Файл: Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2. Понятие и виды защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Заключение Условия современности диктуют необходимость неукоснительного соблюдения прав человека провозглашенных на международном уровне, признанных и закрепленных в основном законе государства, а также обеспеченных соответствующими гарантиями их реализации. Принцип беспрекословного соблюдения прав человека является базовым показателем социального правового демократического государства. В то же время сохраняет свою актуальность правовой постулат, пришедший к нам из Древнего Рима: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом» В любом государстве на законодательном уровне установлены случаи допустимого ограничения свобод личности. По результатам анализа Конституции РФ авторы приходят к выводу, что к базовым принципам ограничения прав основной закон относит защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья граждан, прав и свобод населения, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства.В юридической доктрине существуют мнения о необходимости разделения данных конституционно допустимых ограничений на несколько групп, сформированных в ходе развития государства и общества Содержание ограничений первой группы сформулировано в ч.3 ст.17 Конституции России, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Законодатель осознает, что права граждан не безграничны, а очерчены аналогичными свободами других лиц. В частности, мировое сообщество, подчеркивая незыблемость прав личности, одновременно устанавливает в международноправовых документах конкретные пределы их ограничения. Вторая группа состоит из ограничений, непосредственно связанных с реализацией того или иного права. Интеграционные процессы несут несомненные риски, относительно дилеммы государства и человека с точки зрения реализации прав и свобод последнего. Темпы интеграции Российской Федерации в систему международных стандартов прав и свобод на настоящем этапе являются медленными и во многом противоречивыми (ввиду отмены обязательности решений ЕСПЧ), однако меры по продвижению в Российскую Федерацию норм других правовых систем также являются сомнительными.В литературе представлено множество точек зрения относительно и классификации форм и способов защиты гражданских прав и интересов. Разброс мнений по этому вопросу довольно объемный. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в основе разграничения и классификации форм защиты исследователи используют различные критерии. Некоторые исследователи под формой защиты гражданских прав и законных интересов понимают определенный порядок защиты прав и интересов, осуществляемый тем или иным юрисдикционным органом в зависимости от его характера. Анализируя позиции различных исследователей, относительно определения понятия формы защиты гражданских прав, можно сделать вывод о том, что это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом с целью восстановления или подтверждения нарушаемого или оспариваемого права. Традиционно различают юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты гражданских прав. Суть юрисдикционной формы защиты гражданских прав заключается в том, что лицо обращается за защитой в государственные или иные компетентные органы с целью защиты своих прав и законных интересов, которые нарушены противоправными действиями. Неюрисдикционная форма защиты представлена в виде действий граждан и организаций, осуществляющих защиту своих прав и законных интересов без обращения за помощью в суд или к иным компетентным органам, т.е. самостоятельно. Лицо, права которого нарушены или оспариваются, в рамках этой формы защиты может использовать различные правовые способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ). Такие действия, объединены в понятие «самозащита гражданских прав» и согласно ст. 12 ГК РФ, являются одним из способов защиты гражданских прав. Под способами защиты гражданских прав обычно понимаются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права [4, с. 105]. По своему правовому содержанию способы защиты гражданских прав, названные в ст.12 ГК РФ, различны. Одни ставят своей задачей реально восстановить нарушенное право, например, признание права или восстановление для потерпевшей стороны ранее существовавшего положения. Задача других способов защиты – дать потерпевшей стороне материальное (денежное) возмещение, которое позволит ей компенсировать понесенные убытки. Способы осуществления гражданских прав так же, как и формы подразделяются на юрисдикционные и неюрисдикционные. Единственным неюрисдикционным способом защиты гражданских прав, как было отмечено ранее, является самозащита. Что же под ней понимается? Самозащита представляет собой правомерные действия управомоченного лица, направленные на прекращение наличествующего (длящегося) процесса гражданского правонарушения, и (или) на уменьшение вредоносных последствий этого процесса [3, с. 332]. Однако следует учитывать, что для признания самозащиты правомерной необходимо наличие следующих условий: 1. Субъектом самостоятельно защищается свое действительное, а не предполагаемое право, которое уже нарушено либо продолжает нарушаться. 2. Используемые способы самозащиты соразмерны нарушению, т.е. вред, причиненный реализацией права на самозащиту, должен соответствовать реальному или возможному вреду, причиненному нарушителю. О-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ | НИЦ ВЕСТНИК НАУКИ | WWW.PERVIY-VESTNIK.RU 143

