Файл: Урок 2 Модуль 1 Музыка моего края Тип урока Комбинированный урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прочитайте термины и распределите их в 2 группы, исходя из темы нашего урока и древа музыки. Как вы назовете эти термины и группы?

Ребята выполняют задание группами, учитель проверяет.

- С чем же вы работали ребята? Ответ одной из 3 команд. Что перед вами находилось? Музыкальные жанры.

- Как вы назвали первую группу? Ответ следующей из 3 команд. Фольклор – народная музыка.

- Как вы назвали вторую группу? Ответ следующей из 3 команд. Композиторская музыка.

Результат Задания №1 «Музыкальные жанры»

1 группа Народная музыка:

Песня, танец, хоровод, наигрыш, пляска, потешка, попевка, частушка.

2 группа «Композиторская музыка»

Романс, опера, балет, симфония, концерт, оратория, кантата, ария.

- Молодцы, ребята, все команды успешно справились с этим заданием.

Для выполнения задания №2 «Споемте, друзья!» команды вытягивают жребий с названием песни и исполняют 2-3 куплета, инсценируя и используя необходимые атрибуты: венок, балалайка, платок, дудка. Другие команды слушают и поддерживают.

  1. Во поле береза 2. Со вьюном я хожу 3. На горе- то калина

- Молодцы, ребята, справились хорошо с этим заданиям и перенесли нас в прошлое, когда ребята не знали грамоты, не пользовались компьютером, умели прекрасно умели петь, играть на инструментах, исполнять плясовые, водить хороводы.

- К какой музыке относятся эти песни? И почему? Назовите их особенности, которые вам известны еще с уроков в начальной школе.

Эти песни относятся к фольклору, русскому народному творчеству. Их особенности: певучесть, неторопливость, протяжность, широта мелодий, повтор слов, неправильные ударения, слова - украшения, широкое дыхание, исполнение солистом, группой, хором, подголоски. Многоголосие, а-капелла.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, с какой темой мы сегодня работали?

- Как вы понимаете, что такое фольклор? Какие определения вы запомнили?

- Какая народная песня нам сегодня помогала понять тему урока?

- Какой композитор взял ее в основу своего произведения?

- Выберите из 3 смайликов тот, который соответствует вашему настроению?

- Какая работа вам понравилась больше: отдельно, командой или всем вместе?

- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

9. Домашнее задание.

Ребята, найдите самостоятельно информацию о композиторах, которые в своем творчестве обращались к фольклору.


Или выполните рисунок к русской народной песне, которая сегодня звучала на нашем уроке.

10. Завершение урока. Музыкальное прощание.


Этап урока /Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

1.       Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

Приветствует учащихся, сообщает структуру урока

Музыкальное приветствие.

Исполнение песен о Родине

 

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

 

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.       Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализация знаний, повторение изученного материала 

Проводит устный опрос по домашнему заданию, используя презентацию «Особенности русских народных песен».

Определение принадлежности песен к народной и композиторской музыке

«Моя Россия» Георгий Струве

«Родина» русская народная песня
Работа с кроссвордом «Душа народа» для определения свойств русской народной песни

Ученики  работают устно. Слушают объяснения отвеча-ющих.

Вспоминают основные термины, объясняют их обозначение.

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.

Регулятивные: выполняют тренировочные учебные действия.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

3.       Создание проблемной ситуации.

Цель: обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия.

Координирует ход работы учащихся, консультирует при возникновении затруднений.

 

Разбирают эпиграф на отдельные термины:

Совокупность народных обрядовых действий,

Народная мудрость,

Виды творений неизвестных авторов прошлого времени, переданных устно.

Явления духовной культуры.

Работают с презентацией. Определяют термин ФОЛЬКЛОР

 

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

4.       Формулирование проблемы: тема и цель урока.

Цель: обсуждение необходимости введения нового знания

Введение в тему урока. Постановка целей учебной деятельности

 

Предлагает ученикам подумать, о чём пойдёт речь на уроке. Создает проблемную ситуацию об известном.

