Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.
Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.
Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.
Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.
Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.
Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.
Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.
Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.
Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.
Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.
Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.
Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.
Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.
История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.
Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.
Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.
Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.
Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.
Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.
Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.
Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.
Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.
Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.
Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.
Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.
Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.
Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с.
Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.
Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.
Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.
Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.
Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.
Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.
Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.
Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.
Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.
Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.
Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.
Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.
Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.
Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.
Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.
Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.
Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.
Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.
Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.
Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.
Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.
Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.
Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.
Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.
Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.
Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.
Образец оформления библиографического списка
Следующая проблема, которую надо уяснить студентам, есть представление о предмете философии. У философии нет особого предмета мышления, который выделял бы ее из других областей духовной культуры. Как и ученые, философы рассуждают об истине. Как и художники, философы рассуждают о красоте. Как и моралисты, философы рассуждают о справедливости. Но ученые ищут практические пути к истине, как и художники ищут практические пути к красоте. Студентам необходимо понять, что интерес философа ко всему этому не практический, а теоретический. Философ по духу – теоретик; его интерес к своему предмету – теоретический. Философ теоретически размышляет о сущности истины, красоты, добра, справедливости, пользы, знания, личности, общества и т. п. Надо всегда помнить, что философия есть сущностное знание, что философ ищет в этих понятиях высший смысл. Надо внимательно вчитаться в размышления древнегреческого мыслителя Сократа, спрашивавшего, как можно быть добродетельным, не зная сущности добра, как можно распознать красоту без знания сущности красоты. В диалогах Платона можно найти множество образцов теоретической работы интеллекта Сократа, не учившего, а размышлявшего. Предмет философии – теоретическое постижение сущности всего того, что составляет содержание человеческого бытия в мире. При этом достигается высший уровень постижения, дается предельно общая характеристика.
Изучение данной темы предполагает понимание того, что философское мышление всегда имеет личностную форму. Студенты должны иметь в виду, что любая философская мысль имеет своего неповторимого автора. Личность философа имеет большое значение для понимания того, почему философская мысль принимает определенный характер. Полезно прочитать о том, что материалисты отличаются от идеалистов в вопросе о первооснове мира, что в корне этого отличия лежит система личностных ценностей философа. Гегель высоко почитал духовную культуру, знал и любил ее, а что касается знания мира природы, то его философский оппонент Артур Шопенгауэр совершенно справедливо поднимал на смех рассуждения Гегеля о природе. Плохо знал Гегель материальный мир природы, не мог он стать материалистом, а вот идеалист из него получился просто величайший. Был он человек религиозный, духовно развитый, отсюда и его склонность к философскому идеализму. Студенты могут посмотреть жизненные биографии великих мыслителей, чтобы убедиться в связи между особенностями личности философа и характером его мышления. Но личный подход философа к своему предмету не мешает ему высказывать предельно общие мысли. Философ мыслит не от своего личного имени, а от имени своей эпохи – он как бы уполномочен своей эпохой на подвиг философского мышления, отрекаясь от простых радостей жизни во имя интенсивной духовной работы.
Студентам весьма полезно знать, что философия необходимо имеет рефлексивный характер. Слово «рефлексия» можно истолковывать как форму самосознания, отчета самому себе о самом себе. Рефлектируя, человек не просто что-то делает, а одновременно анализирует свои мысли и действия. Философ не просто размышляет – он делает свое мышление предметом своей мысли. Только в этом случае мышление становится строгим, обоснованным, логичным, рационально выверенным. Самый высокий уровень самосознания – у философов, потому что они привыкли держать свой внутренний мир под постоянным контролем. Избрав какой-либо исходный принцип мышления, философ обязан до конца вывести все следствия из этого принципа. Без методической строгости мысль философа разваливается, теряет определенность. Мышление философа имеет характер внутреннего опыта, в отличие от науки, где все построено на экспериментальной фиксации и интерпретации внешнего опыта. Философ постоянно прослеживает внутреннюю работу своего интеллекта, чтобы избежать ошибок непроверенных суждений.
