Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков (спо) Тема Признаки сюжетноролевой ритмической гимнастики для детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Версия шаблона | 3.1 |
Вид работы | Эссе |
Название дисциплины | Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков (СПО) |
Тема | Признаки сюжетно-ролевой ритмической гимнастики для детей |
Основная часть
1.Признаки сюжетно-ролевой ритмической гимнастики для детей
Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем как развивать своего ребёнка. Очень многие выбирают для него занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является ритмическая гимнастика.
Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, характер с помощью движений. Замечательно сказал основоположник ритмической гимнастики Ж. Далькроз: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на человека, чем чувство радости. А есть ли большая радость для ребёнка, чем движение и музыка».
Перефразируя, можно сказать, что каждое физкультурное занятие должно приносить детям радость.«Обучаемся, играя!» – основной принцип занятий ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика решает как общие: образовательные, воспитательные, оздоровительные; так и частные задачи: совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений; способствовать формированию правильной осанки; повышение физической работоспособности; воспитание у детей стойкого интереса и потребности к занятиям. Решение этих задач, по мнению Н. А. Фоминой С. Я. Якуниной, и др. направлено на воспитание гармонично развитой личности. По мнению Н. А. Фоминой [3] двигательная культура человека – это умение передавать свои чувства и переживания с помощью жестов, движения, мимики без излишнего напряжения. «Культура движений во многом связана с развитием у детей физических качеств – считает Н.А. Фомина, – а также с формированием «базы эстетических движений тела и его частей». Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко можно применяется в детских дошкольных учреждениях.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Непосредственно- образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или с использованием разнообразных форм и методов работы.
В настоящее время ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является гимнастика. Ее средства и методы находят свое применение во всех звеньях физкультурного образования, в том числе и дошкольного.
Наше дошкольное учреждение работает по ОП «Детский сад 2100», в которой рекомендована программа по физической культуре «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» профессора Фоминой Н.А.
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры - драматизации и содержания сказок, обеспечивающих именно интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольника. Главными компонентами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики являются: Движение, Музыка, Игра и Сюжет.
Деятельность по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с детьми организуются в рамках основной непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию. Основу этой деятельности составляют физические плюс танцевальные упражнения различной направленности, которые выполняются в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее темп, ритм и характер с помощью движений. Деятельность проводятся в форме игры по сюжетам сказок, поточным методом и под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.
Содержание сюжетно-ролевой ритмической гимнастики определяют следующие разделы:
• танцевально-ритмическая гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• строевые упражнения;
• игровой самомассаж;
• музыкально-подвижные игры;
• креативная гимнастика;
• элементы хореографии;
• образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
Перечисленные элементы объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой.
Основные требования к подбору музыкальных произведений:
• музыка должна быть доступна восприятию ребенка (детские песни, музыкальные сказки, эстрадные песни и т. д.);
• запись должна быть чистой;
• целесообразно использовать музыкальные произведения размерами
• музыкальный темп на протяжении комплекса должен меняться (от медленного и умеренного до быстрого).
Занятия ритмической гимнастикой сюжетно–ролевого характера помогают детям всем существом глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они вместе удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного мальчика Буратино. Детям легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев любимых сказок.
Техническое оснащение деятельности.
Используемый в сюжетно ролевой ритмической гимнастики инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
• Ленты разных цветов по 2 на ребенка.
• Платочки разных цветов (размер 20-25 см).
• Погремушки по числу детей в группе.
• Цветы небольшие нежных оттенков.
• Обручи легкие пластмассовые.
• Шнур яркий длиной 3-4 метра.
• Мячи среднего размера по числу детей в группе.
• Гимнастические палки большие и маленькие.
• Скакалки.
• Фитболы.
• Маски
2. Практический.
• Разучивание сюжетно - ролевых ритмических комплексов.
• Разработка новых сюжетно - ролевых ритмических комплексов.
• Интегрированная образовательная деятельность.
• Физкультурные, музыкально - ритмические представления.
Обучение основным комплексам упражнений проходит поэтапно. На первом этапе (10-12 занятий) последовательно изучается двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняются детьми по показу преподавателя.
