Файл: Доклад Реализация фгос на уроках русского языка и литературы в проблемы и перспективы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве примера.(Слайд 15)


  1. Создание проблемной ситуации

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕвыражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
(Слайд 16)

  1. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
(Слайд 17)

3.Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно


(Слайд 18)
4. Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:


Портрет




Описание каморки

Отношение к Му-му



Герасим







Отношение к барыне

Отношение с дворовыми



Отношение с Татьяной


(Слайд 19)

5. Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
(Слайд 20)
Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.

В части материально-технического обеспечения:

  • оснащение мультимедийным оборудованием все классы

  • недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.


В части информационно-методического обеспечения:

  • требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;

В части оценочной деятельности и диагностики:

  • влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;

  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;

  • проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.