Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«ВОЛГОГРАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
РЕФАРАТ |
ПО ДИСЦИПЛИНЕ :СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ. |
|
ТЕМА: Правовая система Германии
|
Выполнила:
Студент 1 курса
Юридического факультета
Гр. ЮмГЗ-221
Бражник Галина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Правовые основы в Германии в Средние века
1.1. Происхождение Германии
1.2. Источники права в Средние века
1.3. «Золотая Булла» 1.4. «Каролина»
Глава 2. Правовые основы в Германии Нового времени
Глава 3. Общая характеристика, источники и этапы развития правовых основ в Германии, XX век
4.Судебная система и органы контроля Германии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение формирования правовых основ Германии даёт возможность при свежем взгляде обнаружить какие-либо новые детали, возможность по-новому их истолковать, или же рассмотреть под новым углом некогда произошедшие важные государственные явления в разные исторические периоды. Сделать это представляется необходимым и возможным, так как проблемы социально-политической эволюции германских территорий со времён «Золотой буллы» и до формирования ФРГ остаются изученными недостаточно, а так же постановка вопроса об исторически-прогрессивных аспектах Германии продолжают оставаться актуальными в строго научном и познавательном плане.
Важность изучения данного вопроса принимает тем больше значения, если учесть, что Германия находится на стыке цивилизаций: восточно-европейской и западно-европейской, что несомненно сыграло большую роль в становлении культуры, традиций, правовых норм и отношений. Развиваясь, Германия оказала значительное влияние на развитие и становление европейского права. В частности, в Германии сложилась одна из важнейших правовых систем — романо-германская правовая семья, которая распространилась на значительное число стран.
Глава 1. Правовые основы в Германии в Средние века
1.1. Происхождение Германии Германия выделилась из состава франкской империи в 843 году по Верденскому договору. В то время представляла собой совокупность самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др. На фоне других государств Европы Германия выделялась довольно низким экономическим развитием, из этого проистекала беда всех экономически мало развитых стран: высокий уровень уголовных преступлений и, по современным меркам, нарушения прав и свобод человека. Феодальные отношения развились намного позже, чем во Франции, не ранее XI века. Германские императоры наследовали не только титул «короля франков», но и короновались в Риме как «императоры римлян», получая корону из рук Папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе её центром в Риме
Подробнее В XIII-XIV вв. Германия окончательно распадается на множество экономически и политически разобщённых регионов, графств, княжеств, бароний и рыцарских владений. Феодальная раздробленность является вполне закономерным явлением, которого не избежала ни одна европейская страна. Наиболее эффективным инструментом укрепления самостоятельности, экономической и политической власти в целом, стала высшая судебная власть, переданная князьям на их территориях. И кроме того, слияние духовной и светской власти в руках «князей церкви» обеспечивало идеологическое прикрытие растущих прерогатив и обеспечивало церкви особую силу на территории Германской империи.
1.2. Источники права в Средние века Исходный строительный материал средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долго время были важнейшим источником права.
Основным источником права были обычаи, которые основывались на таких понятиях как честь, клятва, возмездие, примерение и его цена, коллективная ответственность и др. Общие черты правд были бессистемность, фрагментарность, неполнота, личность не была отделена от коллектива и правоспособность определялась принадлежностью к роду. Германскому законодательству в целом был характерен правовой партикуляризм, который оставался его отличительной чертой вплоть до XIX века. За несколько веков в странах Западной Европы происходит безболезненный переход от варварских племенных обычаев к феодальным, имеющим территориальный принцип действия. В более поздний период появляются частые записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления. В Германии это было, например, «Саксонское зерцало». Одним и важнейших и уникальнейших явлений в истории Западной Европы стала рецепсия римского права, то есть его восприятие и усвоение средневековым обществом. Постепенно синтез римской и германской правовых культур привёл к тому, что римское право стало оказывать влияние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов. Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь толщу правовых обычаев и феодального права, рассчитанного на замкнутое общество. Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы торгового оборота и закрепления частной собственности.
1.3. «Золотая Булла» История сохранила достаточное количество правовых памятников Германии различных периодов. К ним относится «Золотая Булла», получившая своё название от привешенной к ней золотой печати. Она была принята в 1356 году при императоре Карле IV. Другое название этого документа — Курфюрстская булла.
Данное название даже больше подохдит данному документу, закрепившему в Германии власть великокняжеской курфюрстской олигархии. Исторически значимой была цель, прежде всего политическая, когда возник вопрос о принятии этого документы. Обычные права получили в булле не простое законодательное утверждение. Они вносились императором для обсуждения с целью упрочить имперское законодательство, сохранить единство Империи, внутренний мир, суверенитет, запретить раздоры и их пагубное влияние на государство. Нужна помощь в написании реферата? Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Цена реферата Золотая булла оказала сильное влияние на развитие государственного права Германии ,где она считалась действующим законом вплоть до XIX века.
1.4. «Каролина» Одним из наиболее важных источников права в Германии считается «Каролина», принятая в 1532 году. получила свой название в честь императора Карла V. Являясь единственным общеимперским законом раздробленной Германии, «Каролина» имела целью упорядочить уголовное судопроизводство в местных судах.
Первая её часть посвящена стадиям судебного процесса, а вторая выступает в роли уголовного кодекса. «Каролина» внесла важный вклад в создание общегерманских принципов уголовного права. Изданная как общеимперский закон, она провозглашала верховенство имперского права над правом отдельных земель, отмену неразумных и дурных обычаев в судопроизводстве в местах и краях. На основе «Каролины» образовалось общенемецкое уголовное право. Являясь практически руководством по судопроизводсту для шеффенов, она не содержала чёткой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права. Основное содержание «Каролины» составляют правила уголовного судопроизводства. Уголовное право по объёму стоит на втором месте. В отличии от позднейших кодексов она не имеет систематического деления на части или главы.
