Файл: Урок 2 Модуль 1 Музыка моего края Тип урока Комбинированный урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прочитайте термины и распределите их в 2 группы, исходя из темы нашего урока и древа музыки. Как вы назовете эти термины и группы?
Ребята выполняют задание группами, учитель проверяет.
- С чем же вы работали ребята? Ответ одной из 3 команд. Что перед вами находилось? Музыкальные жанры.
- Как вы назвали первую группу? Ответ следующей из 3 команд. Фольклор – народная музыка.
- Как вы назвали вторую группу? Ответ следующей из 3 команд. Композиторская музыка.
Результат Задания №1 «Музыкальные жанры»
1 группа Народная музыка:
Песня, танец, хоровод, наигрыш, пляска, потешка, попевка, частушка.
2 группа «Композиторская музыка»
Романс, опера, балет, симфония, концерт, оратория, кантата, ария.
- Молодцы, ребята, все команды успешно справились с этим заданием.
Для выполнения задания №2 «Споемте, друзья!» команды вытягивают жребий с названием песни и исполняют 2-3 куплета, инсценируя и используя необходимые атрибуты: венок, балалайка, платок, дудка. Другие команды слушают и поддерживают.
-
Во поле береза 2. Со вьюном я хожу 3. На горе- то калина
- Молодцы, ребята, справились хорошо с этим заданиям и перенесли нас в прошлое, когда ребята не знали грамоты, не пользовались компьютером, умели прекрасно умели петь, играть на инструментах, исполнять плясовые, водить хороводы.
- К какой музыке относятся эти песни? И почему? Назовите их особенности, которые вам известны еще с уроков в начальной школе.
Эти песни относятся к фольклору, русскому народному творчеству. Их особенности: певучесть, неторопливость, протяжность, широта мелодий, повтор слов, неправильные ударения, слова - украшения, широкое дыхание, исполнение солистом, группой, хором, подголоски. Многоголосие, а-капелла.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, с какой темой мы сегодня работали?
- Как вы понимаете, что такое фольклор? Какие определения вы запомнили?
- Какая народная песня нам сегодня помогала понять тему урока?
- Какой композитор взял ее в основу своего произведения?
- Выберите из 3 смайликов тот, который соответствует вашему настроению?
- Какая работа вам понравилась больше: отдельно, командой или всем вместе?
- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
9. Домашнее задание.
Ребята, найдите самостоятельно информацию о композиторах, которые в своем творчестве обращались к фольклору.
Или выполните рисунок к русской народной песне, которая сегодня звучала на нашем уроке.
10. Завершение урока. Музыкальное прощание.
Этап урока /Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: включение учащихся в учебную деятельность. | Приветствует учащихся, сообщает структуру урока Музыкальное приветствие. Исполнение песен о Родине | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока». Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: актуализация знаний, повторение изученного материала | Проводит устный опрос по домашнему заданию, используя презентацию «Особенности русских народных песен». Определение принадлежности песен к народной и композиторской музыке «Моя Россия» Георгий Струве «Родина» русская народная песня Работа с кроссвордом «Душа народа» для определения свойств русской народной песни | Ученики работают устно. Слушают объяснения отвеча-ющих. Вспоминают основные термины, объясняют их обозначение. | Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. Регулятивные: выполняют тренировочные учебные действия. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения. |
3. Создание проблемной ситуации. Цель: обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия. | Координирует ход работы учащихся, консультирует при возникновении затруднений. | Разбирают эпиграф на отдельные термины: Совокупность народных обрядовых действий, Народная мудрость, Виды творений неизвестных авторов прошлого времени, переданных устно. Явления духовной культуры. Работают с презентацией. Определяют термин ФОЛЬКЛОР | Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. |
4. Формулирование проблемы: тема и цель урока. Цель: обсуждение необходимости введения нового знания Введение в тему урока. Постановка целей учебной деятельности | Предлагает ученикам подумать, о чём пойдёт речь на уроке. Создает проблемную ситуацию об известном. «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранжируем» М.И.Глинка Выслушивает предположения, уточняет. Если не справляются с формулировкой темы, задаёт наводящие вопросы. Выводит на формулировку темы и целей урока. Четко проговаривает тему и цель урока. | Дети дают устные ответы. Слушают. Высказывают предположения. Сами формулируют вопросы по теме урока и ставят цели учебной деятельности Определяют известное музыкальное понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока. | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение балета. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