Философия имеет закономерный исторический характер. Студенты должны обратить внимание на то, что в учебниках и энциклопедиях различные мыслители отнесены к различным эпохам. Для изучающего данную тему полезно знать, что каждый философ – дитя своего времени, своей эпохи. Здесь необходимо обращение к литературе по истории философии, которая обязательно имеет в своей основе хронологический принцип. Из истории философии мы узнаем, что каждый мыслитель переживает свой личностный рост, что на него оказывают влияние труды его предшественников, что он впитывает в себя отголоски политических, экономических, социальных, духовных, природных событий своего времени, что все это собирается в глубинах его души, будоражит его мышление, способствует формированию его излюбленных философских проблем, что он обогащает свою эпоху созданием новой философской системы, что его творчество навсегда будет связано с его эпохой и его народом, который по праву гордится своими мыслителями. Эпохальное деление истории философии имеет свои термины, свой словарь, свои критерии. Студенты должны научиться относить философа к его эпохе, а в составе эпохальных достижений видеть и место данного мыслителя.
На пути изучения философии студента встретят трудности понимания языка философии, абстрактного изложения философских проблем. Эти трудности преодолимы в том случае, если студенты научатся видеть за философскими высказываниями реальное жизненное содержание, породившее тот духовный опыт, обобщением которого занимается философия. Реальный духовный опыт жизни лежит в корне философствования, только в философии он получает предельно общую форму
категориальных выражений. В каждом общем высказывании необходимо выявлять реальные жизненные явления. Тогда язык философии перестанет казаться оторванным от действительности и раскроет перед студентами красоту строгой мысли, осознающей свое внутреннее содержание, свою личностную мотивацию, свою эпохальную актуальность и, самое главное, – свою глубокую связь с разнообразным языком всей духовной культуры, ищущей в философии свой понятийный стержень, свою мировоззренческую опору и прекрасного помощника в осознании своего предназначения на путях служения истине, красоте, добру, пользе и всем базовым ценностям человеческого бытия в мире.
Изучение данной темы предполагает понимание структуры философского знания. Речь идет о проблемной специализации философии, которая не однородна, а дифференцирована на ряд относительно самостоятельных проблем. Студенты должны узнать из литературы, что в центре философских размышлений находится онтология как учение о бытии, что гносеология рассматривает проблемы познания, что праксиология есть теория практики, как аксиология есть теория ценностей. Надо разобраться в предметах этики как теории морали, эстетики как учения о красоте, социальной философии как теории общества.
При этом надо иметь в виду, что философия есть система целостного знания, с единой структурой.
Целостность структуры философии особенно очевидна при изучении ее функций. Философия является мировоззренческим стержнем всей духовной культуры, задавая методологические ориентиры познания мира, с целью его культурно-исторического преобразования, обеспечивая человека эвристическим настроем, подвергая отношения человека с миром критическому осмыслению. Студенты могут самостоятельно поразмышлять о том, как реализуются эти функции в творчестве крупных мыслителей.
Тема 2. Философия Древнего Востока
Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии.
Философия Древнего Китая. Период «ста школ». Даосизм – основная онтологическая доктрина Древнего Китая. Лао-цзы, учение о Дао и Дэ. Стихийная диалектика даосов в учении об Инь и Ян. Социально-философские учения в Древнем Китае. Сущность конфуцианства, как философии любви и почтительности. Социальный детерминизм в конфуцианстве и моизме. Модернизация конфуцианства в учении Мо-цзы. Легизм – школа законников. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет.
Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ведическая литература Древней Индии. Брахман и атман. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, чарвака).
План семинарского занятия
1. Зарождение философско-теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки.
2. Китайская философия: основные понятия (Дао, Дэ, Ци, Ли и др.) и основные системы (даосизм, конфуцианство и др.)
