Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2. Контрольные работы

2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ

3. Контрольные вопросы

Общие вопросы

Библиографический список

 Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.

 Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.

 Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М. : Прогресс, 1988. – 704 с.

 Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.

 Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.

 Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация влияет на нашу жизнь / Э. Гидденс. – М. : Весь мир, 2004.

Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.

 Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.

 Дата, Д. Древняя индийская философия / Д. Дата, С. Чаттерджи. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1954.

Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.

 Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.

 Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.

 Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.

 Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.

 Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.

 Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.

 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М. : ACT: Астрель, 2011. – 570 с.

Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.

 Дубровский, Д.И. Проблема «сознание и мозг» / Д.И. Дубровский. – М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015.

 Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.

 Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.

 Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

 Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.

 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.

 История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.

 История философии: Запад–Россия–Восток : учебник для вузов / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М. : Греко-латинский кабинет, 1995.

 Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. – М. : Политиздат, 1990. – 415 с.

 Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.

 Канке, В.А. Философия математики, физики, химии, биологии : учеб. пособие для вузов / В.А. Канке. – М. : КноРус, 2011.

 Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.

 Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.

 Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. – М. : Едиториал УРСС, 2003.

 Кассирер, Э. Философия символических форм. В 3 т. / Э. Касирер. – М. ; СПб. : Университетская книга, 2001.

 Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.

 Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.

 Князева, Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е.Н. Князева. – М. : ИФ РАН, 1995.

 Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.

 Котенко, В.П. История и философия технической реальности : учеб. пособие для вузов / В.П. Котенко. – М. : Академ. проект : Трикста, 2009.

 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.

 Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.

 Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос. – М. : Академический Проект ; Трикста, 2008. – 475 с.

Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.

 Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.

Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.

 Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.

 Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.

 Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.

 Мангейм, К. Очерки социологии знания (теория познания – мировоззрение – историзм) / К. Мангейм. – М. : ИНИОН РАН, 1998.

 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.

 Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. – М. : Наука, Ювента, Gallimard, 1999. – 602 с.

 Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.

 Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция, 2002.

 Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.

 Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.

Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.

 Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.

 Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.

 Онтология : хрест. / сост. В.И. Плотников. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004.

 Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 509 с.

 Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.

 Петрарка Франческо. Сочинения философские и полемические / Петрарка Франческо. – М. : РОССПЭН, 1998. – 477 с.

 Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с. 

 Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.

 Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.

 Плеснер, Х. Введение в философскую антропологию: Ступени органического и человек / Х. Плеснер. – М. : РОССПЭН, 2004.

 Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.

 Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.

 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. / Б. Рассел : пер. с англ. – СПб. : Азбука, 2001.

 Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – М. : Петрополис, 1997.

 Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.

 Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.

 Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.

 Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.

 Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – М. : Республика, 2000. – 639 с.

 Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Луций Анней Сенека. – М. : Наука, 1977. – 384 с.

 Сердюков, Ю.М. Контуры трансцендентального опыта / Ю.М. Сердюков. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2015. – 255 с.

 Сердюков, Ю.М. Критический анализ паранауки : учебное пособие / Ю.М. Сердюков. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. – 130 с.

 Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.

 Соловьев, В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. – М. : Ин-т русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.

 Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.

 Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.

 Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.

 Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.

 Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.

 Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.

 Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.

 Философия естественных наук : учебное пособие для вузов / под общ. ред. С.А. Лебедева. – М. : Академ. проект : Фонд Мир, 2006.

 Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.

 Философия социальных и гуманитарных наук : учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М. : Академический проект, 2008.

 Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.

 Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.

 Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.

 Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.

 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / сост. А.В. Лебедев. – М. : Наука, 1989.

Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.

 Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

 Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.

 Фролова, Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность : учебное пособие / Е.А. Фролова. – М. : ИФ РАН, 2006.

 Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.

 Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.

 Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – M. : OOO «Издательство ACT: ЗАО НПП "Ермак"», 2004.

 Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

 Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.

 Хомяков, А.С. Соч. в 2 т. / А.С. Хомяков. – М. : Московский философский фонд Издательство «Медиум», 1994.

 Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.

 Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.

 Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.

 Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира : моногр. / А.Н. Чумаков ; РАН. Ин-т философии. – М. : Проспект, 2011.

 Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.

 Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.

 Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.

 Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.

 Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.

 Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.

 Основы религиоведения : учебное пособие / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М. П. Новиков [и др.] ; под ред. И.Н. Яблокова. – М. : Высш. шк., 1994. – 368 с.

 Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.

Приложение 1

Образец оформления библиографического списка

Приложение 2

Принятые сокращения ученых степеней и званий

Приложение 3

Образец оформления

титульного листа контрольной работы

всеми сложными системами взглядов, обычаев, ритуалов, медитации фигурирует основная идея освобождения человека от мира объектов и страстей, постоянное нравственное совершенствование. То же самое касается китайской мысли – если мы узнали главную стержневую идею, то нам гораздо легче ориентироваться во всех хитросплетениях слов, образов, аллегорий, притч, символов.

Древняя Индия – родина буддизма, на примере которого студенты могут убедиться, какое значение индийцы придавали принципу этической самодисциплины, концентрации личности на реальности с целью проникновения в суть вещей, преодолевая заблуждения, решая собственные проблемы. Развитые боевые искусства преследовали ту же цель. Будет полезно посмотреть, как буддизм, проникая в сопредельные страны, очень умело встраивает себя в другую культуру.

Философские учения Древней Индии и Древнего Китая прошли длительную историческую эволюцию, ряд масштабных трансформаций, но сохранили свое мировоззренческое ядро. Этим они интересны для Запада, который сегодня ищет выход из духовного тупика, в который он попал, доведя до предела свой образ жизни и мысли, свое стремление получить внешнюю власть над миром.

Тема 7. Российская философия
Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация российской философии.

Формирование и основные периоды развития философской мысли в России. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной российской философской проблематики (IХ–ХIII вв.) (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования (ХIV–ХVII в.в.) (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич,
А. Курбский). Возникновение российской философии (ХVIII – I половина ХIХ в.) (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков).
«Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Российская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.


Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.

Влияние российской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Российская философия в контексте мировой философской мысли.

Проблема поиска национальной философской идеи как фактора развития России в XXI.

План семинарского занятия
1. Формирование российской философии и её основные проблемы.

2. Философские взгляды П.Я. Чаадаева.

3. Российская религиозная философия.

4. Российский космизм.

5. Развитие философии в СССР. Основные тенденции развития современной российской философии.
Методические рекомендации
Изучение российской философии требует большого внимания к ее длительной истории. Оригинальная философская мысль в России никогда не развивалась в комфортных условиях европейских университетов, а постоянно сталкивалась с трудностями внешнего уровня. Испытав византийское и греческое влияние, российские мыслители строили свое философствование на путях обоснования нравственной практики, пользуясь языком художественно-образных и религиозно-символических способов выражения. Студентам надо внимательно ознакомиться с историческими сведениями о становлении и развитии отечественной философии. Надо обратить внимание на главную ветвь начального периода ее развития, чтобы убедиться, насколько значима для мыслителей сама Россия, ее историческая судьба, ее религиозное предназначение («Москва – третий Рим»), ее будущее («Русская идея»). Вплоть до середины XX в. эта особенность российской мысли сохранялась – пока были живы деятели русской эмиграции.



Студенты могут увидеть, что российская философия не похожа на западноевропейскую по языку, по постановке проблем, по глубине интеграции с религиозным сознанием. Самое главное – она была высокодуховной, звала к служению своему народу не из повиновения общему порядку, а из христианской любви к ближнему. Разными были судьбы российских мыслителей, но все они были в той или иной форме выразителями российского национального самосознания. Надо учесть то, что российские власти не были склонны поощрять философские изыскания из соображений охранительной бдительности («Польза от философии сомнительна, а вред очевиден»). Студенты могут проследить судьбу П.Я. Чаадаева, чтобы понять, как относилась непросвещенная власть к носителям свободной философской мысли.

В XVIII в. Россию коснулись импульсы европейской культуры. В трудах М. Ломоносова и А. Радищева берет начало русская просветительская мысль. А XIX в. открыл для россиян, успевших освоить идеи французских просветителей, глубины немецкой философской мысли. В стране появились свои кантианцы, шеллингианцы и гегельянцы – началась выучка у европейских философов. Студенты могут прочитать о жизни и творчестве И. Киреевского и А. Хомякова, чтобы понять, как быстро ученики становятся вровень с учителями. Российские интеллектуалы XIX в. ощущали, что европейская мысль тесна для них, что философия может и должна идти глубже.

