Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Общая психология Тема Направленность личности потребности, мотивы и цели Фамилия студента Солдатова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- в зависимости от объекта удовлетворения (институциональные, личные потребности);

- в зависимости от предмета удовлетворения (универсальные, групповые, индивидуальные потребности);

- в соответствии со сферами жизнедеятельности индивида (физиологические, интеллектуальные, психологические потребности);
- по циклам (ежедневные, годовые потребности).

Среди потребностей личности проф. Бестужев-Лада различает следующие:

1) самосохранение (еда, одежда, жилье, здоровье, секс);

2) самосоциализация (принятый наивысший стандарт питания, одежды, жилья, сексуальной жизни, моды, комфорта, физической привлекательности, принадлежности к определенной группе привычного образа жизни);

3) самоутверждение (общение, социальные гарантии, статус, обеспеченность, эффективность социальных институтов, дружба, любовь);

4) саморазвитие (научно-техническое, общественно-политическое, художественно-эстетическое);

5) самовыражение (творчество, активность, активность).

Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:

- биологический (обеспечивает физиологическое функционирование организма);

- личностные (обеспечивают правильное развитие личности и ее полную реализацию во взрослом возрасте): познавательные, эмоциональные контакты, смысл жизни;

- индивидуальные (отражают личностные особенности индивида, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркомания, болезненные, концептуальные (идеологическая система мышления).

Выраженность определенных потребностей индивида позволяет говорить о его профиле потребностей.

Иерархия потребностей

Потребности человека развиваются - расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияет характер производства, преобладающий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.
Существует иерархия различных потребностей: от самых примитивных до самых утонченных. Маслоу показал это в своей иерархической теории потребностей. Более того, высшие потребности, по мнению этого психолога, не могут проявиться, если не были удовлетворены более примитивные.

Развитие потребностей протекает в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физиологической и психологической), в привязанностях (любовь, принадлежность к группе), в уважении (одобрение, благодарность, признание, компетентность), когнитивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.


Рассмотрим некоторые из этих потребностей:

1) Желание избежать боли.

Это одна из важнейших естественных (физиологических) потребностей человека.Боль выполняет функцию сигнала (оповещает о повреждении или угрозе повреждения тканей). Однако мозг способен блокировать сигнал, поступающий из поврежденной области. Это происходит в следующих случаях: а) когда человек полностью сосредоточен на каком-то деле; б) в состоянии сильного стресса; в) иногда после приема плацебо; г) в состоянии гипноза.

Боль также является стимулом для человеческого поведения, создавая мотивационное состояние. Реакция на боль появилась относительно поздно в процессе эволюции и характерна в основном для млекопитающих. Интенсивность этой реакции в большей степени зависит от боли, которую испытывал этот индивид в прошлом, и от формирования реакции избавления от болезненных раздражителей.

2) Потребность в уважении, самоуважении.

Эта потребность может выражаться по-разному (желание занять достойное место среди других, желание быть признанным другими, желание быть независимым и т.д.), поскольку она связана с событиями, пережитыми в юности.

В зависимости от того, как родители относились к проявлению самостоятельности у ребенка (поощряли или препятствовали), человек, становясь взрослым, либо вполне уверен в себе, либо сильно зависит от мнения окружающих.
3) Потребность в самореализации.

Согласно Маслоу, врожденное стремление к развитию присуще каждому человеку, который пытается применить свой потенциал. Эта глубинная мотивация может проявляться у тех, кто уже достиг определенного уровня самоуважения.

Действительно, если удовлетворены физиологические потребности (есть, пить, спать и т.д.), потребность в безопасности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.д.), потребность в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой вас считают и т.д.), то в поведении человека могут возникнуть новые черты, которые раньше были невозможны.

Тогда все больше и больше людей начинают прислушиваться к своим собственным чувствам - вместо того, чтобы систематически подчиняться мнению большинства. У него может возникнуть сильное желание отказаться от рутины. Он будет брать на себя все больше и больше ответственности, избегая "разыгрывать комедию, чтобы спасти свое лицо". Все это способствует развитию чувства собственного достоинства, превращению в творческую личность, способную заботиться о других. Именно так достигается стадия самореализации.



Однако можно предположить, что более 90 % людей останавливаются на уровне поиска безопасности и хорошего отношения, поглощая всю свою энергию.

4) Потребность в смысле жизни (высшее проявление познавательных потребностей человека).