«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранжируем»

М.И.Глинка
Выслушивает предположения, уточняет. Если не справляются с формулировкой темы, задаёт наводящие вопросы. 

Выводит  на формулировку темы и целей урока.  Четко проговаривает тему и цель урока.

Дети дают устные ответы. Слушают. Высказывают предположения. Сами  формулируют вопросы по теме урока и ставят цели учебной деятельности

Определяют известное музыкальное понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение балета.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

5.Применение учебного материала в новой учебной ситуации.

Цель: формирование умения сравнивать, находить главное

Учитель побуждает детей сделать вывод, что такое фольклор.

Координирует ход работы учащихся, консультирую при возникновении затруднений.

Создает проблемную ситуацию.

Создает   условие   для самостоятельного выпол­нения задания

Ученики делают вывод, что такое фольклор – народное творчество.

1.   Работают самостоятельно.

2.   Проблема: какая музыка возникла раньше: народная или композиторская?

3.   Определяют жанры фольклора и профессиональной музыки

4.   Составляют краткую схему по признакам народной песне

Личностные: самоопределяются.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем.

6.       Изучение нового материала

1.Учитель знакомит с краткой историей зарождения фольклора, как отдельного вида искусства, который является основой профессиональной музыки. Дает  краткую ознакомительную инф-ю о величайших русских композиторах, обращавшихся к фольклору;

 2.Учитель знакомит с содержанием симфонии №4 П.И.Чайковского, предлагает прослушать два музыкальных фрагмента, проводит сравнительную характеристику с русской народной песней «Во поле береза стояла» и вариациями П.И.Чайковского из финала симфонии №4.

 

1.Ученики внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, записывают даты и  термины в тетради, делают вывод, что такое балет.

Выясняют, кто задействован в создании балета.

 

2. Ученики внимательно слушают учителя. Выполняют задание. Слушают музыку. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, записывают термины в тетради.

 

 

7.       Первичное закрепление.

Цель: обеспечение усвоения темы

Организует  работу по ранжирование понятий музыкальных жанров народной музыки и композиторской: симфония, песня, наигрыши, концерт, попевка, опера, романс, частушка, балет, игра, хоровод, потешка, кантата, оратория.
По жребию для 3 групп ребята исполняют по 2 куплета из русских народных песен :

Во поле береза стояла,

Со вьюном я хожу,

На горе-то калина


Учатся применять знания о народной и композиторской музыки  в процессе групповой и индивидуальной работы.

 

Выполняют задание на ранжирование понятий, отвечают на вопросы.

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.

Познавательные: выполняют занимательное задание.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

8.       Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию.

Выданы цветные карточки для самооценки.

Дает инструктаж по процедуре самооценивания.

 

Проводят самооценку результатов своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень их освоения. Действуют в соответствии с требованиями учителя. По желанию отвечают на вопросы урока, дополняя друг друга. Отвечают на вопросы урока, говорят о своих затруднениях.

 

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

9.       Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание выполнения домашнего задания.


Написать краткие доклады по жизни и творчеству известных композиторов, писавших музыку при обращении к мелодиям народных песен и танцев.

ИЛИ

Выполнить рисунок н русской народной песне, которая звучала на уроке.








10. Завершение урока. Музыкальное прощание.




 

 






  1. Виды организации учебной деятельности:

Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:

принадлежности к народной или композиторской музыке;

исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.



  1. Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

Деление на 3 творческих группы для выполнения заданий урока:

Исполнение песен

Слушание музыкальных фрагментов

Определение /анализ по слуху принадлежности музыкального произведения народной или композиторской музыке.

Характеристика признаков русских народных песен

Подготовка рисунков «Древо Музыки»

Формулировка темы урока из проблемного вопроса

Определить итог урока с достижением полученных результатов и причин неудач


  1. Диагностические материалы (нормативы) для оценивания результатов обучения.

  1. Викторина

  2. Тест, кроссворд

  3. Инсценировка, рисунки

  4. Выразительное исполнение народных песен,

  5. Знание признаков русских народных песен,

  6. Ранжирование музыкальных понятий/ жанров