Файл: 5 Эмоциональные процессы Эмоциональный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время не существует единой общепризнанной классификации волевых качеств личности ( рис. 5.3).




увеличить изображение
Рис. 5.3.Классификации видов волевых качеств личности

Классификации видов волевых качеств личности:

  1. По валентности (тону) волевые качества могут быть как положительными, так и отрицательными.

  2. По генезису выделяют первичные, вторичные (производные) и третичные волевые качества.

  3. Вклассификации В.А. Иванникова, выделены морально-волевые, эмоционально-волевыеисобственно волевые качества.

Значительную роль в психической регуляции поведения и деятельности человека играют его самооценка и ответственность.

Самооценка (англ. self-rating) – оценка человеком своих качеств и чувств, достоинств и недостатков, способностей, поступков и пр., определяющая его самоуважение и веру в себя. Заниженная, адекватная (нормальная) или завышенная самооценка влияет на адекватность саморегуляции человека в процессе выполнения волевого действия.

Ответственность (англ. responsibility) –личностная характеристика человека, описывающая его готовность отвечать за свои поступки, действия / бездействие и их последствия.

Нарушения волевой сферы личности(нарушение структуры иерархии мотивов, формирование патологических потребностей и мотивов) проявляются различными симптомами: снижением волевых процессов (гипобулия) или чрезмерной активностью (гипербулия)

Краткие итоги

Эмоциональный процесс – психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида.

Эмоциональный интеллект – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Аффекты – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма.


Эмоции – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными.

Чувства – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает.

Настроения – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.

Воля – психический процесс сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее внутренние ресурсы человека (физические, интеллектуальные и моральные) при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения.

Волевые качества – психические свойства, отражающие особенности волевой регуляции личности, сформированные в ходе приобретения жизненного опыта и характеризующие ее способность достигать поставленные цели, преодолевая возникающие трудности и препятствия

Задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте определения понятий "эмоциональный процесс", "эмоциональный интеллект"; опишите физиологические основы эмоциональных процессов; проанализируйте классификацию эмоциональных процессов по их психологическим особенностям и закономерностям протекания.

  2. Дайте характеристику эмоции как психического процесса и состояния; охарактеризуйте различные психологические теории эмоций; опишите компоненты и составляющие эмоций, их функции, виды и нарушения.

  3. Проанализируйте взаимосвязи между эмоцией, чувством и поведением, опишите динамику возникновения и протекания чувств, раскройте различные подходы к классификации чувств; охарактеризуйте феномен амбивалентности эмоций и чувств.

  4. Сформулируйте определения понятий "поведение" и "деятельность", опишите уровни психической регуляции поведения и деятельности; дайте определение понятия "действие" как структурного компонента деятельности, перечислите различные виды действий.

  5. Сформулируйте определения понятий "воля" и "волевое усилие", опишите физиологические основы волевой регуляции поведения и деятельности, качества и функции воли; проанализируйте структуру волевого акта; опишите виды волевых качеств личности и нарушения волевой сферы личности.



Особенности поведения людей в экстремальных ситуациях


Под экстремальными ситуациями обычно понимается   неожиданное нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на определенной территории,  созданное аварией, катастрофой или стихийным бедствием, или другим опасным происшествием, которое приводит к нарушению хозяйственной деятельности, гибели или травмированию людей, значительному материальному ущербу.

Характер экстремальной ситуации определяется особенностями воздействия ее последствий на психику человека:

  • неожиданностью действия;

  • содержанием травматического события;

  • особенностями человека и его нервнопсихологическим состоянием;

  • степенью внутреннего негативного восприятия сложившейся обстановки;

  • опытом человека;

  • способностью противостоять возникшим неприятностям.

В процессе формирования готовности человека к экстремальным ситуациям выделяются две стороны:

  • формирование необходимых знаний, умений и навыков;

  • формирование психологической готовности к деятельности (преодоление эмоций, умение не доходить до состояния стресса).

Каждый человек, оказавшийся в психотравмирующей ситуации, должен понимать  общий характер протекания стрессовых реакций, знать закономерности их протекания и преодоления.

Среди множества первичных  реакций  выделяются:

СЕРДЦЕБИЕНИЕ. Возможны внезапные ощущения боли в груди. Вы встревожены тем, что у вас может начаться сердечный приступ. Вы стараетесь посидеть в спокойном месте.

НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ ДРОЖЬ (нервный озноб). Ощущение нервного озноба продолжается примерно 10 мин (если никто не пытается вас поддержать и успокоить), потом можно снова действовать.

ВНЕЗАПНЫЕ СЛЕЗЫ (плач). Могут появиться неконтролируемые слезы, без явных  причин (хотя вы пытаетесь сдержать их). Вы стараетесь уйти в спокойное место и прийти в себя.

БЕСПОКОЙСТВО. Это состояние часто возникает в ходе ожидания результатов спасательных работ. Если никто не пытается  вас успокоить – это состояние может продлиться довольно долго (до 2 часов). Потом можно выполнять простые задания.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ИСТОЩЕНИЕ. Внезапное ощущение неспособности сделать элементарное действие (хочется сесть, восстановить дыхание;  болят мускулы, ощущение полного опустошения в голове). Следует прекратить любые действия и отдохнуть (лучше поспать).

РЕАКЦИЯ БЕГСТВА
. Вы не в состоянии что-либо делать, хотя еще достаточно контролируете себя для того, чтобы  стремиться незаметно убежать прочь. Нужна помощь психолога.

ОТЧАЯНЬЕ, ПОТЕРЯ САМООБЛАДАНИЯ. Внезапно вы ощущаете состояние опустошения, слабость и головокружение, полный упадок сил,  с которыми не можете справиться сами. Обратитесь за помощью к людям, смените место нахождения, окружающую обстановку.

Одним из условий готовности человека к экстремальным ситуациям является его способность к моментальному действию при возникновении различных нестандартных ситуаций.

Начальное скопление людей, заинтересовавшихся каким-либо событием,  является простой толпой.

Вообще, термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце ХIХ начале ХХ вв. Толпа в то время представляла слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Считается, что уровень интеллекта толпы ниже, чем у составляющих ее людей, поэтому она содержит огромный потенциал перепада настроений, состояний и неразумных действий, способных превратить ее в буйную стихийную силу, пребывание в которой, и действия которой, становятся опасными для людей.

ТОЛПА НА ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Реакция: Человек, находящийся в возбужденной толпе, чувствует себя слившимся с другими, с массой; ощущает прилив сил, что является результатом действия особого, социально-психологического механизма – массовой силы. Кроме того, психологическое самоутверждение толпы сопровождается возникновением группового чувства солидарности.

Люди, потерявшие способность к оценке ситуации (в случае угрозы), выбирают путь панического бегства – от опасности, другие – наоборот, в ее сторону,  считая, что так менее опасно (чем в общем потоке). Паника. Давка.  Напротив, кто-то приходит в себя, сохраняет ясную голову, пытается остановить людей, организовать их действия. Этот кто-то, зачастую, является лидером.

Рекомендации: Пробивайтесь к ним, вставайте рядом, объединяйте ваш разум, волю и физическую силу. Физические действия, непосредственно направленные на спасение, в условиях паники вторичны. Если вы защитили сознание, оно научит тело, как выбраться, живым и невредимым.

ТОЛПА В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Реакция: После сообщения об угрозе (взрыв, пожар, теракт) – люди оторопели – слишком внезапен переход от расслабленного состояния к угрозе, потом закричали, качнулись в сторону выходов, побежали…


Рекомендации: Если вы надумали убегать, то старайтесь быть первыми, пока еще проходы свободны, пока масса зрителей не превратилась в толпу (главная задача – не оказаться в набравшей мощь приливной волне).

В огромном числе случаев, толкотня массы людей в узких проходах бывает много опасней самой угрозы, вызвавшей панику (исключается случай пожара). Перед броском – избавьтесь от всех объемных, колющих или режущих, стеклянных предметов. Бросьте их, в крайнем случае, запомните, где оставили. Снимите очки, галстуки и шарфы, избавьтесь от громоздкой, слишком длинной, свободной, изобилующей деталями, одежды.

Главное – постарайтесь сохранять равновесие. Если вы не поддались отрицательному обаянию толпы, значит, вы наполовину выиграли бой за выживание.

Помните! Стихия толпы тем разрушительней, чем из менее  воспитанных людей она состоит. Интеллект, помноженный на  воспитание, не оставляет панике ни единого шанса.