Файл: Протокол 2 от 27. 08. 2021 г Утверждаю Директор мбоу Школа 75.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Программа рассчитана на 26 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по апрель текущего учебного года. В один день проводится 3 учебных занятия. Общее количество часов – 78.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями организуются динамические паузы. Наполняемость группы – 20 - 30 человек.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
РегулятивныеУУД:
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
ПознавательныеУУД:
КоммуникативныеУУД:
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Введение в математику:
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, документкамера и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди
средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачиработыпоразвитиюречисдетьми5,5–6,5лет:
Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово
-
Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе
-
Организационный раздел.
Программа рассчитана на 26 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по апрель текущего учебного года. В один день проводится 3 учебных занятия. Общее количество часов – 78.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями организуются динамические паузы. Наполняемость группы – 20 - 30 человек.
-
Личностные, метапредметные (предпосылки к формированию) и предметные результаты освоения программы.
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
-
определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); -
в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); -
при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; -
понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; -
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; -
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -
высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; -
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
РегулятивныеУУД:
-
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; -
учиться работать по предложенному учителем плану; -
учиться проговаривать последовательность действий на занятии; -
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; -
учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -
учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
-
учиться оценивать результаты своей работы.
ПознавательныеУУД:
-
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); -
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; -
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); -
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; -
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; -
учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
КоммуникативныеУУД:
-
называть свои фамилию, имя, домашний адрес; -
слушать и понимать речь других; -
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; -
учиться оформлять свои мысли в устной форме; -
строить понятные для партнера высказывания; -
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; -
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; -
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; -
учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; -
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; -
рассказывать наизусть небольшое стихотворение; -
конструировать словосочетания и предложения; -
определять количество слов в предложении; -
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; -
выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; -
делить слова на слоги, выделяя ударный слог; -
различать звуки и буквы; -
узнавать и различать буквы русского алфавита; -
правильно держать ручку и карандаш; -
аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
-
продолжать заданную закономерность; -
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; -
вести счет предметов в пределах 10; -
соотносить число предметов и цифру; -
сравнивать группы предметов с помощью составления пар; -
составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; -
классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; -
устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; -
распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; -
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; -
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
-
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
-
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты- заместители); -
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, документкамера и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди
средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
-
Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе
-
Учебные занятия «В мире звуков и слов»
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачиработыпоразвитиюречисдетьми5,5–6,5лет:
-
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. -
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. -
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. -
Обучение звуко-слоговому анализу слов. -
Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Основное содержание.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово
-
предложение – связное высказывание – текст.
-
Лексическая и грамматическая работа:
-
обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи; -
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).