5.Применение учебного материала в новой учебной ситуации. Цель: формирование умения сравнивать, находить главное | Учитель побуждает детей сделать вывод, что такое фольклор. Координирует ход работы учащихся, консультирую при возникновении затруднений. Создает проблемную ситуацию. Создает условие для самостоятельного выполнения задания | Ученики делают вывод, что такое фольклор – народное творчество. 1. Работают самостоятельно. 2. Проблема: какая музыка возникла раньше: народная или композиторская? 3. Определяют жанры фольклора и профессиональной музыки 4. Составляют краткую схему по признакам народной песне | Личностные: самоопределяются. Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность. Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. |
6. Изучение нового материала | 1.Учитель знакомит с краткой историей зарождения фольклора, как отдельного вида искусства, который является основой профессиональной музыки. Дает краткую ознакомительную инф-ю о величайших русских композиторах, обращавшихся к фольклору; 2.Учитель знакомит с содержанием симфонии №4 П.И.Чайковского, предлагает прослушать два музыкальных фрагмента, проводит сравнительную характеристику с русской народной песней «Во поле береза стояла» и вариациями П.И.Чайковского из финала симфонии №4. | 1.Ученики внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, записывают даты и термины в тетради, делают вывод, что такое балет. Выясняют, кто задействован в создании балета. 2. Ученики внимательно слушают учителя. Выполняют задание. Слушают музыку. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, записывают термины в тетради. | |
7. Первичное закрепление. Цель: обеспечение усвоения темы | Организует работу по ранжирование понятий музыкальных жанров народной музыки и композиторской: симфония, песня, наигрыши, концерт, попевка, опера, романс, частушка, балет, игра, хоровод, потешка, кантата, оратория. По жребию для 3 групп ребята исполняют по 2 куплета из русских народных песен : Во поле береза стояла, Со вьюном я хожу, На горе-то калина | Учатся применять знания о народной и композиторской музыки в процессе групповой и индивидуальной работы. Выполняют задание на ранжирование понятий, отвечают на вопросы. | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам. Познавательные: выполняют занимательное задание. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию. Выданы цветные карточки для самооценки. Дает инструктаж по процедуре самооценивания. | Проводят самооценку результатов своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень их освоения. Действуют в соответствии с требованиями учителя. По желанию отвечают на вопросы урока, дополняя друг друга. Отвечают на вопросы урока, говорят о своих затруднениях. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха). Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий. Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. |
9. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания. | Написать краткие доклады по жизни и творчеству известных композиторов, писавших музыку при обращении к мелодиям народных песен и танцев. ИЛИ Выполнить рисунок н русской народной песне, которая звучала на уроке. | | |
10. Завершение урока. Музыкальное прощание. | | | |
|
-
Виды организации учебной деятельности:
Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.
-
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Деление на 3 творческих группы для выполнения заданий урока:
Исполнение песен
Слушание музыкальных фрагментов
Определение /анализ по слуху принадлежности музыкального произведения народной или композиторской музыке.
Характеристика признаков русских народных песен
Подготовка рисунков «Древо Музыки»
Формулировка темы урока из проблемного вопроса
Определить итог урока с достижением полученных результатов и причин неудач
-
Диагностические материалы (нормативы) для оценивания результатов обучения.
-
Викторина -
Тест, кроссворд -
Инсценировка, рисунки -
Выразительное исполнение народных песен, -
Знание признаков русских народных песен, -
Ранжирование музыкальных понятий/ жанров