Глава 2. Правовые основы в Германии Нового времени В 1850 году в Пруссии была принята конституция, согласно которой король обладал правом законодательное инициативы, правом роспуска парламента (ландтага) и оставался главой исполнительной власти. Он же обладал правом вето на решения парламента. В 1866 году после разгрома Австрии произошло объединение Германии под главенством Прусии. В Прусси на тот момент была введена всеобщая воинская повинность и всеобщее обязательное обучение.. В Центральной Европе возникло новое государство, названное Северо-Германским союзом, а в 1870 году, после разгрома Франции, возникла Германская Империя. Прусский король был объявлен императором объединённой Германии. По конституции были образованы две палаты: верхняя — Союзный совет (бундесрат) и нижняя палата парламента — рейхстаг.
По конституции 1871 года было введено всеобщее мужское избирательное право. Во второй половине XIX века Германию ожидал промышленный переворот, что привело к выдвижению рабочего класса как новой политической силы. Была создана социал-демократическая партия, которая ставила своей целью борьбу за парламент и отвергала революционный путь захвата власти. За короткий срок Германия стала самой мощной европейской державой.
В 1896 году появилось Германское гражданское уложение. Оно явилось первой для Германии кодификацией гражданского права. Римское право и нормы германского права, выработанные юристами на рубеже XVIII-XIX вв. легли в основу Германского гражданского уложения. Оно построено по так называемой «пандектной» системе, то есть общие для всех институтов нормы содержатся и в общей части (первой книге).Уложение так же содержит ещё четыре книги: вторая книга относится к обязательственному праву, третья — к вещному, четвёртая — к семейному, пятая — к наследственному. Характерной особенностью Уложений явилось отсутствие общих юридических уложений, содержание многих специальных терминов и наличие понятий, имеющих моральное, но не правовое содержание. Например, «добрая совесть» и «добрые нравы». Принцип юридического равенства не получил полной реализации, так как правоспособность женщин была ограничена. Право собственности является основным вещным правом. Подчёркивается свобода частной собственности.
Глава 3. Общая характеристика, источники и этапы развития правовых основ в Германии, XX век. После революции 1918 года и установившейся советской власти в Баварии в 1919 году императорское правительство передало вдасть социал-демократам, была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов.
Германия была объявлена республикой, был установлен восьмичасовой рабочий день, провозглашены демократические права и свободы. Высшим органом законодательной власти стало Национальное собрание. В июне 1919 года была принята Веймарская конституция, провозгласившая Германию республикой с федеральным устройством. Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, охрану труда, пособие по безработице и пр.
После длительного кризиса, беспокойной жизни республики, поляризации политических сил и стачек к власти приходит НСДАП во главе с Адольфом Гитлером. В силу объективным причин демократическая система Веймарской республики оказалась слабой и неустойчивой, большинство населения называло её «позором Версальского мира». Сразу же после прихода к власти Гитлером был взять курс на установление диктатуры, в феврале 1933 года был издан декрет «в защиту народа и государства», который по существу отменял свободу личности, слова, печати, собраний, а декрет «в защиту германского народа» наделил неограниченными правами полицию. Была запрещена компартия, а затем и все остальные партии. Право на легальное существование было признано лишь за нацистской партией. Действующие профсоюзы были распущены, имущество конфисковано. НСДАП становился центральным всевластным государственным аппаратом. Земли были лишены статуса субъектов федерации, ликвидировалась система местного самоуправления. Неотьемлемым звеном стали пропаганда, идеологическая обработка населения, репрессивные процедуры, расправы с оппозиционерами. После поражения во Второй мировой войне в стране установился оккупационный режим с демилитаризацией, денафикацией, декартелизацией экономики, демократизацией германского общества. В мае 1949 года была принята новая конституция, после одобрения землями вступила в силу. 23 мая 1949 года считается днём образования Федеративной Республики Германии. Принятие ФРГ юридически закрепило раскол Германии. ФРГ было провозглашено демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода слова и печати, собраний и пр.
4.Судебная система и органы контроля Германии
Конституция ФРГ обозначает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о них.
Высшей судебной инстанцией в ФРГ является Федеральный конституционный суд. Половина его членов избирается бундестагом, другая половина – бундесратом (по 8 судей). Срок полномочий членов Федерального конституционного суда – 12 лет. Суд дает толкование Основного закона ФРГ и осуществляет проверку федеральных и земельных законов на предмет их соответствия конституции.
Конституционный суд также выносит частные решения в случае споров между землями или разногласий между земельными и федеральным правительствами, а также принимает постановления, на основании которых та или иная политическая партия может быть распущена, если судом установлено, что она преследует в своей деятельности антидемократические цели.(1с.178)
В компетенцию Верховного федерального суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Верховный федеральный суд может пересмотреть дело и по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вынесения как обвинительного, так и оправдательного приговора.
В компетенцию Верховного федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земли. Под кассационным в ФРГ понимается обжалование (ревизия) приговора или решения суда по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговора фактическим обстоятельствам дела. Кассационные жалобы рассматриваются сенатами Верховного федерального суда в составе 5 членов во главе с председателем сената (некоторые вопросы могут разрешаться коллегиями из 3 судей либо единолично). Сенат может отклонить кассационную жалобу либо признать ее обоснованной, и в этом случае он вправе либо поручить нижестоящему суду вновь рассмотреть дело, либо вынести по нему собственный приговор или решение.