Файл: Содержание работы психолога с социально запущенными детьми.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).
-
Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению. -
Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям. -
Эмотивные, аффективно лабильные. -
Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма. -
Тревожные. -
Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию. -
Демонстративные, с истерическими чертами характера. -
Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений. -
Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения. -
Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
-
демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга); -
педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия); -
возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты); -
застревание (в патологии: паранояльные психопаты).
Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Акцентуации.
1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.
2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.
3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.
7. Демонетративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость, Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.
Вопросы
-
Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным? -
Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам? -
Легко ли вы плачете? -
Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано? -
Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники? -
Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)? -
Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания? -
Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать? -
Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения? -
Вы человек серьезный? -
Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас? -
Предприимчивы ли вы? -
Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления? -
Мягрсосердечны ли вы? -
Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет? -
Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых? -
Боялись ли вы в детские годы грозы и собак? -
Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками? -
Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным? -
Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий? -
Любят ли вас ваши знакомые? -
Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений? -
Ваше настроение обычно несколько подавленно? -
Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? -
Трудно ли вам долго сидеть на одном месте? -
Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость? -
Хвастаетесь ли вы иногда? -
Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу? -
Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить? -
Боялись ли вы в детстве оставаться дома один? -
Часто ли портится ваше настроение без видимых причин? -
Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности? -
Легко ли вы впадаете в гнев? -
Способны ли вы быть шаловливо-веселым? -
Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем? -
Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях? -
Лгали вы когда-нибудь в своей жизни? -
Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза? -
Можете ли вы спокойно смотреть на кровь? -
Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее? -
Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость? -
Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату? -
Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро? -
Вы очень общительный человек? -
Охотно ли вы в школе декламировали стихи? -
Сбегали ли вы в детстве из дому? -
Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам? -
Часто ли вам жизнь кажется тяжелой? -
Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу? -
Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора? -
Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению? -
Очень ли вы любите животных? -
Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь? -
Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться? -
Существенно ли зависит ваше настроение от погоды? -
Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией? -
Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки? -
Очень ли вы любите веселиться? -
Вы всегда говорите то, что думаете? -
Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? -
Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле? -
Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие? -
Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудач ах люде и, которые вам неприятны? -
Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы? -
Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне? -
Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам? -
Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище? -
Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много? -
Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте? -
Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов? -
Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации? -
Часто ли у вас бывают головокружения? -
Часто ли вы смеетесь? -
Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему? -
Вы человек живой и подвижный? -
Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость? -
Вы страстный любитель природы? -
Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери? -
Пугливы ли вы? -
Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение? -
Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности? -
Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома? -
Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично? -
Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому? -
Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании? -
Долго ли вы храните чувство гнева, досады? -
Переживаете ли вы длительное время горести других людей? -
Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете? -
Могли ли бы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради? -
Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы? -
Часто ли у вас бывают страшные сновидения? -
Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома? -
Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей? -
Вы - человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго. -
Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки? -
В беседах вы больше молчите, чем говорите? -
Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?
Обработка результатов.
Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.
Свойства характера | Коэф- фици- ент | «ДА» № вопросов | «НЕТ» № вопросов |
Гипертимность | 3 | 1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85 | — |
Дистимичность | 3 | 10, 23, 48, 83, 96 | 34, 58, 73 |
Циклотимность | 3 | 6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93 | — |
Эмоциональность | 3 | 3, 14, 52, 64, 77, 87 | 28, 39 |
Демонстративность | 2 | 7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97 | 56 |
Застревание | 2 | 2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90 | 13, 51 |
Педантичность | 2 | 4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92 | 40 |
Тревожность | 3 | 17, 30, 42, 54, 79, 91 | 5, 67 |
Возбудимость | 3 | 8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95 | — |
Экзальтированность | 6 | 11, 35, 60, 84 | — |
Ложь | 1 | 9, 47, 59, 68, 83 | 18, 27, 37, 63 |
Заключение
В настоящее время общество нуждается в организации специальных условий, в которых специалисты психологи, социальные педагоги направляли бы детей-подростков, помогали разобраться в себе, в своих целях, ценностях, потому что именно бессмысленное существование приводит к не очень радостным последствиям.
Наша работа была посвящена достаточно актуальной в современных условиях теме: «Содержание работы психолога с социально запущенными детьми», ведь развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для
общественной жизни современного Казахстана, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на психологическую поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
Учитывая, что трудные подростки особенно возбудимы, психологу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача психолога состоит в воспитании у детей терпимости, внимания, сдержанности, установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.
Важным направлением деятельности психологических служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно дополняется использованием медико-психологических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих психологических услуг.
Деятельность детей в свободное время обладает особой формирующей силой, т.к. они в этот период обычно меньше сопротивляются воздействиям педагогов, чем во время классных занятий. Таким образом, можно сделать следующие выводы: подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения