Файл: Пояснительная записка Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.


  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.


КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
«Школа вежливых наук»


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ключевые слова


Универсальные учебные действия


Дата проведения

План

Факт




2

3

4

5

6

7




9

10

Правила поведения в школе

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене

2

беседа

Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные7

Уметь различать понятия «урок» и «перемена». Знать правила поведения на уроке и на перемене.


Радость, благодарность, огорчение., обида, доброта, вежливость, внимательность, опрятность, аккуратность, старательность.



Умение осмысливать собственные поступки и действия, а также поступки окружающих людей.







3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

1

беседа

Как правильно вести себя в гардеробе?

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?

Кто и почему был обижен в раздевалке?

Уметь вести себя в раздевалке так, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно.

Вежливость, грубость, опрятность, организованность, аккуратность, внимательность,



Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей.







4

Правила поведения в столовой

1

игра

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом?

Главное правило поведения за столом.

Умение вести себя за столом. Основные правила поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, салфеткой.

Вежливость, грубость, опрятность, организованность, аккуратность, внимательность

Умение вести себя за столом так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т. е. находиться в твоём обществе.








5

Правила поведения в библиотеке

1

экскурсия (школьная библиотека)

Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека?

Для чего она предназначена?



Знать, что книга – главное сокровище библиотеки.

Уметь бережно обращаться с книгой.

Правила работы в библиотеке.

Процесс создания и лечения книги

Бережно, аккуратно, внимательно, небрежно, интересно.

Умение бережного отношения к книге.

Уметь находить при помощи книг ответ на любой поставленный вопрос, так как книга – это друг и советчик и из книг мы узнаём о жизни других людей, их традициях, культуре, историческом прошлом.









6

Правила поведения на школьном дворе

1

экскурсия (игры во дворе)



Знакомство с понятием «школьный двор»?

Для чего он предназначен7

Как вести себя на школьном дворе?

Правила игры.


Знакомство с мероприятиями по уборке и озеленению школьного двора.

Умение вести себя во дворе во время прогулок, игр, спортивных соревнований.

Дружба, сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь, справедливость, доброжелательность

Умение выстраивать определённые взаимоотношения в процессе игры, соревнования, прогулки, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешению споров, формированию качеств характера.







О добром и вежливом обращении к людям

7-8

Что такое «добро» и «зло»

2

беседа

Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»).

Диспут «Чей герой лучше»?

Роль смеха.



Формулирование правил и норм отношений между людьми и умения поступать в соответствии с этими нормами на основе противопоставления положительных явлений отрицательным на конкретных примерах.





Умение понимать специфику нравственных явлений, понимать, что эти явления делятся на две противоположные категории – «добро» и «зло», выступают как действия людей, как мотивы этих действий (действие направлено на пользу людям или, наоборот, во вред). Умение нести ответственность за свои действия и поступки.







9-10

«Волшебные» (добрые) слова

2

1

беседа

2

Практическая работа


Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества.
Объяснить, что мы понимаем под формой общения.

Умение выражать своё доброе отношение к окружающим при помощи определённой группе слов.

Составить словарь наиболее употребляемых слов.

Спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, здравствуйте и т. д.

Уметь употреблять в речи «волшебные» слова и с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Составление словаря добрых слов.







11-12

«Волшебные» (добрые) слова

1

экскурсия библиотека

«Волшебное дерево» или «Дерево вежливости»

Обсуждение на конкретных примерах значение слов вежливости.

Умение при помощи интонации передать настроение, чувства…

Интонация: доброжелательная, добрая, ироничная.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.







13-14

Добрые и недобрые дела

2

беседа с элементами диспута и игры

Разбор конкретных ситуаций из жизни.

Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек.

Умение выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Умение анализировать ситуации, оценивать поступки, действия, а также людей, которые совершают их.

«Добрые дела» и «недобрые дела», доброта, хитрость, злость.

Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни.







15-16

Ты и твои друзья

2

беседа о литературных героях

Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?

Уметь через призму собственного мировосприятия понять внутренний мир другого человека посредством воздействия художественного образа.

Уметь оценивать других и критично относиться к себе.

Добро, сочувствие, сострадание, товарищество, уважительность, грубость.

Уметь анализировать вместе с учителем прочитанное , разбираться в поступках героев, объяснять причину того или иного решения, выносить нравственную оценку поступку героя и дать её обоснование.

.







17-18

Помни о других – ты не один на свете

2

  1. беседа


2. Экскурсия в автогородок

Раскрытие смысла понятия «помнить о других»

Как твоё действие отразиться на других?

Почему надо беречь своих родителей?

Готовить детей к восприятию чужой точки зрения.

Умение понимать, что то, что нравится мне, далеко не всегда может нравиться другим.

Умение быть благодарным своим родителям за заботу и внимание, которые родители проявляют по отношению к ним.