Понимание смысла своей жизни - необходимое условие концентрации всех человеческих способностей, их максимального использования. Если вы не видите смысла в своих действиях, то быстро устаете, рождается безразличие, вы чаще совершаете ошибки и начинаете испытывать недовольство судьбой.
3. Мотивы и мотивационные системы

Мотив (от лат. Movere - "приводить в движение, толкать") - это:

1) фактор, побуждающий человека к деятельности и связанный с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

2) определенный объект (материальный или идеальный), побуждающий человека к деятельности и определяющий ее направление;

3) сознательная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков индивида;

4) то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий;

5) психологические состояния, характеризующие личное, изменчивое отношение человека к предметам или явлениям окружающей действительности.

Механизмом возникновения мотивов является реализация потребностей в процессе поисковой деятельности и тем самым превращение объектов этой деятельности в мотивы. Это подразумевает центральную закономерность: развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга видов деятельности, преобразующих объективную реальность.

Мотивы отличаются друг от друга типом потребности, которая в них проявляется; формами, которые они принимают; широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Каждая человеческая деятельность мотивируется не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и деятельности человека и относительно независимых от существующих ситуаций, называется ориентацией личности. Ориентация как подструктура личности включает в себя различные мотивы: ее мотивы, потребности, склонности, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценку, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т.д. Некоторые из его компонентов являются доминирующими, другие играют второстепенную роль.


Сложные виды деятельности, как правило, реагируют не на один, а на несколько одновременно действующих и взаимодействующих мотивов.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Выделяются следующие функции мотивов:

1) стимул;

2) руководство;

3) функция смыслообразования, которая заключается в том, что мотивы придают личностный смысл реальности, отраженной в индивидуальном сознании;

4) функция контроля за направлением деятельности личности — эта функция осуществляется мотивами не напрямую, а через механизм "эмоциональной коррекции" поведения (А.В.Запорожец). Эта "эмоциональная коррекция" поведения происходит следующим образом: с помощью эмоций человек оценивает личный смысл происходящих событий и, если этот смысл не соответствует его собственным мотивам, меняет общее направление своей деятельности.

Леонтьев выделяет в основном две функции мотивов: мотивацию и смыслообразование. Смыслообразующие мотивы придают личностный смысл деятельности, другие сопутствующие мотивы играют роль мотивирующих факторов (положительных или отрицательных) - иногда остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это мотивы-стимулы. В то же время различие между обоими типами мотивов является относительным. В одной иерархической структуре этот мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих двигательных функций — мотивирующей и смыслообразующей - придает человеческой деятельности характер сознательно регулируемой деятельности. Если смыслообразующая функция мотива ослабевает, то его можно только понять. И наоборот, если мотив "только понят", то можно предположить, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Х. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, исполнением, завершением. На начальном этапе мотив инициирует действие, стимулирует, поощряет его. Актуализация мотива на этапе исполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия.

Поддержание мотивации на этапе завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует усилению мотивов.

Многие мотивационные факторы со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты личности. К ним относятся мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, тревога. Помимо них, человеку лично свойственны потребность в общении (аффилиации), мотив власти, мотив помощи и агрессивность.


Мотивы классифицируются по различным признакам:

— По отношению к мотивам самой деятельности. Если мотивы, мотивирующие эту деятельность, не связаны с ней, то они называются внешними по отношению к этой деятельности. Если мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то они называются внутренними.

- По степени осознанности: сознательные и бессознательные мотивы.

- По степени эффективности: понятные мотивы; действующие, т. е. те, ради которых он действительно осуществляет эту деятельность.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на социальные, альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими близкими и т.д.) и личные, мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения.

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); продуктивные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательной); саморазвитие (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что каждая деятельность мотивируется не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов этой деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация - это процесс, который связывает воедино личностные и ситуационные параметры на пути регулирования деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для реализации определенного субъектного отношения личности к окружающей ситуации. Мы можем говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивационной характеристике данного человека, подразумевая совокупность устойчивых мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих виды его основной деятельности. Система всех мотивов — мотивов, потребностей, склонностей, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооценок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.д. - называется мотивационной сферой личности. В то же время они являются мотивационными переменными, или детерминантами, включенными в структуру мотивации.

Желание - это мотив, основанный на потребности, которая осознанна по содержанию, но она еще не действует как сильный стимул к действию. Другими словами, желание - это переживание, которое отражает потребность человека и превратилось в эффективную мысль о возможности иметь что-то или что-то делать.