Список литературы

оценивая как составы и тяжесть преступлений, привлечение к ответственности за совершение которых стало препятствием для занятия педагогической деятельностью, так и  стадии уголовного преследования и  основания прекращения уголовных дел, а также выявлять правовые последствия декриминализации деяний. В итоге Суду для достижения баланса в правовом регулировании пришлось «расщеплять» вывод о  конституционности оспариваемых норм, определяя обоснованность введенного законодателем запрета в  зависимости от того, какое преступление было совершено лицом, какой тяжести, снята ли судимость, по какому основанию прекращено уголовное преследование, с целью защиты лиц, чье право на свободное распоряжение своими способностями к труду законодателем было несоразмерно ограничено, т. е. граница баланса между конституционными правами и свободами различных субъектов была смещена настолько, что это повлекло за собой нарушение прав граждан. Баланс частных и публичных интересов как критерий конституционности закона использовался Конституционным Судом при оценке норм, связанных с  доступом к  государственной службе различных видов. В  таких случаях речь идет о  столкновении конституционных прав граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и на доступ к государственной службе и государственных (публичных) интересов по обеспечению эффективного функционирования государственного аппарата, безопасности и правопорядка в государстве. Отправной точкой в таких делах служит правовая позиция Конституционного Суда, согласно которой специфика государственной службы как профессиональной предопределяет право государства устанавливать в  законодательстве требования, обусловленные публичными целями, к  избравшим ее лицам, в  том числе к их профессиональным и морально-этическим качествам, с которыми граждане, избравшие такую деятельность, соглашаются16. Вместе с тем особенности государственной службы не позволяют вводить такие требования и ограничения, которые нарушали бы баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, на что также неоднократно указывал Конституционный Суд, призывая законодателя соблюдать критерий соразмерности вводимых ограничений и их соответствие конституционно одобряемым целям. Ярким примером предъявления законодателем специальных требований к государственным служащим являются нормы о запрете лицам, имевшим или имеющим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию, состоять на государственной службе того или иного вида, которые неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда и оценивались на соответствие перечисленным выше критериям. Постановлением Конституционного Суда от 21.03.2014 № 7-П17 п. 7 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был признан не соответствующим Конституции в той части, в какой допускал увольнение сотрудника ОВД, в отношении которого до вступления в силу оспариваемой нормы было прекращено уголовное преследование по делу частного обвинения в связи с примирением сторон, а также сотрудника, совершившего деяние, которое на момент увольнения не признавалось преступлением (было декриминализовано). Такое же решение было принято в отношении лиц, подвергавшихся уголовному преследованию по делам публичного обвинения, которые были прекращены в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием, если на момент решения 16 Данная позиция была впервые сформулирована в Постановлении от 06.06.1995 № 7-П по делу о  проверке конституционности абз.  2 ч.  7 ст.  19 Закона РСФСР от 18.04.1991 «О  милиции» в  связи с  жалобой гражданина В.М.Минакова (Доступ из  СПС «КонсультантПлюс») и  получила свое развитие в ряде других решений применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, — государственной гражданской службе, военной службе, службе в органах внутренних дел и пр.


