ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
-
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающиеся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
«Школа вежливых наук»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Ключевые слова | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 9 | 10 | ||||||||||||||||
Правила поведения в школе | |||||||||||||||||||||||||
1-2 | Правила поведения на уроке и на перемене | 2 | беседа | Зачем нужны правила поведения? Что мы знаем о правилах поведения в школе, дома, на улице? Всегда ли мы соблюдаем правила? Какие правила для нас самые трудные7 | Уметь различать понятия «урок» и «перемена». Знать правила поведения на уроке и на перемене. | Радость, благодарность, огорчение., обида, доброта, вежливость, внимательность, опрятность, аккуратность, старательность. | Умение осмысливать собственные поступки и действия, а также поступки окружающих людей. | | | ||||||||||||||||
3 | Правила поведения в гардеробе («раздевалке») | 1 | беседа | Как правильно вести себя в гардеробе? Часто ли ученики ходят по упавшей одежде? Кто и почему был обижен в раздевалке? | Уметь вести себя в раздевалке так, чтобы не обижать друг друга, не допускать порчи одежды, действовать организованно. | Вежливость, грубость, опрятность, организованность, аккуратность, внимательность, | Ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей. | | | ||||||||||||||||
4 | Правила поведения в столовой | 1 | игра | Как правильно вести себя в столовой? Зачем нужны правила поведения за столом? Главное правило поведения за столом. | Умение вести себя за столом. Основные правила поведения за столом. Правила пользования столовым прибором, салфеткой. | Вежливость, грубость, опрятность, организованность, аккуратность, внимательность | Умение вести себя за столом так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т. е. находиться в твоём обществе. | | | ||||||||||||||||
5 | Правила поведения в библиотеке | 1 | экскурсия (школьная библиотека) | Как правильно вести себя в библиотеке? Что такое библиотека? Для чего она предназначена? | Знать, что книга – главное сокровище библиотеки. Уметь бережно обращаться с книгой. Правила работы в библиотеке. Процесс создания и лечения книги | Бережно, аккуратно, внимательно, небрежно, интересно. | Умение бережного отношения к книге. Уметь находить при помощи книг ответ на любой поставленный вопрос, так как книга – это друг и советчик и из книг мы узнаём о жизни других людей, их традициях, культуре, историческом прошлом. | | | ||||||||||||||||
6 | Правила поведения на школьном дворе | 1 | экскурсия (игры во дворе) | Знакомство с понятием «школьный двор»? Для чего он предназначен7 Как вести себя на школьном дворе? Правила игры. | Знакомство с мероприятиями по уборке и озеленению школьного двора. Умение вести себя во дворе во время прогулок, игр, спортивных соревнований. | Дружба, сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь, справедливость, доброжелательность | Умение выстраивать определённые взаимоотношения в процессе игры, соревнования, прогулки, основанные на справедливом отношении друг к другу, разрешению споров, формированию качеств характера. | | | ||||||||||||||||
О добром и вежливом обращении к людям | |||||||||||||||||||||||||
7-8 | Что такое «добро» и «зло» | 2 | беседа | Знакомство с понятиями «добро» и «зло» (синонимами «хорошо» и «плохо»). Диспут «Чей герой лучше»? Роль смеха. | Формулирование правил и норм отношений между людьми и умения поступать в соответствии с этими нормами на основе противопоставления положительных явлений отрицательным на конкретных примерах. | | Умение понимать специфику нравственных явлений, понимать, что эти явления делятся на две противоположные категории – «добро» и «зло», выступают как действия людей, как мотивы этих действий (действие направлено на пользу людям или, наоборот, во вред). Умение нести ответственность за свои действия и поступки. | | | ||||||||||||||||
9-10 | «Волшебные» (добрые) слова | 2 | 1 беседа 2 Практическая работа | Правила вежливости, их происхождение и изменение в связи с развитием общества. Объяснить, что мы понимаем под формой общения. | Умение выражать своё доброе отношение к окружающим при помощи определённой группе слов. Составить словарь наиболее употребляемых слов. | Спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, здравствуйте и т. д. | Уметь употреблять в речи «волшебные» слова и с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Составление словаря добрых слов. | | | ||||||||||||||||
