Файл: Предмет и функции экономической теории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система делится на централизованную (общегосударственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок) и децентрализованную (финансы хозяйствующих субъектов: государственные предприятия, частные предприятия, акционерные предприятия, муниципальные, арендные).

Финансовая система охватывает следующие звенья:

1) Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они являются главным источником формирования государственного бюджета.

2) Финансы домашних хозяйств (граждан) – это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета. Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета.

3) Государственные финансы. Обеспечивают определенный темп развития всех отраслей народного хозяйства.

Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Утверждается Федеральным собранием РФ как закон. Рассматривается как централизованный фонд денежных средств государства и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.

Внебюджетные фонды – средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

4) Финансы общественных организаций включают в себя:

- финансы общественных, в том числе профорганизаций,

- финансы политических и общественных движений,


- финансы специальных целевых фондов.

- финансы благотворительных фондов.

Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

- уплата различного рода взносов, с оказанием материальной помощи и пр.;

- добровольные пожертвования;

- формирование и использованию целевых денежных фондов.

Функции финансовой системы.

1) Аккумулирующая функция - осуществление посредством специального экономического механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

2) Регулирующая функция выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение социальных проблем.

3) Распределительная функция осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды. В результате выполняются различные программы целевого назначения.

4) Контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

  1. Государственный бюджет и его роль в рыночной экономике.

Государство имеет финансовые взаимоотношения с предприятиями, организациями, и эти взаимоотношения называются бюджетными. Они имеют объективный характер, так как государство должно ежегодно иметь определенную часть НД для обеспечения общегосударственных мероприятий, расширенного воспроизводства, социальных потребностей, обороны страны и управления государством. Бюджетные отношения получают материально-вещественное воплощение. Создан бюджетный фонд, размеры которого зависят от уровня развития экономики, поставленных социальных задач, создания резервных фондов, обслуживания государственного долга. Государственный бюджет — основной финансовый план государства, который составляется на текущий год и имеет силу закона, утверждается парламентом, а затем президентом. Государственный бюджет — это комплекс документов, который включает 8 законопроектов и более 20 сопроводительных документов, в которых имеется:

прогноз финансового баланса;

структура внешнего и внутреннего долга;

прогноз развития экономики.

Государственный бюджет — денежные отношения, появляющиеся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД. В связи с

образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальных проблем, обороны и управления государством.

Как экономическая категория бюджет имеет все признаки финансов, но есть и особенности:

государственный бюджет — это форма перераспределенных отношений, которая обособляет часть НД в руках государства для удовлетворения потребностей общества;

через государственный бюджет перераспределяются средства централизованного фонда между территориями и отраслями, сферами общественной деятельности;

пропорции бюджетного перераспределения зависят от целей и задач общества.

Проявление присущих бюджету свойств находит отражение в бюджетном механизме. Бюджетный механизм позволяет, во-первых, использовать бюджет как механизм государственного регулирования экономической системы. Формами воздействия являются государственные инвестиции, субсидии предприятий, бюджетное финансирование. Это осуществляется при помощи маневрирования денежными средствами. Во-вторых, бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства, которая выражается в статьях доходов и расходов бюджета. В-третьих, бюджетный механизм является инструментом социальных преобразований, социальной политики государства. В-четвертых, бюджетный механизм способствует ускорению НТП путем финансирования науки, подготовки кадров, финансирования новых видов продукции и технологий. По своему строению государственный бюджет состоит из перечня доходов, которые служат финансовой базой деятельности государства и перечня расходов, которые служат для удовлетворения потребностей государства. Если доходы меньше расходов, то налицо дефицит бюджета.

  1. Налоговая система. Принципы налогообложения и функции налогов.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития. Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. Налоговый кодекс РФ На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже. Принципы налогообложения Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:



принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.