Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.
Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.
Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.
Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.
Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.
Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.
Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.
Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.
Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.
Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.
Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.
Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.
Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.
История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.
Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.
Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.
Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.
Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.
Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.
Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.
Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.
Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.
Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.
Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.
Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.
Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.
Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с.
Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.
Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.
Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.
Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.
Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.
Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.
Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.
Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.
Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.
Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.
Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.
Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.
Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.
Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.
Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.
Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.
Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.
Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.
Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.
Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.
Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.
Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.
Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.
Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.
Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.
Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.
Образец оформления библиографического списка
Будущее человечества рассматривается по нескольким крупным блокам проблем, охватывая весь спектр современного развития.
Эти проблемы то выходят на первый план, то уступают место более
актуальным задачам. Бурное развитие мощных технологий, связанное с экстенсивным освоением природных ресурсов, привело ко все более обостряющемуся экологическому кризису. Биосфера уже не способна к восстановлению внутреннего равновесия. Прирост населения на планете за счет слаборазвитых стран породил сразу две проблемы: разрыв в уровне и качестве жизни и проблему обеспечения продовольствием. Появление оружия массового уничтожения обессмыслило войну с его применением, но создало угрозу потери контроля над случайными ситуациями в сфере военного сдерживания. Студенты могут ознакомиться в литературе со всем блоком так называемых «глобальных проблем современности», чтобы понять, почему сегодня футурологическая мысль получила небывалую интенсивность, – речь идет о выживании человечества перед лицом угроз, не знающих государственных границ.
Футурологические организации имеют разное лицо. Есть те, в которые входят гуманистически ориентированные интеллектуалы, которых искренне волнует судьба мировой цивилизации. Есть те, кто добросовестно отрабатывает государственный хлеб, будучи одновременно и центром исследования, и отделом разведки, как американская корпорация «Рэнд». Кто-то работает по заказам разного свойства. Но проблема будущего человечества давно покинула пределы специализированных
организаций и стала предметом дискуссий на языке литературы, кино, телевидения, газет, журналов, школьных учебников, искусства, театра, балета, то есть всей духовной культуры. Роль исследователей состоит лишь в составлении точной картины происходящего, в экспертной оценке масштабов угрозы. Иногда они ошибаются в своих расчетах, как это случилось с прогнозом о будущем массовом вымирании населения стран Юго-Восточной Азии. Эксперты выстраивают прогнозируемую динамику на основе имеющихся параметров, поэтому не могут предвидеть, как ранее бедные страны превращаются в «экономических тигров».
Мировая цивилизация встала на путь глобализации своей жизни. Общественность волнует, какую модель примет будущий мир, возникнет ли она естественно или будет навязана сильными игроками на геополитической арене. Судя по книгам З. Бжезинского, второй вариант более вероятен. Футурологам предстоит оценить плюсы и минусы глобализации, отбросив конъюнктурные интересы. Студенты могут самостоятельно поразмышлять над этим вопросом, исходя из того, какую позицию в данном вопросе занимает политическая элита России. Национальные интересы остаются незыблемым критерием выбора стратегии поведения страны на мировой арене.
Общественная жизнь вообще немыслима без попыток заглянуть в будущее. Суть мировой истории в том, что она безжалостно опрокидывает как упования на объективные законы общественной жизни, так и субъективный произвол сиюминутных планов. Умение увидеть вовремя будущие последствия своих решений могло бы остановить многих авантюристов, но суть истории и в том, что она ничему не учит и не может научить, потому что она – каждый раз новая, небывалая. И все же проблема будущего для современной цивилизации имеет осмысленные решения. Контуры будущего мира вырисовываются уже сегодня, и задача футурологов увидеть их раньше, чем они превратятся в проблемные и кризисные ситуации. Здесь важно опережающее отражение действительности, понимание того, что является магистральным вектором развития, а не побочной линией. Научный аппарат футурологии не столь совершенен, чтобы рассчитывать на точность прогнозов, но это – судьба любой растущей науки, определяющей свою методологическую стратегию.
2. Контрольные работы
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Заочное обучение требует от студентов большой самостоятельной работы. Написание контрольных работ выступает одной из главных форм самостоятельного усвоения учебного курса.
Контрольная работа по философии – это работа, развивающая творческие способности студентов, их умение решать нестандартные задачи и приращивать новые знания в дополнение к уже имеющимся знаниям. Также контрольная работа – это работа, способствующая развитию навыков последовательного изложения мыслей студента в виде связного текста. При этом преследуется цель постепенной выработки определенного научного и литературного стиля мышления, наличие которого неотъемлемо от культурного облика человека с высшим образованием вне зависимости от его специализации. Ответственно и правильно написанная контрольная работа значительно облегчит подготовку к экзамену по дисциплине.
Кроме того, контрольная работа – это первая из доступных студенту форм научной работы. Процесс её подготовки должен формировать соответствующие навыки. В частности, контрольная работа удачно сочетает в себе необходимость использования элементов научного анализа материала и научного обобщения (синтеза). Анализ необходим при
усвоении главного содержания используемой литературы, а очередь синтеза приходит при суммарном изложении разных научных позиций или существенно отличающихся точек зрения авторов анализируемых книг. Для решения поставленных вопросов недостаточно копирование параграфа учебника. Обязательным является сопоставление нескольких концепций, собственные суждения и выводы.
При выполнении контрольной работы по курсу «Философия» особое значение придается самостоятельности суждений, проработке первоисточников, учебной и справочной литературы. Выполненная студентом контрольная работа поможет оценить уровень знаний, полученный им в процессе самостоятельного изучения курса. Качество контрольной работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько правильно и самостоятельно студент дает ответы на поставленные вопросы.
Цель контрольной работы – углубленное знакомство с одной из философских проблем.
Задачи контрольной работы:
– формирование умения самостоятельного изучения философского знания, включающего усвоение материала учебной и справочной литературы по философии разных школ и направлений, что дает возможность свободного выбора акцентов при изложении материала и выражения симпатий к тем или иным философским направлениям;
– выработка способности работать с первоисточниками, что требует самостоятельной предварительной работы. Прежде всего, необходимо обратить внимание на вступительные статьи, предваряющие основные тексты первоисточников, иначе понимание философских текстов дается нелегко. При рассмотрении первоисточника следует избегать прямого конспектирования текста, рекомендуется сосредоточить внимание на «цитировании» и «комментировании»;
– овладение философской терминологией и категориями, используемыми при изложении темы;
– систематизация и изложение полученных знаний в соответствии с логикой выбранной темы.
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
-
Титульный лист. -
Содержание (план работы). -
Введение (обосновывается выбор темы, формулируется цель и вытекающие из неё задачи). -
Основная часть (поэтапно раскрывает теоретические вопросы, в соответствии с планом контрольной работы и логикой изложения). -
Заключение (подводится итог рассмотрения темы, формулируются выводы). -
Список источников (приводится список использованной литературы, образец оформления представлен в прил. 1). -
Приложения (при наличии).
Внимание! Все структурные элементы контрольной работы начинаются с нового листа!
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Титульный лист контрольной работы включает полное название университета и кафедры. Ниже указывается название контрольной работы. Далее следуют ФИО студента, выполнившего контрольную работу, затем ученая степень, звание и ФИО преподавателя, проверяющего работу (принятые сокращения ученых степеней и званий представлены в прил. 2). В нижней части листа указывается город и год написания контрольной работы (образец титула приведен в прил. 3).
2. На второй странице размещается план контрольной работы. Он не должен повторять названия или структуру использованных для написания контрольной работы источников.
3. Контрольная работа выполняется компьютерным способом по следующим требованиям: параметры страницы: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 20 мм (меню Файл – Параметры страницы); отступ (красная строка) – 0,75 см, устанавливается автоматически (меню Формат – Абзац – Отступ – первая строка); междустрочный интервал – 1,5 (меню Формат – Абзац – Интервал – полуторный); шрифт всего текста: Times New Roman, кегль 14 (не допускается использование шрифта разных гарнитур); выравнивание – по ширине; переносы задаются «автоматически» (меню Сервис – Язык – Расстановка переносов – авто); нумерация страниц – в правом нижнем углу.
Слова разделяются одним пробелом. Знаки препинания (точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки) от текста пробелом не отделяются, но после этих знаков необходимо сделать пробел. Между абзацами текста интервалы не допускаются.
4. Объем основного текста работы должен составлять не менее
15 страниц формата А4 (без списка литературы и приложений). Объем работы начинается с первой страницы введения, пронумерованной цифрой 3, и заканчивается последней страницей библиографического списка.
5. При написании контрольной работы необходимо использовать не менее 4 источников из списка литературы по данной теме (книги или статьи), которые должны быть указаны в алфавитном порядке на последней странице контрольной работы.
6. Литература для написания контрольной работы может быть использована из указанного в данном пособии перечня. Может и должна привлекаться не указанная в этих списках литература, поскольку подбор ее для раскрытия темы составляет неотъемлемую часть работы над контрольной работой и учитывается при его оценке.
7. При прямом цитировании одного из источников в конце цитаты указывается номер источника по списку литературы к контрольной работе и, через запятую, страница цитируемого текста. Ссылки оформляются по тексту и выделяются квадратными скобками: [4, c. 32], [2] (для источников Интернет). Первая цифра – это номер источника из списка использованных источников, откуда взята цитата; вторая цифра – номер страницы в этом источнике. При этом точка ставится после ссылки, а не перед ней.
Пример: «Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления» [3, с. 22].