Вежливость, внимательность, доброта, сердечность, любовь, помощь, забота о других.

Умение выделять нравственные явления, анализировать их, сравнивать, оценивать, переносить на себя.

Установление причинно-следственных связей.







Как стать трудолюбивым

19

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

1

беседа

Какую роль играет образование в жизни людей?

«Век живи – век учись»

Умение составлять маленький план – свой собственный распорядок дня. Это первый этап по формированию самоконтроля. Ежедневный самоконтроль – залог будущего успеха.

Устная и письменная речь, предания, пословицы и поговорки, папирус, библиотека, компьютеры,

Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание того, какое значение имеет для человека учение. Умение в составлении плана и последовательности действий.







20-21

Как быть прилежным и старательным

2

беседа

Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»?

Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека?

Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным?

Умение соблюдать режим дня, ответственно относиться к выполнению порученного дела. Умение трудиться так, чтобы ощутимы были результаты твоего труда.

Трудолюбие. Дисциплина, обязательность, терпение, внимательность, старательность.

Умение распределять рабочее время, т. к. это залог будущего успеха в жизни. Умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.







22-23

Наш труд в классе

2

1. беседа
2. Практическая работа

Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех.

Нужен ли труд?

Нравится ли труд детям?

На каких литературных героев вы хотите быть похожими?

Формирование желания и умения поддерживать чистоту и порядок в своём классе, учиться распределять работу между собой, добросовестно выполнять свою работу. Быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища. . Формулирование правил дружной работы.

Трудолюбие. Дисциплина, обязательность, терпение, внимательность, старательность

Формирование ответственности не только за себя, но и за других. Осознание того, что только в общественном труде рождается чувство коллективизма.

Умение работать в группе, учитывая мнения одноклассников, отличные от собственных.







24 -25

Мой ежедневный труд дома

2

Урок - беседа

Важность труда дома.

В чём состоит важность такого труда?

Как он важен для окружающих?

Дом – это лицо хозяина!

Формирование умения выполнения обязанностей по дому, в умении помогать взрослым.

Составление списка обязанностей по дому и того, что дети могут и должны делать сами.

Аккуратность, чистоплотность, добросовестность. Бережливость, старательность, культура, вкус и привычки.

Умение приносить пользу людям через трудовые умения и привычки трудиться, которые каждый приобрёл дома и в классе.








Правила аккуратности и опрятности

26-27

Культура внешнего вида

2

беседа

Что означает культура внешнего вида и культуры?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены.

Умение следить за своим внешним видом.

Умение одеваться по виду деятельности.

Грязный, неряшливый, чистота, опрятность, гигиена.

Умение указывать своим внешним видом уважение не только к себе, но и к другим людям, т. к. чистота – друг опрятности, красоты и здоровья.









28-29

Каждой вещи – своё место

2

беседа с элементами инсценировки


Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша»

Правила организованного собранного ученика.

Аккуратность – это нравственное качество.


Умение организовывать своё рабочее место дома и в школе, сдерживать обещания, быть ответственным за выполнение любого поручения.

Собранный, аккуратный, неряшливый, ответственный, организованный, ленивый

Умение быть аккуратным не только через отношение к личным вещам, но и соблюдением определённых правил поведения в общении с людьми.







30

Умей ценить время – своё и чужое

1

Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени»

Значение времени для человека.

Что значит «ценить время»?

Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Умение распределять и беречь время.

Распорядок дня.


Точность, обязательность, ответственность, уважительность, организованность.

Осмысление соответствующих понятий через конкретные представления.

Через отношение ко времени – своему и чужому – умение понять и своё отношение к другим людям.







Правила культуры поведения на улице и дома

31-32

Как вести себя дома и на улице?

(Обобщающие)

2

Экскурсия в автогородок

Правила поведения на улице.

Правила поведения дома.

Твой подъезд, твой двор.

Ты идёшь гулять.


Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения.

Культура поведения.


Воспитанность, прилежность, вежливость, внимательность, ответственность.

Умение осмысливать собственные поступки и действия на конкретных примерах поведения на улице и дома.







Школьный этикет

33

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1

беседа (обобщающий)

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

Внешние правила знакомства и приветствия.

Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус)
Формы знакомства и приветствия за столом.

Уметь обращаться к собеседнику, выбирая формы обращения на «ты» и «вы», самопредставление младших старшим, на доброжелательность, улыбку, умение чётко назвать себя.

Воспитанность, прилежность, вежливость, внимательность, ответственность, доброжелательность.

Умение пользоваться внешними правилами знакомства и приветствия, т. к. они являются простым упражнением приучения к существующим порядкам и традициям, являются элементарными правилами культуры поведения.














Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.




  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.




  1. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.




  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.




  1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.




  1. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.