ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Показатель рентабельности основной деятельности позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат.
Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат, она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:
где Рпр – рентабельность продукции; ПРПп – прибыль от продаж товарной продукции, руб.; Сп – себестоимость товарной продукции, руб.
Рентабельность продукции можно рассчитывать как по всей продукции, так и по ее отдельным видам. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Рентабельность отдельных изделий определяется отношением прибыли от реализации конкретного вида изделия к выручке от ее реализации:
где Ри – рентабельность отдельного вида продукции; ПРПи – прибыль от реализации отдельного вида продукции, руб.; Ви – выручка от реализации отдельного вида продукции.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости вложений в активы, которая определяется по данным годового баланса предприятия:
где Рск – рентабельность собственного капитала; ПРБ – балансовая прибыль, руб.; ВА – среднегодовая стоимость вложений в активы.
Показатель рентабельности основного капитала показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия [10,11,12,14,15]. В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении предприятия. Решением этих вопросов занимается бухгалтерская служба предприятия. Управленческий учет призван обеспечить определенных лиц информацией, необходимой для принятия правильных решений.
В настоящем учебном пособии рассмотрены следующие основные темы:
- предмет и метод управленческого учета;
- затраты и расходы организации;
- анализ затрат для принятия управленческих решений;
- структура и формирование себестоимости;
- классификация затрат, методы и системы учета затрат;
- денежные потоки организации;
- бюджетирование;
- ценообразование;
- доходы и прибыль предприятия.
-
Понятие и факторы потребительского поведения.
Потребительское поведение представляет собой процесс формирования потребительского спроса на различные товары и услуги, учитывая доходы и предпочтения. Понятия потребительского поведения и покупательского поведения являются синонимами. Основными факторами потребительского поведения выступают цены на товары, доходы покупателей и их предпочтения. Но при этом существует ряд дополнительных факторов, влияющих на потребительское поведение:
Культурные. Набор ценностей и стереотипов, оказывающих влияние на выбор.
Социальные. Человек живет в обществе, а члены общества влияют на выбор. Это может быть семья, коллеги, друзья.
Личностные. Возраст, образ жизни, самооценка.
Психологические. Мотивация, убеждение, восприятие, усвоение.
Для понимания тонкостей осуществления выбора специалисты изучают постулаты такой дисциплины, как психология потребительского поведения. Ее предметом является не человек (как это присуще основной части наук психологии), а поведение человека исключительно в момент осуществления рыночных отношений. Прямое влияние на спрос оказывает уровень дохода покупателя, а вот цены непосредственно воздействуют на количество приобретенных товаров. При ценообразовании производители обязательно обращают внимание на эту особенность потребительского поведения. Изучение и структурирование закономерностей потребительского поведения дает возможность продавцу ответить на вопрос, чего же сегодня ожидает потребитель. Потребительское поведение индивидуально, оно зависит от многих различных факторов. Выделяют следующие основные виды потребительского поведения:
Выбирающий потребитель. Самый распространенный вид. Наличие выбора само по себе – выгода. Чем больше выбор, тем больше возможностей у производителя привлечь к себе клиента. Такие потребители выбирают много и часто.
0>
Коммуникатор. Покупка для потребителя – это способ невербальной коммуникации. Так он выражает свои эмоции, социальный статус. Общение – самый важный фактор при осуществлении покупки.
Исследователь. Приобретение для него должно нести в себе что-то новое, какое-то исследование, дополнительные знания. Такие потребители очень часто покупают новинки рынка.
Бунтовщик. Продукт приобретается для того, чтобы выразить свое несогласие. Основную часть таких потребителей составляет молодежь, принадлежащая к различным субкультурам.
Актуалайзер. Покупка совершается успешными людьми, лидерами для поддержания имиджа, но не для выражения своего статуса, а чтобы подчеркнуть вкус и характер.
Самореализовавшийся. Зрелые потребители, которые полностью удовлетворены жизнью, имеют высокий доход. В покупках ценят долговечность и ценность.
Достигающий. Успешный покупатель, ориентирован на карьеру, высокий уровень доходов, имидж. Обращают внимание на известные торговые марки, престижные продукты, которые помогут им показать свой успех окружающим.
Верящий. Консерваторы, для которых важны определенные ценности – церковь, семья. Невысокий уровень доходов. Отдают предпочтение устоявшимся маркам и отечественным производителям. Покупают товары для дома, семьи, религиозных организаций.
Стремящийся. Покупатели, занятые поиском мотивации, одобрения. Неуверенные в себе, с низкими доходами. Считают, что деньги определяют отношение окружающих, а у них их нет. Стараются быть стильными, но в основном не могут позволить себе тех вещей, что хотели бы. Обращают внимание на подделки, которые ниже по стоимости, но имитируют известные бренды.
Экспериментатор. Молодые, импульсивные люди, которые ищут разнообразия. Большую часть дохода тратят на музыку, видео, кино, одежду, быстрое питание.
Мейкер. Люди самодостаточные, практичные. Имеют довольно высокий доход, но абсолютно равнодушны к материальным благам. Покупают только то, что имеет практическое значение.
Выживающий. Низкий достаток, плохое образование, озабоченность здоровьем, престарелые, отчаявшиеся. Главная цель – безопасность. Редко покупают что-то, кроме проверенной продукции.
При всём при этом основное и самое сильное влияние на потребительское поведение оказывает реклама.
-
Рынок труда. Заработная плата, ее формы и виды.
Рынок труда - особая сфера рыночных отношений, в которой осуществляется купля-продажа рабочей силы. Его основные компоненты: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в форме зарплаты, конкуренция - в форме соперничества между работниками за рабочие места, работодателями - за рабочие руки, а также между работниками и работодателями - за условия найма. Спрос на рабочую силу выступает как потребность работников получить желаемую работу на определенном предприятии, в организации, отрасли, регионе, предложение - в форме количества и структуры трудовых ресурсов, которые имеются на рынке или могут быть поставлены на него. Предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий:
• общей численности населения;
• численности активного трудоспособного населения;
• количества отработанного времени за год;
• качественных параметров труда, квалификации работника, производительности труда, специализации. Соотношение спроса и предложения рабочей силы характеризует конъюнктуру рынка. При их совпадении конъюнктура будет равновесной, при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом - трудоубыточной. При равновесной конъюнктуре рынка существует оптимальная занятость населения, нарушение равновесия проявляется в безработице. В современных условиях на атмосферу рынка труда сильное воздействие оказывают НТР и переход к информационному обществу. Это сказывается на структуре рынка труда, общеобразовательной и профессиональной подготовке работников. Резко повышается удельный вес инженерно-технических и научных работников, менеджеров, а также квалифицированных работников сферы услуг. При росте количества работников, занятых в торговле, финансово-кредитной сфере и управлении, сокращается абсолютно и относительно численность работников сельского хозяйства, ряда традиционных отраслей промышленности и транспорта. В процессе НТР формируется работник нового типа, которому присущ высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки, знание информатики и компьютерной техники, иностранных языков. Рабочая сила человека и труд неотделимы друг от друга. Только через труд происходит материализация рабочей силы. Поэтому логично увязывать заработную плату с таким фактором производства, как труд. Заработная плата - это вознаграждение, которое получает работник предприятия в зависимости от количества и качества затраченного труда и результатов деятельности всего коллектива предприятия. Она зависит от различных факторов: экономических, природно-климатических, географических, социальных. Существует две основные формы зарплаты - повременная и сдельная. Повременная заработная плата - это такая форма оплаты труда, при которой величина заработной платы работника зависит от фактически отработанного времени. Повременная система может быть почасовой, поденной, понедельной, помесячной. В нашей республике применяют помесячную и почасовую зарплату. Выплата заработанных денег осуществляется два раза в месяц. Разновидностью повременной заработной платы выступают системы: простая повременная и повременно-премиальная. Простая повременная зарплата начисляется инженерно-техническим работникам и служащим за фактически отработанное время в виде установленных им окладов, а рабочим - по тарифной ставке; при повременно-премиальной системе выплата осуществляется рабочим по тарифной ставке, а ИТР и служащим кроме окладов и тарифных ставок еще идут и премии за достижение высоких показателей в работе. Сдельная заработная плата - это такая форма оплаты труда, при которой величина размера заработка зависит от количества изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками. Существуют следующие системы сдельной зарплаты: