в воду (8) обжигавшую утренней прохладой.
4.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЛИСТАТЬ (умом) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
2) ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ (на выставке) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
3) ТЁМНО-КРАСНАЯ (рябина) — сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
4) ПРИФРОНТОВОЙ (участок) — правописание приставки определяется её значением — близость.
5) СТЕРЕЧЬ (дом) — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
6.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рая Иванова училась в ремесленном училище.
2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р. А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.
5) Описанные события происходят в конце блокады.
(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи,
прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
(По Л. Овчинниковой) *
7.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.
4) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины».
5) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!»
8 Лексический анализ.
Среди предложений 21−22 найдите слово со значением «настоящий, оригинальный, истинный». Напишите это слово.
9 3. Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.