Файл: Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2. Понятие и виды защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

Заключение Условия современности диктуют необходимость неукоснительного соблюдения прав человека провозглашенных на международном уровне, признанных и закрепленных в основном законе государства, а также обеспеченных соответствующими гарантиями их реализации. Принцип беспрекословного соблюдения прав человека является базовым показателем социального правового демократического государства. В то же время сохраняет свою актуальность правовой постулат, пришедший к нам из Древнего Рима: «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом» В любом государстве на законодательном уровне установлены случаи допустимого ограничения свобод личности. По результатам анализа Конституции РФ авторы приходят к выводу, что к базовым принципам ограничения прав основной закон относит защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья граждан, прав и свобод населения, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства.В юридической доктрине существуют мнения о необходимости разделения данных конституционно допустимых ограничений на несколько групп, сформированных в ходе развития государства и общества Содержание ограничений первой группы сформулировано в ч.3 ст.17 Конституции России, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Законодатель осознает, что права граждан не безграничны, а очерчены аналогичными свободами других лиц. В частности, мировое сообщество, подчеркивая незыблемость прав личности, одновременно устанавливает в международноправовых документах конкретные пределы их ограничения. Вторая группа состоит из ограничений, непосредственно связанных с реализацией того или иного права. Интеграционные процессы несут несомненные риски, относительно дилеммы государства и человека с точки зрения реализации прав и свобод последнего. Темпы интеграции Российской Федерации в систему международных стандартов прав и свобод на настоящем этапе являются медленными и во многом противоречивыми (ввиду отмены обязательности решений ЕСПЧ), однако меры по продвижению в Российскую Федерацию норм других правовых систем также являются сомнительными.В литературе представлено множество точек зрения относительно и классификации форм и способов защиты гражданских прав и интересов. Разброс мнений по этому вопросу довольно объемный. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в основе разграничения и классификации форм защиты исследователи используют различные критерии. Некоторые исследователи под формой защиты гражданских прав и законных интересов понимают определенный порядок защиты прав и интересов, осуществляемый тем или иным юрисдикционным органом в зависимости от его характера. Анализируя позиции различных исследователей, относительно определения понятия формы защиты гражданских прав, можно сделать вывод о том, что это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом с целью восстановления или подтверждения нарушаемого или оспариваемого права. Традиционно различают юрисдикционную и неюрисдикционную форму защиты гражданских прав. Суть юрисдикционной формы защиты гражданских прав заключается в том, что лицо обращается за защитой в государственные или иные компетентные органы с целью защиты своих прав и законных интересов, которые нарушены противоправными действиями. Неюрисдикционная форма защиты представлена в виде действий граждан и организаций, осуществляющих защиту своих прав и законных интересов без обращения за помощью в суд или к иным компетентным органам, т.е. самостоятельно. Лицо, права которого нарушены или оспариваются, в рамках этой формы защиты может использовать различные правовые способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ). Такие действия, объединены в понятие «самозащита гражданских прав» и согласно ст. 12 ГК РФ, являются одним из способов защиты гражданских прав. Под способами защиты гражданских прав обычно понимаются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права [4, с. 105]. По своему правовому содержанию способы защиты гражданских прав, названные в ст.12 ГК РФ, различны. Одни ставят своей задачей реально восстановить нарушенное право, например, признание права или восстановление для потерпевшей стороны ранее существовавшего положения. Задача других способов защиты – дать потерпевшей стороне материальное (денежное) возмещение, которое позволит ей компенсировать понесенные убытки. Способы осуществления гражданских прав так же, как и формы подразделяются на юрисдикционные и неюрисдикционные. Единственным неюрисдикционным способом защиты гражданских прав, как было отмечено ранее, является самозащита. Что же под ней понимается? Самозащита представляет собой правомерные действия управомоченного лица, направленные на прекращение наличествующего (длящегося) процесса гражданского правонарушения, и (или) на уменьшение вредоносных последствий этого процесса [3, с. 332]. Однако следует учитывать, что для признания самозащиты правомерной необходимо наличие следующих условий: 1. Субъектом самостоятельно защищается свое действительное, а не предполагаемое право, которое уже нарушено либо продолжает нарушаться. 2. Используемые способы самозащиты соразмерны нарушению, т.е. вред, причиненный реализацией права на самозащиту, должен соответствовать реальному или возможному вреду, причиненному нарушителю. О-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ | НИЦ ВЕСТНИК НАУКИ | WWW.PERVIY-VESTNIK.RU 143

Список литературы

16.

Между тем реалии COVID19 и специальной военной операции показали, что подобных законодательных корректировок недостаточно, поскольку в данный момент во многих медиаресурсах в открытом доступе ходит множество различных материалов, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил РФ и правящего режима, проводящих специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины. Пользуясь возможностями контроля большей части наиболее популярных медиаплощадок, принадлежащих западным транснациональным корпорациям, антироссийский политический дискурс всячески продвигает идеи дискриминации русскоговорящего населения. С этой целью распространяется множество фейков, не имеющих отношения к реальности, но при этом сделанных крайне качественно.

Основная цель подобного рода фейков – психологическое давление на массовое сознание за счет распространения наиболее жестокой клеветы о действиях российской армии, чтобы вызвать жалость, гнев и агрессию, что позволяет мобилизовать еще больше изготовителей фейкового контента в медиапространстве, которые уже за счет психологических манипуляций на чистом энтузиазме создают новые фейки и продолжают линию антироссийской пропаганды.

Среди наиболее значимых детерминантов, влияющих на искажение информации в фейковых новостных публикациях, ученые справедливо выделяют технологии, бизнес и политику

Технологические особенности распространения информации в наше время предполагают формирование новостей из фрагментарных вырезок в виде фото и видеоматериалов, а также различных обрывочных фактов о произошедших событиях. В итоге любая картина в рамках определенного

Публичное право: теория и практика применения23медиаресурса формируется в виде лоскутного одеяла из различных сообщений, которые периодически противоречат друг другу.

В рамках одного медиаресурса информация может выкладываться и сразу же опровергаться.Изза особенностей функционирования СМИ в рамках рыночной конкуренции они вынуждены создавать новостные сообщения «на скорую руку», чтобы они не утратили своей сенсационности и актуальности.

В таких условиях практически невозможно наладить нормальную процедуру проверки достоверности фактов, особенно когда новостных поступлений для публикаций становится все больше в силу множества одновременно происходящих событий.Индустрия новостей в условиях подобного рода строгой рыночной конкуренции неизбежно будет направлена на прибыль и формирование хороших условий для финансирования. Погоня за рейтингами и поиском инвесторов является мощнейшим фактором для искажения реальности в новостях
17..

Тенденция, направленная на формирование контента в погоне за рейтингами и финансированием, создает пространство для формирования информационного «мусора» в новостном пространстве. Часто многие незначительные новости раздуваются до огромных масштабов, в то время как могут замалчиваться либо очень мало освещаться действительно важные, социально значимые события.

Стоит особенно учитывать последний аспект, который в нынешних условиях с точки зрения своего значения занимает первое место. Политический фактор формирования информационного поля имеет исключительное влияние. Политическая ангажированность конкретных медиаресурсов – это один из ключевых факторов, подталкивающих распространителей информации к стремлению манипулировать общественным сознанием и подтасовывать информацию.

При этом стоит учитывать, что все эти факторы действуют в достаточно специфичной связке: особенности технологий распространения информации создают условия для фрагментированного и обрывочного представления о происходящих событиях, коммерциализация СМИ открывает простор для манипуляций медиаресурсами за счет их финансирования и механизмов повышения рейтингов, а политическое давление и влияние извне, совмещая все предыдущие особенности СМИ в наше время, начинают воздействовать на коммерческий интерес СМИ через их финансирование, манипулируя при этом «лоскутностью» представляемых фактов для создания удобной той или иной политической силе картины мира.

В целях нивелирования особенно остро стоящего в наше время политического фактора еще в 2017 г. был принят Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. No 327ФЗ, вносящий изменения в ст. 10.4, ст. 15.3 ФЗ No 149 и ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. No 2124I «О средствах массовой информации».

Им была введена категория «иностранный агент», статус которого предполагает формирование отдельного реестра лиц, признанных таковыми. Минюст России вправе признать иностранным агентом любое иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от иностранных органов или граждан непосредственно или через российские юридические лица. Такие иностранные агенты приравнены в своих обязанностях к НКО – иностранным агентам. Ведение реестра признанных иностранных СМИ – иностранных агентов также отнесено к компетенции Минюста России18..

Помимо того, в 2018 г. была введена возможность признания физических лиц иностранными агентами в случае

, если они распространяют информацию для неограниченного круга лиц и получают иностранное финансирование. Возможно также признать в том же статусе лицо, которое распространяет информацию иностранных агентов либо участвует в создании информационных продуктов совместно с ними и при этом имеет финансирование изза рубежа.

Как уже отмечалось ранее, после начала специальной военной операции на территории Украины со стороны множества СМИ, как иностранных, так и отечественных, «посыпался» поток фейковых новостей о действиях российских Вооруженных Сил. Для их дискредитации использовалось множество манипулятивных методов. Часто доходило до того, что фейковые материалы о якобы множестве жертв со стороны мирного населения были представлены кадрами жертв военных конфликтов Ирака или Сирии

Подхватив информационную истерию, раздутую СМИ, некоторые психически неустойчивые граждане, а также граждане, имеющие прозападную политическую позицию, стали выходить на несанкционированные митинги и демонстрации, нарушая общественный порядок.