На втором этапе (8-10 занятий) идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяется выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети могут выполнять фрагменты "сказки" самостоятельно.
На третьем (6-8 занятий) этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений, их необходимо усложнять (за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений). Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей,
давать им возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.
Каждая программа завершается сказочным театром физической культуры - проведением физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного праздника.
3. Обобщающий.
• Подведение итогов.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Требования к знаниям и умениям к концу обучения:
А) знать:
Правила нахождения в музыкальном зале во время занятий;
Основные направления музыки (классическая, народная, современная);
Основные движения различного характера музыки (марш, плясовая, хороводная, полька);
Сюжеты сказок, изучаемые программой, характеристики героев (добрый, злой, хитрый и т. д.).
Б) уметь:
Идти в соответствии с характером музыки;
Ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, находить себе место в зале;
Изображать с помощью мимики и пантомимики характер музыки и сказочных героев;
Самостоятельно использовать освоенный материал в повседневной жизни;
Выполнять музыкально-ритмические движения.
Личностные качества:
Самостоятельность;
Активность;
Внимательность;
Творчество;
Коммуникабельность;
Дисциплинированность;
Инициативность.
Для каждой возрастной группы дошкольников мы разрабатываем отдельные сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики, на основе которых планируются образовательная деятельность по физическому развитию. Каждая программа состоит из нескольких композиций, имеющих определенную двигательную направленность. Музыкальное сопровождение комплексов мы подбираем совместно с музыкальным руководителем. Параллельно в группе в совместной деятельности взрослых и детей и в ходе режимных моментов воспитатели вместе с детьми изучают литературные произведения. Кульминацией изучения каждого комплекса сказочной программы является физкультурный праздник в форме музыкально - театрализованного представления.
Можно констатировать, что программа использования сюжетно-ролевой гимнастики позволяет создавать благоприятные условия для физического развития дошкольника. Систематические занятия ритмикой способствуют ускорению темпов развития координационных способностей детей, дети легко осваивают и запоминают новые комплексы упражнений, быстро ориентируются в сюжетно-ролевом содержании занятий, творчески подходят к выполнению заданий. Повышается двигательная культура дошкольников, занимающихся ритмикой, движения становятся более музыкальными, выразительными, пластичными. И главное, занятия ритмической гимнастикой доставляют детям радость.
Ценность сюжетно-ролевой ритм и ческой гимнастики заключается в том, что она сочетает в себе музыку и движение, комплексное воздействие которых на психоэмоциональное состояние ребенка многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитий музыкальных способностей, накоплении знаний. У детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.
Буратино и Мальвина – подвижная игра в помещении для детей от 5 лет.
Это подвижная игра на внимание. Участников в ней может быть очень много! Все дети встают в круг, в затылок друг другу с некоторой дистанцией. Двигаться по кругу можно двумя способами: как Буратино, или как Мальвина. Буратино бегает вприпрыжку и всем показывает «нос» (для малышей достаточно бегать вприпрыжку). Мальвина – девочка хорошо воспитанная, она ходит на цыпочках. Когда все ребята освоят способы передвижения, взрослый водящий начинает подавать команды: «Мальвина» или «Буратино». В зависимости от команды дети должны двигаться одним из способов. Кто ошибся или «прозевал» выходит из игры.
Если размер помещения не позволяет полноценно двигаться, то можно проводить игру и стоя на месте. Да хоть вообще не отходя от стула. Просто Буратино будет только показывать нос, а Мальвина только делать реверансы. Кто ошибся – выбывает из игры и садиться на стул.
Игра импровизация с мячом Кот Базилио и Лиса Алиса.
Включается музыка и каждый ребенок должен показать одно упражнение с мячом, а все остальные повторять.
Инструктор:
Мы попали на цветочную поляну к Мальвине. Здесь мы расслабимся, отдохнем и снова дальше пойдем.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно улыбаются.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Всем открыть глаза, проснуться,
и вверх всем потянуться.
Бодрый день наш продолжать!
Подводя итог, хочу сделать вывод, что использование сюжетно – ролевой музыкально – ритмической гимнастики даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал его как взрослого человека.