Файл: Экономики и управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти в организации: использовать свою власть над подчиненными в разумных пределах, достаточных для достижения целей, но не вызывающих непокорности подчиненных.

Проблемы лидерства и его влияния на личность менеджера являются важными составляющими любой организации и общественной жизни индивида, именно поэтому тема курсовой работы актуальна.

Целью работы является определение эффективности лидерства и его влияния на личность менеджера. Реализация поставленной цели будет проходить посредством следующих задач:

  1. Изучение природы лидера;

  2. Изучения понятий «авторитет», «руководство», «власть»;

  3. Анализ качеств управляющих менеджеров;

  4. Оценка эффективности мероприятий, проводимых для повышения эффективности лидера.

В процессе написания курсовой работы каждая из задач разделена на несколько частей, которые более подробно раскрывают сущность изложенного.

Курсовая работа направлена на формирование у студентов системы представлений о закономерностях развития феномена лидерства. Предлагается ознакомиться с теориями и понятиями о лидерстве, авторитете, власти, рассмотреть вопросы их взаимодействия.
Глава 1. Теоретико-методологические основы лидерства

    1. Понятие авторитета, власти и лидерства

Управление (менеджмент) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации

Лидерство - (организационное руководство) - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, побуждая их действовать для достижения целей

Авторитет - это высоко оцениваемые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без применения угроз или убеждения. Авторитет – это определенная социальная роль, с которой связаны соответствующие ожидания окружающих. От «авторитета» ожидают, например, что благодаря большим знаниям, а часто и высоким умственным способностям он будет в состоянии указать другим, что и как они должны делать, причем правильность его советов подтвердится на практике.

Власть - право и возможность влиять на поведение других, управлять ими. Власть – это право, которое неотделимо от ответственности и подотчётности. Сила власти – это способность заставлять явления происходить по заданному сценарию. Она всегда носит принудительный характер.


В общем смысле власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет в большей степени персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет — это прямой результат воздействия личности человека.

Существует два вида власти: позиционная и персональная. Позиционная власть – (термин введен Ф.Фидлером) – это объём власти, которым руководство компании наделяет менеджера. Например, оговаривается, имеет ли он право принимать на работу персонал, налагать дисциплинарные взыскания, повышать зарплату, переводить на другую работу или увольнять. Персональная власть основывается на личных качествах руководителя: компетентности, лояльности, харизме.

Основания власти - это специфическое отражение подчинёнными ресурсов, которыми обладает руководитель, а также его личных качеств.

Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм:

1)власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать так, что помешает удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще может причинить какие-то другие неприятности;

2) власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;

3) экспертная власть (деловой авторитет руководителя). Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность;

4) эталонная власть (Идентификация). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5) вера исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания и его долг заключается в подчинении им;

6) информация. Власть основанная на информации;

7) привычка к подчинению. Власть через привычку.

Для того, чтобы индивидуальная эффективность менеджера и эффективность всей организации не снижались, необходимо поддержание разумного баланса власти:



- В организации власть только отчасти определяется иерархией.

- Согласно концепции зависимости, власть и влияние зависят от личности, на которую оказывают влияние, от ситуации и способностей руководителя.

- В силу определённой ограниченности власти, никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

- Сколько власти имеет руководитель, определяется не формальными полномочиями, а степенью зависимости от другого лица

В организации существует взаимозависимость:

Руководитель зависит от подчинённых по вопросам получения информации, необходимой для принятия решений; неформальных контактов, которые имеют его подчинённые с людьми в других подразделениях, чьё содействие необходимо руководителю; влияния, которое могут оказывать подчинённые на своих коллег.

А подчинённые зависят от руководителя по вопросам заработной платы, рабочих заданий, расширения полномочий, продвижения по службе, социальных потребностей.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу, но и они же служат средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, обладающим авторитетом, чтобы помешать достижению целей организации.

Главное отличие авторитета от власти: авторитет не рождается и не даётся автоматически с назначением на управленческую должность. Авторитет приобретается трудом, проявлением высоких человеческих качеств, и именно в силу этого он обладает большой значимостью для окружающих.

Способы влияния на подчиненных могут быть эмоциональными (заражение, подражание) и рассудочными (внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкупы, приказ). Важнейшим фактором личного влияния является авторитет.

Авторитет — это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус), и реальный, заключающийся в фактическом влиянии, реальном доверии и уважении (субъективный статус).

Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.


Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности.

Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: установка и поддержание норм ее поведения и мотивирование последнего в соответствии с установленными нормами. Кроме этого, осуществляет еще ряд основных функций:

1) координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);

2) контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);

3) планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности);

4) политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнование с другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями);

5) эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от Человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит Поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);

6)представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.);

7)арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы, использует неформальные социальные санкции, т.е. приемы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд);

8)примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. наглядно показывает, кем они должны быть и что делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Такой характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и питающих ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.


Менеджер (управленец) – это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы. Менеджер может успешно управлять исполнителями только в том случае, если они будут подчиняться его власти Масштаб управляемости — это величина, определяющая количество людей, работ или подразделений, объединенных единым руководством. Для высшего звена управления число непосредственных подчиненных одного руководителя должно выбираться по «закону 7 плюс-минус 2», т. е. не менее 5 и не более 9 человек (в среднем 7).

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.

Лидер и менеджер отличаются по многим позициям (таблица 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 1 - Отличия менеджера и лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует доводы и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Источник: Составлено автором на основе пособия: [Еремина И.Ю, Чупрова А.В. Анализ и оценка системы управления человеческими ресурсами в международных нефтегазовых компаниях/Мастерпанов А.М.// Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2019 - №4 – с. 26-29]

Помимо различий они имеют и сходства: