ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УБ = (Б / ЭАН)*100%.
Уровень безработицы может быть рассчитан как по методологии МО Г, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. В первом случае это периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Федеральная служба государственной статистики. Обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации проводится во всех регионах с квартальной периодичностью на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте от 15 до 72 лет. Эта методика апробирована во многих странах мира и позволяет с высокой степенью достоверности получать данные о реальном состоянии рынка труда, субъектами которого также являются граждане, не состоящие на учете в государственной службе занятости населения, которые ищут работу собственными силами или прибегают к услугам коммерческих организаций. Федеральной службой по труду и занятости РФ уровень безработицы определяется на основе численности официальных безработных, зарегистрированных в ее органах в установленном порядке. Эта информация необходима для оценки состояния официального рынка труда, определения динамики обращений граждан в службы занятости и планирования статей бюджета, направляемых на выплату пособий, проведение обучения безработных и другие программы стимулирования занятости. Продолжительность безработицы — величина, характеризующая в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматриваемого периода, а также теми безработными, которые были в этот период трудоустроены. Для России, как и для многих развитых стран мира, чрезвычайно актуальна проблема длительной и застойной безработицы. При решении проблем безработицы считается целесообразным достижение естественной нормы (естественногоуровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы, способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства. Абсолютное отсутствие безработицы считается невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы , который в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивается в 7%. Типы поведения безработных на рынке труда По типу поведения на рынке труда можно выделить четыре группы безработных. Профессиональный тип. Для безработных данного типа в процессе поиска работы существенное значение имеет возможность проявить свои способности, деловые качества, повысить квалификацию, а также сама работа, предполагающая разнообразие, содержательность, возможность творчества. Являясь носителями профессионального типа экономического поведения на рынке труда, потерю работы они расценивают как неприятность, не испытывая при этом особых огорчений. Достаточно высоко оценивают свою конкурентоспособность, верят в себя и свои силы и поэтому самостоятельно и активно ищут работу, в том числе требующую более высокой квалификации. Готовы приступить к работе, как только появится что-нибудь подходящее и даже с переездом в другой город; предпочтение отдают работе в финансовых и управленческих структурах, а также сферах науки, образования и организации досуга. Инструментальный тип. Это безработные, которым безразлична форма трудоустройства, лишь бы она обеспечивала приемлемый материальный статус. Исследования показали, что безработные данного типа ориентированы прежде всего на высокую зарплату, денежные компенсации, премии, порядок и хорошую организацию труда, удобный график работы, близкое расположение работы от места проживания. Если предлагаемая работа не соответствует их ожиданиям, они от нее отказываются. Если условием трудоустройства является перемена места жительства, либо смена профиля деятельности и переобучение на другую профессию, безработные этого типа, как правило, отказываются от работы, так как надеются еше найти занятие по своей специальности. Большинство из них не соглашаются заняться собственным делом. Хозяйственный тип - носитель активного рыночного типа экономического поведения. В основном, с одной стороны, это руководители всех рангов всех типов предприятий и организаций (имеющие некоторый опыт организаторской и управленческой деятельности), с другой — продавцы, кассиры, буфетчики. Их объединяет общность в трудовых ценностях — это люди, стремящиеся «быть хозяином на своем рабочем месте», работать самостоятельно с ориентацией на расширение связей и знакомств. Они чаще, чем остальные, стремятся к организации собственного дела, самостоятельно ищут возможности для получения новой профессии и переобучения. Для лучшего трудоустройства готовы переехать в другой регион и даже за пределы России. Если поиски работы затягиваются, они могут заняться огородничеством, садоводством, будут подрабатывать, где придется. При выборе видов деятельности отдают предпочтение сфере услуг, организации отдыха, досуга и общественного питания. Тип социального иждивенца. Безработные данного типа не способны к самостоятельному решению проблем занятости, основные надежды с трудоустройством у них связаны с государством. Для них характерна установка «жить на пособие государства», «уйти на пенсию». Они надеются на государственную поддержку, и в случае безработицы большинство из них обратится в службу занятости. При поиске работы их привлекает возможность иметь гарантированную работу, стабильность, даже если зарплата не столь высока, проявляя тем самым приспособленческий, потребительский, иждивенческий тип экономического поведения. Такие безработные отличаются сравнительно невысоким уровнем профессионального образования и низкой квалификацией. Главная жизненная ценность для них — стабильность положения и уверенность в завтрашнем дне, они считают, что безработицы быть не должно, согласны на любую работу, даже ниже по уровню квалификации и оплаты труда. Они в большей степени, чем другие типы, считают, что их положение существенно изменилось в худшую сторону, на рынке труда ощущают себя менее уверенно и более тревожно. В случае потери работы значительная часть из них будет сидеть дома, воспитывать детей, а также ждать, когда служба занятости подыщет им работу; часть из них согласна сменить профиль своей деятельности, но сами для этого они ничего делать не собираются.
-
Рынок труда и безработица. Государственное регулирование занятости.
1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
2. Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд
Предложение труда
Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства
Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда;
— использование современных технологий;
— состояние экономики и ее
отдельных отраслей;
— спрос на потребительские товары, необходимые обществу.
— численность трудоспособного населения;
— уровень квалификации;
— уровень и структура зарплаты;
— социальная и налоговая политика государства.
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике. Особенности рынка труда На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.) Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.
4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.
5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда; работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.
6. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.
7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом». Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства. Сегодня считается, что самыми эффективными являются инвестиции именно в «человеческий капитал».
8. Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.
Характерные черты конкурентного рынка труда
1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда.
2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительностью труда).
3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии).
4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон.
5. Полная информированность участников рынка труда о спросе и предложении.
6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.
9. Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
10. Факторы, влияющие на величину заработной платы Стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы Минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному минимуму Уровень квалификации работников Развитость экономических и социальных условий жизни населения Спрос и предложение на рынке труда
11. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная зарплата – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег Реальная зарплата – сумма жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги Факторы реальной зарплаты: Величина номинальной заработной платы Уровень цен на предметы потребления и услуги Размер налогового обложения
12. Формы зарплаты Постоянная (оклад) – вознаграждение за труд, не зависящее от каких-либо условий. Повременная — вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени. Сдельная — вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
12. Структура системы заработной платы (Оплата квалифицированного труда (Минимальная зарплата (Прожиточный минимум))) Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
БЕЗРАБОТИЦА
1. Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
2. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.
3. Точки зрения на причины безработицы: Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места
4. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безработица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.
5. Виды безработицы:
Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.
Фрикционная – невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности.
Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
Сезонная – зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).
Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости.
6. Формы безработицы:
Открытая (см. выше)
Скрытая – работник дает согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
Текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
7. Уровень безработицы = Численность экономически активного населения/Общая численность безработных * 100%
8. Безработица имеет негативные экономические и социальные последствия:
Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального
Снижение уровня жизни населения: предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений
Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само
убийствам, росту преступности
Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий:
Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства
Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции
Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду
9. Направления, по которым государство решает проблему безработицы:
Проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации.
Выплата пособий по безработице.
Установление уровня минимальной заработной платы
-
Государственное регулирование экономики: причины и инструменты
Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства. Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):