Файл: Кузнецова Наталья Владимировна 2023 год с одержание информационная карта программы 2 пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О СНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Коллективное творческое дело (КТД) − форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям; характеризуется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность учащихся, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
2. Дискурсия – метод коллективного осмысления проблемы, позволяющий сочетать индивидуальный опыт, индивидуальные знания детей и подростков, их аналитические способности, индивидуальные особенности восприятия жизни, разные мировоззренческие позиции и ценностные отношения. Цель дискурсии – развитие у воспитанников способности размышлять о жизни, умения ставить вопросы к возникающим проблемам собственной жизни.
3. Квест (приключенческая игра) – один из современных жанров сюжетно-ролевых игр, представляющий собой интерактивную историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных и физически активных усилий.
4. Тренинг общения – это прием воспитания через общение. Слова «деятельность», «общение» относятся здесь не к педагогу, а к предмету его усилий. Тренинги общения – технология педагогической деятельности, направленная на создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, поведения и т.д.). Здесь ориентировка дана не на личностные изменения, а на получение в модельной форме определенного социального опыта.
5. Шоу-технологии – технологии, проникшие к нам из средств массовой информации. Основные предметы проектирования: задания командам, работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего, оформление зала и сцены. Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации.
6. Технология групповой проблемной работы – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Конечно, вербальное поведение – это общение, но не как целостное явление, направленное на взаимное узнавание и изменение обучающихся, а как фрагмент общения, направленного на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить о трех задачах групповой проблемной работы: познавательной, организационной и аксиологической.
7. Информационное зеркало – педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме.
8. Игра – форма педагогической деятельности в условных ситуациях. Игра направлена на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, самопознание подростка, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие его личности.
В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов: метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия); методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование); методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
Подготовительный этап
Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным этапом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.
-
составляется примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей -
подготавливается материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
-
Организационный этап
В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:
-
познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы). -
перезнакомить детей между собой, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда). -
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок) -
включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены) -
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
Итог организационного периода – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.
-
Основной этап
Основной этап характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам - лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми. Для преодоления пика привыкания (на 13 — 14 день) провести такое мероприятие,
которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда, либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».
-
Заключительный этап
Заключительный этап начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию лагерной смены, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.
Провести генеральную уборку помещений.
Основное назначение деятельности заключается в организации единой образовательной среды развития личности ребенка, приобретение им необходимых знаний, умений, навыков, жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
-
Аналитико – рефлексивный
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Диагностика (контроль эффективности реализации программы)
п/п | Мероприятие | Срок проведения | |
1 | Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Педагог-психолог |
2 | Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря) | 15 день смены | Воспитатели |
3 | Цветограмма «Итоги дня» | Ежедневно | Воспитатели |
4 | Рефлексия мероприятий | Ежедневно | Воспитатели |
5 | Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Воспитатели |
6 | Степень сформированности коллектива по Лутошкину | 2 раза в смену | Педагог-психолог |
Материалы диагностики прилагаются.
Н аправления работы лагеря
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:
1. Спортивно – оздоровительное направление
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы
Задачи:
развивать физические качества ловкость, быстроту, выносливость;
закрепить гигиенические навыки детей;
расширить знания об охране здоровья.
Основные формы организации:
- утренняя гимнастика (зарядка);
- спортивные игры, эстафеты на спортивной площадке;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- дни здоровья;
- оздоровительный комплекс по закаливанию организма;
- витаминизированные напитки;
- разнообразное питание, обогащенное свежими овощами и фруктами.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут.
Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки.
Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию физических качеств, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
2. Экологическое направление
Цель: приобретение практически ориентированных знаний и умений в области экологии, которые могут быть использованы в повседневной жизни.
Задачи:
направлять активную деятельность ребенка на осознанное сохранение природы;
воспитывать у воспитанников гуманно-ценностное отношение к природе;
формировать у детей экологические знания и культуру.
Основные формы организации:
- систематическая работа по озеленению территории лагеря;