Файл: Содержание работы психолога с социально запущенными детьми.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица для расчета баллов по шкале лживости
Ответы | Лживость + | Лживость – |
Это ко мне совершенно не относится | 0 | 6 |
Мне это не свойственно в большинстве случаев | 1 | 5 |
Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне | 2 | 4 |
Не решаюсь отнести это к себе | 3 | 3 |
Это похоже на меня, но нет уверенности | 4 | 2 |
Это на меня похоже | 5 | 1 |
Это точно про меня | 6 | 0 |
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых — без скобок. Результаты «до» зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя в зоне неопределенности — как высокие.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция:
«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».
Текст опросника
-
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? -
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? -
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? -
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? -
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? -
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? -
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? -
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? -
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? -
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? -
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? -
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? -
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? -
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? -
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? -
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? -
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе? -
Похож ли ты на своих одноклассников? -
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? -
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? -
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? -
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески? -
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников? -
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? -
Боишься ли ты временами вступать в спор? -
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? -
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? -
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? -
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? -
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? -
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? -
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? -
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? -
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? -
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники? -
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? -
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? -
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? -
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? -
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята? -
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? -
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? -
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? -
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? -
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? -
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним? -
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? -
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? -
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? -
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Σ = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Σ = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Σ = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 Σ = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 Σ = 6 |
6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 Σ = 5 |
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 Σ = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Σ = 8 |
Ключ к вопросам:
«+» – да
«–» – нет
1 | – | 19 | – | 37 | – | 55 | – |
2 | – | 20 | + | 38 | + | 56 | – |
3 | – | 21 | – | 39 | + | 57 | – |
4 | – | 22 | + | 40 | – | 58 | – |
5 | – | 23 | – | 41 | + | | |
6 | – | 24 | + | 42 | – | | |
7 | – | 25 | + | 43 | + | | |
8 | – | 26 | – | 44 | + | | |
9 | – | 27 | – | 45 | – | | |
10 | – | 28 | – | 46 | – | | |
11 | + | 29 | – | 47 | – | | |
12 | – | 30 | + | 48 | – | | |
13 | – | 31 | – | 49 | – | | |
14 | – | 32 | – | 50 | – | | |
15 | – | 33 | – | 51 | – | | |
16 | – | 34 | – | 52 | – | | |
17 | – | 35 | + | 53 | – | | |
18 | – | 36 | + | 54 | – | | |
Результаты
1) Число несовпадений знаков («+» – Да, «–» – Нет) по каждому фактору (– абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥50%; ≥75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: – абсолютное значение – < 50%; ≥50%; ≥75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥50% и ≥75% (для всех факторов),
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
-
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. -
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). -
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. -
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей. -
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей. -
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок. -
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. -
Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Опросник Шмишека. Акцентуации характера
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.