11-12 | «Волшебные» (добрые) слова | 1 | экскурсия библиотека | «Волшебное дерево» или «Дерево вежливости» | Обсуждение на конкретных примерах значение слов вежливости. Умение при помощи интонации передать настроение, чувства… | Интонация: доброжелательная, добрая, ироничная. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | | | ||||||||||||||||
13-14 | Добрые и недобрые дела | 2 | беседа с элементами диспута и игры | Разбор конкретных ситуаций из жизни. Эксперимент: какое нравственное качество отражается на лице(мордашке) игрушек. | Умение выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. Умение анализировать ситуации, оценивать поступки, действия, а также людей, которые совершают их. | «Добрые дела» и «недобрые дела», доброта, хитрость, злость. | Уметь обобщать различные жизненные ситуации, формировать нормы и правила поведения. Уметь устанавливать взаимосвязь нравственных качеств с определёнными ситуациями из жизни. | | | ||||||||||||||||
15-16 | Ты и твои друзья | 2 | беседа о литературных героях | Раскрытие на конкретных примерах, доступных детскому воображению, сущность нравственных отношений между людьми. Что означает быть хорошим товарищем? Только ли сверстник может быть другом? | Уметь через призму собственного мировосприятия понять внутренний мир другого человека посредством воздействия художественного образа. Уметь оценивать других и критично относиться к себе. | Добро, сочувствие, сострадание, товарищество, уважительность, грубость. | Уметь анализировать вместе с учителем прочитанное , разбираться в поступках героев, объяснять причину того или иного решения, выносить нравственную оценку поступку героя и дать её обоснование. . | | | ||||||||||||||||
17-18 | Помни о других – ты не один на свете | 2 |
2. Экскурсия в автогородок | Раскрытие смысла понятия «помнить о других» Как твоё действие отразиться на других? Почему надо беречь своих родителей? Готовить детей к восприятию чужой точки зрения. | Умение понимать, что то, что нравится мне, далеко не всегда может нравиться другим. Умение быть благодарным своим родителям за заботу и внимание, которые родители проявляют по отношению к ним. | Вежливость, внимательность, доброта, сердечность, любовь, помощь, забота о других. | Умение выделять нравственные явления, анализировать их, сравнивать, оценивать, переносить на себя. Установление причинно-следственных связей. | | | ||||||||||||||||
Как стать трудолюбивым | |||||||||||||||||||||||||
19 | «Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе) | 1 | беседа | Какую роль играет образование в жизни людей? «Век живи – век учись» | Умение составлять маленький план – свой собственный распорядок дня. Это первый этап по формированию самоконтроля. Ежедневный самоконтроль – залог будущего успеха. | Устная и письменная речь, предания, пословицы и поговорки, папирус, библиотека, компьютеры, | Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание того, какое значение имеет для человека учение. Умение в составлении плана и последовательности действий. | | | ||||||||||||||||
20-21 | Как быть прилежным и старательным | 2 | беседа | Какое значение имеет выражение «прилежный, старательный ученик»? Почему мы даём положительную оценку этим качествам человека? Что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным? | Умение соблюдать режим дня, ответственно относиться к выполнению порученного дела. Умение трудиться так, чтобы ощутимы были результаты твоего труда. | Трудолюбие. Дисциплина, обязательность, терпение, внимательность, старательность. | Умение распределять рабочее время, т. к. это залог будущего успеха в жизни. Умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью. | | | ||||||||||||||||
22-23 | Наш труд в классе | 2 | 1. беседа 2. Практическая работа | Формирование у детей нравственного опыта, представление о труде для всех. Нужен ли труд? Нравится ли труд детям? На каких литературных героев вы хотите быть похожими? | Формирование желания и умения поддерживать чистоту и порядок в своём классе, учиться распределять работу между собой, добросовестно выполнять свою работу. Быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища. . Формулирование правил дружной работы. | Трудолюбие. Дисциплина, обязательность, терпение, внимательность, старательность | Формирование ответственности не только за себя, но и за других. Осознание того, что только в общественном труде рождается чувство коллективизма. Умение работать в группе, учитывая мнения одноклассников, отличные от собственных. | | | ||||||||||||||||