3. Основные школы и направления древнеиндийской философии.
Методические рекомендации
Обычно вузовский курс истории философии начинается с изучения философии Древнего Востока. Это очень важный раздел, так как речь идет о формировании первых философских школ, течений и направлений. Главные центры философского развития Древнего Востока – Индия и Китай. Еще до появления первых мыслителей древний мир накопил ценные сокровища мифологии, религии, искусства, науки и идеологии. Философские идеи подспудно вызревают в лоне этих отраслей духовной культуры, которые не только не чужды философии, но и родственны ей. Студенты должны увидеть, что в философии Древней Индии навсегда закрепились мотивы религиозной мифологии, придав этой философии яркий эзотерический характер. В философии Древнего Китая большое влияние имеют идеи даосизма. Эти философские системы полностью соответствуют чертам традиционных обществ Индии и Китая.
Следует уделить внимание изучению философских школ этих стран. В деятельности каждой школы важно увидеть общую мировоззренческую ориентацию ее последователей. Особенно ценны сведения о жизни и творчестве создателей этих школ. Студентам полезно уяснить, что философия рождается на почве пред-философии. Создатели философских школ совершают мощный интеллектуальный прорыв
, преодолевая несистемность пред-философского материала. Это можно показать на примере буддизма, создатель которого придал мистически ориентированным представлениям о человеке характер законченной системы школы праведной жизни. Мистическая канва сохранилась, но появилось философское содержание.
При изучении древнекитайской философии следует учитывать, что в Китае было деспотическое государство со сложной системой ритуального соподчинения. Это отразилось на учении Конфуция о долге гражданина перед обществом, попросту говоря, перед вышестоящим господином. Тот, кто выше на социальной лестнице, пример для своих подданных. Этические концепции Древнего Китая очень просты, чего не скажешь о натурфилософии даосов, Студенты могут сравнить содержание шести основных философских школ, чтобы убедиться в их тесной связи друг с другом как по форме, так и по содержанию. Особое место занимает «школа закона», но на это были свои исторические причины.
В большинстве школ преобладает практическая философия житейской мудрости, но очень слабо развита системность мышления, без которой не бывает настоящей философии. Китайские философы – вовсе не интеллектуалы, а скорее легендарные мудрецы, посвященные в тайны Земли и Неба.
Студенты должны видеть различие между истинной философией и коллективными формами духа в виде мифологии и религии. В Индии и Китае не удалось далеко отойти от коллективных форм сознания, как это произошло в Древней Греции. Философия относится к личностным формам духа, как и искусство с личностью художника, как и наука с личностью ученого. Внимать наставлению учителя жизни, «сидеть у ног учителя» – это вовсе не то, что совместные размышления с Сократом над вопросами, на которые еще никто не дал ответа. В древнекитайской и древнеиндийской мысли творческие вопросы вообще не ставятся: здесь есть мудрость предков, прошедшая испытание временем. Греки же не остановились в своих размышлениях, даже получив удовлетворительные ответы. Здесь была школа мысли, а в Индии и Китае – школа усвоения наставлений. В Китае мудрость исходит от «совершенномудрого», который не только размышляет, но и центрирует Поднебесную, превращает ее в единую семью и дом. Миф, ритуал и табу становятся формами достижения естественности Дао, сущность которого открывается не по частям, а сразу и полностью. К истине Дао не приходят на путях мысли – она сама приходит в разум совершенномудрого через его просветление.
При изучении индийской философии следует брать во внимание очень сложный характер пред-философии, представленной в ведической литературе. И здесь философия не столько теория, сколько образ жизни и практическое руководство к нему. Но цель человека отличается от древнекитайского учения о жизни, ибо для древнего индийца высшей задачей является слияние с абсолютом Атмана еще при жизни. Смысл терминов индийского мышления надо усваивать по мере погружения в учебную литературу. Нужно усвоить главное – за