В общественных местах имели место акты вандализма в виде распространения надписей дискредитационного характера.

Политически ангажированные слои населения стали участвовать в распространении фейков прозападных СМИ, усиливая влияние фейкоистерии и разгоняя дискурсивную спираль по распространению ложной информации

.В целях защиты граждан РФ от распространения ложной информации о действиях ее Вооруженных Сил на территории Украины была введена соответствующая административная и уголовная ответственность. Фактически приведенное ранее в настоящем исследовании определение недостоверной (фейковой) информации было в значительной степени расширено19.

В настоящее время ФЗ No 149 также относит к подобным сведениям распространяемую под видом достоверных сообщений недостоверную информацию, содержащую данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащую данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях, или информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях, а равно направленную на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в указанных целях, информацию, содержащую призывы к введению в отношении РФ, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций, информацию, содержащую обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, и др.


Сегодня сразу несколькими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрены серьезные штрафы, размер которых находится в прямой зависимости от субъекта правонарушения и тяжести наступивших последствий.

Так, ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за распространение в СМИ, в информационнотелекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния. 20.

Субъектами данного правонарушения могут выступать физические лица, должностные лица и юридические лица.

При этом санкция является относительно определенной, устанавливая нижнюю и верхнюю границу административного штрафа. Нижняя граница для граждан составляет от 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 60 тыс. руб., для юридических лиц – от 200 тыс. руб., а верхняя граница – 100 тыс. руб., 200 тыс. руб., 500 тыс. руб. соответственно.

В случае повторного совершения подобных деяний штрафные санкции увеличиваются и составляют: для граждан – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; для должностных лиц – от 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.За распространение в СМИ, в информационнотелекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств следует административный штраф на юридических лиц в размере от 1,5 млн руб. до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Если в результате наступила смерть человека, был причинен вред здоровью или имуществу, произошло массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то размер штрафа увеличивается и составляет для юридических лиц от 3 млн руб. до 5 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. Как следует из официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, всего в 2021 г. поступило 2055 дел об административных правонарушениях (ст. 13.15 КоАП РФ) по первой инстанции, по которым было назначено 1260 административных штрафов Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. No 100ФЗ ввел ст. 207.2, уголовная ответственность по которой наступает в случае публичного распространения заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшей наступление тяжких последствий.


Санкция указанной статьи и по ч. 1, и по ч. 2 является альтернативной, включая штраф, исправительные работы, принудительные работы и лишение свободы. При этом если в результате совершения указанного деяния по неосторожности наступила смерть человека или иные тяжкие последствия, то наказание является более жестким, включая лишение свободы на срок до пяти лет.Более того, федеральными законами от 4 марта 2022 г. No 31ФЗ и No 32ФЗ введены новые составы административного правонарушения (ст. 20.3.3 КоАП РФ) и преступления (ст. 207.2, 280.3 УК РФ): публичные действия по дискредитации использования Вооруженных Сил РФ и публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ21.

Приведенная выше статистика и обращение к судебной практике свидетельствуют о том, что названные нормы административного и уголовного законодательства применялись уже не раз в разных регионах России, причем в связи с привлечением к ответственности как за фейки о карантинных мерах и о COVID19 в целом, так и за фейки о специальной военной операции (например, постановление мирового судьи судебного участка No 7 г. Армавира Краснодарского края от 16 апреля 2020 г., постановление мирового судьи Усманского судебного участка No 1 Усманского судебного района Липецкой области от 28 сентября 2020 г., постановление мирового судьи судебного участка No 16 Волжского судебного района Республики Марий Эл от 21 сентября 2021 г. и др.).Проведенное исследование дает основания для следующих выводов:вопервых, сегодня мы являемся свидетелями нового витка распространения фейков, в том числе уже откровенно политического характера.

На нынешнем этапе на все проблемы, что были указаны выше, накладывается прямой умысел распространения недостоверной информации со стороны множества западных политических субъектов. Используется широкая и разветвленная сеть различных методов давления и способов дестабилизации общества. При этом проводится прямая работа по финансированию распространителей фейковой информации и их поддержке.

2.2.Зарубежный правовой опыт защиты прав и свобод на примере Франции

Сегодня теория социального государства вовсе не нова, поскольку её предложил ещё в XIX веке немецкий философ и экономист Л. фон Штейн. Согласно идее Штейна, первоочередной функцией государства должно было стать восстановление равенства и свободы, что способствовало бы развитию и прогрессу для всех слоёв общества. В XX веке идеи Л. фон Штейна были воплощены в жизнь, целый ряд стран отошли от патерналистской политики в сторону социального государства. Подобная политика добилась существенных результатов, что привело к росту уровня и качества жизни населения цивилизованных стран