24 -25 | Мой ежедневный труд дома | 2 | Урок - беседа | Важность труда дома. В чём состоит важность такого труда? Как он важен для окружающих? Дом – это лицо хозяина! | Формирование умения выполнения обязанностей по дому, в умении помогать взрослым. Составление списка обязанностей по дому и того, что дети могут и должны делать сами. | Аккуратность, чистоплотность, добросовестность. Бережливость, старательность, культура, вкус и привычки. | Умение приносить пользу людям через трудовые умения и привычки трудиться, которые каждый приобрёл дома и в классе. | | | ||||||||||||||||
Правила аккуратности и опрятности | |||||||||||||||||||||||||
26-27 | Культура внешнего вида | 2 | беседа | Что означает культура внешнего вида и культуры? Почему внешний вид не только твоё личное дело? Составление списка Мойдодыра – защитника чистоты и гигиены. | Умение следить за своим внешним видом. Умение одеваться по виду деятельности. | Грязный, неряшливый, чистота, опрятность, гигиена. | Умение указывать своим внешним видом уважение не только к себе, но и к другим людям, т. к. чистота – друг опрятности, красоты и здоровья. | | | ||||||||||||||||
28-29 | Каждой вещи – своё место | 2 | беседа с элементами инсценировки | Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» Правила организованного собранного ученика. Аккуратность – это нравственное качество. | Умение организовывать своё рабочее место дома и в школе, сдерживать обещания, быть ответственным за выполнение любого поручения. | Собранный, аккуратный, неряшливый, ответственный, организованный, ленивый | Умение быть аккуратным не только через отношение к личным вещам, но и соблюдением определённых правил поведения в общении с людьми. | | | ||||||||||||||||
30 | Умей ценить время – своё и чужое | 1 | Просмотр фильма «Сказка о потерянном времени» | Значение времени для человека. Что значит «ценить время»? Обсуждение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Умение распределять и беречь время. Распорядок дня. | Точность, обязательность, ответственность, уважительность, организованность. | Осмысление соответствующих понятий через конкретные представления. Через отношение ко времени – своему и чужому – умение понять и своё отношение к другим людям. | | | ||||||||||||||||
Правила культуры поведения на улице и дома | |||||||||||||||||||||||||
31-32 | Как вести себя дома и на улице? (Обобщающие) | 2 | Экскурсия в автогородок | Правила поведения на улице. Правила поведения дома. Твой подъезд, твой двор. Ты идёшь гулять. | Умение вести себя дома, на улице. Составление правил поведения. Культура поведения. | Воспитанность, прилежность, вежливость, внимательность, ответственность. | Умение осмысливать собственные поступки и действия на конкретных примерах поведения на улице и дома. | | | ||||||||||||||||
Школьный этикет | |||||||||||||||||||||||||
33 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | беседа (обобщающий) | Этикет – что это такое? Зачем он нужен младшему школьнику? Внешние правила знакомства и приветствия. Краткий справочник «Правила этикета» (составитель Л. Васильева – Гангнус) Формы знакомства и приветствия за столом. | Уметь обращаться к собеседнику, выбирая формы обращения на «ты» и «вы», самопредставление младших старшим, на доброжелательность, улыбку, умение чётко назвать себя. | Воспитанность, прилежность, вежливость, внимательность, ответственность, доброжелательность. | Умение пользоваться внешними правилами знакомства и приветствия, т. к. они являются простым упражнением приучения к существующим порядкам и традициям, являются элементарными правилами культуры поведения. | | | ||||||||||||||||
| |
Список литературы
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
-
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
-
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
-
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с. -
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с. -
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36. -
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.