Мотивируя свои решения, Конституционный Суд отметил, что наличие в законе дисквалифицирующего препятствия для прохождения государственной службы обусловлено повышенными репутационными требованиями к служащим, являющимся представителями публичной власти, т. е. не носит произвольного характера. Нарушение же баланса частных и публичных интересов явилось следствием придания законодателем значения решающего фактора для оценки возможности лица продолжать службу по формальному критерию  — самому факту судимости или факту прекращения уголовного преследования  — без учета иных обстоятельств (таких как основание прекращения уголовного дела, декриминализация деяния и т. д.) в условиях наличия для таких лиц единственного последствия — увольнения со службы. Иные критерии оценки возможности лица находиться на государственной службе и надлежащим образом исполнять возложенные на него служебные обязанности в  случае наличия у  него судимости указаны Конституционным Судом в Постановлении от 08.12.2015 № 31-П20, где суд принял во внимание не только особенности вида государственной службы, но и специфику конкретной должности, замещаемой сотрудником, а также функции подразделения, в котором он проходит службу21. С  целью восстановления баланса публичных интересов и  частных интересов сотрудников Федеральной противопожарной службы Конституционный Суд признал невозможным безусловное увольнение сотрудников, занимающихся тушением пожаров и  проведением аварийно-спасательных работ, без учета факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении ими службы (в том числе обстоятельств, связанных с видом совершенного преступления, давности его совершения, последующее поведение сотрудника и др.).

Свобода труда как право трудиться или отказаться от труда и  право выбирать сферу приложения своих сил и возможностей, род деятельности и профессию представляет собой основополагающий принцип, позволяющий человеку на основе собственных интересов и предпочтений обеспечить себе средства к существованию. Вместе с тем эту свободу, как и любую другую, нельзя абсолютизировать, поскольку реализация одним лицом своих прав и свобод может нарушить права и свободы других лиц, затруднить их реализацию или вовсе сделать ее невозможной. По этой причине механизм правового регулирования

, включая правотворчество, правоприменение и конституционный нормоконтроль, должны обеспечить оптимальное согласование прав, свобод и законных интересов всех участников соответствующих правоотношений, публичных и частных интересов. В такой ситуации неизбежным становится ограничение свободы труда и возникает опасность чрезмерного сужения границ реализации этой свободы вплоть до ее исчезновения. Критерием конституционности такого ограничения выступает баланс конституционных ценностей, прав и  законных интересов субъектов правоотношений, частных и публичных интересов, достигаемый путем соблюдения в правовом регулировании отношений в сфере труда справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности вводимых ограничений. В  этом качестве баланс конституционных ценностей, прав и законных интересов субъектов в сфере труда следует признать не только условием реализации свободы труда, но  и  конституционной ценностью, подлежащей самостоятельной конституционной защите.

Глава 2. Способы защиты конституционных прав в системе основных прав и свобод гражданина

2.1. Способы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Правоохранительные органы призваны всесторонне обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина теми субъектами правовых отношений, которые их нарушают или намереваются нарушить. Безусловных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина не бывает.

Вообще юридические гарантии, в том числе конституционные, представляют собой такие правовые условия и средства, которые позволяют на государственном уровне обеспечить должный объем реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, с участием правоохранительных органов.

Например, Т. Г. Иванцова пишет, что «Конституция России 1993 г. устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан». С этим утверждением сложно в полной мере согласиться, поскольку, по мнению диссертанта, конституционные (учредительные) нормы закрепляют такие правовые условия, которые является стандартом для других отраслей права — гражданского, уголовного, административного и др., что позволяет формировать устойчивую и стабильную систему законодательства7.

Поэтому, на наш взгляд, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина обеспечивает не Конституция РФ, а органы государственной власти, правоохранительные органы, которые действуют в пределах своих полномочий и на основе высшей юридической силы норм основного закона государства, обязательности их право реализации. Здесь необходимо отметить, что разъяснение представителями правоохранительных органов прав, обязанностей и ответственности не должно носить фактический характер, как это часто происходит на практике, когда подпись лица — подозреваемого, обвиняемого и др.в процессуальном документе означает, что ему разъяснены его права и законные интересы.


Вместе с тем, чтобы ответить на поставленный нами вопрос следует обратиться к одному из заседаний рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РФ, на котором член рабочей группы —Е. Б. Султанов отметил: «если их не включили в ч. 3ст. 118 Конституции РФ, то меня не устраивает ответ, что это будет решено субъектами Федерации».