Первым философский вызов Западу бросил В. Соловьев, уже в своих ранних трудах обосновавший принципиальную ограниченность западной философии. Именно он сумел осуществить новаторскую постановку проблем онтологии, гносеологии, этики, общества и государства, национализма и патриотизма, любви и религии. В. Соловьев рано умер, но сумел поднять уровень российского философского мышления на небывалую высоту. Он стоял выше полемики западников и славянофилов, мечтал о слиянии власти русского царя и римского папы, его главное творчество не здесь, а там, где глубоко ставятся классические философские проблемы. Не удивительно, что под влиянием Соловьева выросла целая плеяда оригинальных русских мыслителей: С. Франк,
С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Шестов, И. Ильин, Н. Лосский, А. Лосев, Б. Вышеславцев. В советский период их творчество было закрыто для народа.

Под влиянием Соловьева выросли русский космизм, религиозная философия, персонализм, неокантианство. Студентам полезно знать российскую философскую палитру XX в.


В СССР философская мысль попала под жесткий идеологический контроль и состояла только из разрешенных отраслей. Западную мысль можно было осваивать только в форме критики с марксистских позиций, вся мировая философия выглядела как последовательность подступов к идеям К. Маркса и Ф. Энгельса, провозглашенных непревзойденными гениями. Под партийный шум о значении философии она постепенно умирала, пока не превратилась в орудие идеологического воздействия. Легче стало после начала «оттепели», когда в философию пришли яркие личности, воспитанные вне партийного аппарата. И все же это не был дух интеллектуальной свободы. Ангажированные мыслители не ставили те вопросы, которые изначально стимулировали развитие российской философии. «Русская идея» давно была замещена идеей коммунизма, судьба народа была очерчена в Программе КПСС, любовь к Родине превратилась в социалистический патриотизм, а служение народу вписали в пятилетние планы развития народного хозяйства, вместо которого еще при Ленине была построена система государственной собственности.

В контексте мировой философской мысли отечественная философия занимала в разное время разное место. До XVIII в. она представляла достаточно замкнутое явление; затем начала выходить в европейский свет для освоения новых форм мышления; освоив, в XIX в. начала серьезно учиться у Запада, догнала его в сфере эрудиции, но опередила в том, что можно назвать ценностным уровнем; в первой половине XX в. достигла вершины своего развития; оказавшись в изгнании, выпала из мирового философского оборота в советское время; а теперь медленно возвращается в структуру мировой философии, все громче заявляя о себе.
Тема 8. Основные проблемы и категории онтологии
Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира
в ХХ столетии.



Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности.
План семинарского занятия
1. Проблема бытия в истории культуры. Основные онтологические категории.

2. Проблема субстанции, ее атрибутов и модусов. Материальное и идеальное. Философское понятие материи. Атрибуты материи.

3. Основные мировоззренческие установки: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, экоцентризм.

4. Движение, изменение, покой. Основные формы движения. Эволюция и революция.

5. Детерминизм и индетерминизм: сущность и исторические типы.
Методические рекомендации
Изучение данной темы следует начать с определения того, что такое онтология. Это раздел философского знания, в котором речь идет о проблеме бытия. Иначе эту проблему можно назвать «бытийственной». Это означает, что понятие бытия – центральная категория онтологии. Поэтому следует усвоить, какое место занимает проблема бытия в структуре человеческого сознания, почему онтология стала полем борьбы главных философских систем, в силу чего эту проблему надо решать в первую очередь. Читая философскую литературу, студенты должны обнаружить, что понятие бытия определяется разными мыслителями неодинаково. Это зависит от мировоззренческой ориентации философа, от его ценностных установок, от направленности его мышления.

Студентам в первую очередь надо осмыслить субстанциальную концепцию бытия, имея в виду, что именно с нее и началось развитие философского знания. Тот самый поиск мирового первоначала, который вели представители Милетской школы, школы элеатов, пифагорейцы, древнекитайские даосы, древнеиндийские мыслители, есть не что иное, как попытка найти основополагающее не только в отдельных вещах, но и в мире в целом, пусть они еще не пользовались понятием «субстанция». Любой поиск первоначальной, все созидающей, лежащей в основе всего, от чего зависит все, есть субстанциальная концепция бытия.
Достаточно прочитать несколько страниц трудов голландского мыслителя XVII века Бенедикта Спинозы, чтобы понять, что такое субстанция, какую действительность охватывает эта категория. Студентам полезно знать, что субстанциальный подход может иметь место и там, где мыслитель не пользуется понятием субстанции. Например, в марксизме на месте понятия субстанции находится понятие материи, но это ничего не меняет, – это тоже субстанциальный подход.