Очевидно, что Е. Б. Султанов связывает не включение конституционных / уставных судов в редакцию ч. 3 ст. 118 Конституции РФ с рисками упразднения таких судов, поскольку если они не нашли свое отражение в норме конституции страны, значит может измениться и редакция норм федерального конституционного закона о судебной системе РФ.

К тому же такие суды, по мнению Президента РФ, не демонстрируют бурную деятельность. Вместе с тем, на наш взгляд, конституционные / уставные суды являются важнейшим элементом судебной системы и соблюдения конституционной законности и конституционного правопорядка, поэтому занижение их роли не способствует развитию правового и демократического государства в России.

Другой аспект, который заслуживает особого внимания, затрагивает корректировку деятельности судов в части иерархической расстановки сил, решающий вопрос о коллизиях между Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ высший орган конституционной юстиции по жалобам граждан проверяет конституционность нормативных правовых актов, указанных в п. «а» и «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, в случаях, когда закон примени в конкретном деле и когда заявителями были исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты8..

Такой подход в рамках конституционной реформы судебной системы, во-первых, обозначает ведущую роль Конституционного Суда РФ по отношению к другим судам, делая высший орган конституционной юстиции своего рода высшей и «окончательной» судебной инстанцией, во-вторых, создаются риски перегрузки Конституционного Суда РФ в деле защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя и по другим вопросам его компетенции, что автоматически влечет необходимость продолжения создания в субъектах РФ конституционных / уставных судов, которые по некоторым данным, однако требующим проверки, созданы только в 14 субъектах РФ из 85.

Что касается прокуратуры, то конституционные реформы коснулись и этого важного органа государственной власти. В частности, если до проведения конституционной реформы в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплялось, что компетенция и организационно-функциональные вопросы регулируются федеральным законом, то в современной редакции этой нормы конституции дается определение понятию прокуратуры, которое является более объемным по сравнению с тем, которое закреплено в федеральном законе о прокуратуре.


Что это дает для практики деятельности органов прокуратуры или для вопроса о реформировании надзорных ведомств в аспекте осуществления правоохранительной функции государства или вообще для теории конституционного права, правоохранительной деятельности, иных отраслей российского права? Представляется, что, во-первых, если конституционные положения, в дефинитивном смысле, определяют прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов государственной власти с указанными основными полномочиями, топри сопоставительном анализе редакции ч. 1 ст. 129Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 Федерального закона No 22021 «О Прокуратуре Российской Федерации» выявляется следующее.

В указанной норме закона о прокуратуре, прокуратура — это такая централизованная система органов власти, которая действует от имени РФ, т. е. от имени государства.

С этой позиции нормы Конституции России, по словам Н. С. Бондаря, наполненные конституционно значимой энергией не сужают, а наоборот расширяют роль и место прокуратуры в общем государственном механизме охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку в конституционной интерпретации учредительных положений

Основног озакона прокуратура стоит на страже основных ценностей государства и общества — прав и свобод человека и гражданина, и хотя по закону о прокуратуре она действует от имени государства, все же в новой редакции ч. 1 ст. 129 Конституции РФ выявляется социальная направленность деятельности органов прокуратуры, поскольку охраняя и защищая интересы неопределенного круга лиц, прокуратура именно обеспечивает охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, следовательно, действует не только от имени государства, но и в интересах людей, населения, граждан9.

Это означает, что в конституционно правовой науке и иных смежных с ней отраслях права выявляется самостоятельный наукометрический аспект социальной направленности деятельности российской прокуратуры, имеющий исследовательский теоретический и практический потенциал.

Таким образом, условия конституционной реформы прокуратуры как органа власти, осуществляющего правоохранительную функцию государства, позволяют сделать вывод о расширении объема функциональности надзорных ведомств исходя из их социальной значимости и в аспекте социальной направленности прокуратуры, что стало возможным только в условиях внесения поправок в Конституцию РФ.