Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.
Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.
Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.
Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.
Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.
Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.
Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.
Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.
Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.
Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.
Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.
Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.
Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.
История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.
Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.
Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.
Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.
Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.
Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.
Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.
Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.
Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.
Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.
Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.
Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.
Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.
Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с.
Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.
Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.
Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.
Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.
Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.
Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.
Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.
Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.
Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.
Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.
Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.
Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.
Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.
Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.
Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.
Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.
Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.
Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.
Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.
Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.
Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.
Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.
Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.
Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.
Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.
Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.
Образец оформления библиографического списка
Со временем стало ясно, что к раскрытию сущности сознания причастна не только психология. Сознание открывает себя, если к его постижению обращены искусство, религия, педагогика, социология, политология, этика, эстетика, история, литература, лингвистика, логика, философия. Студенты должны иметь в виду, что задача философии заключается в системной интеграции результатов всех подходов к изучению сущности сознания. Философия призвана создать целостный категориальный образ сознания, разобраться в многоаспектных связях сознания со всеми сферами человеческого бытия в мире. Сознание – сложный, многоуровневый феномен, являющий себя по-разному, берущий на себя разные функции. При изучении данной темы студенты должны учитывать эту функциональную многоаспектность сознания, за которой проглядывает многопорядковость его сущности.
Внимательное чтение философской литературы покажет студентам, что сознание является как бы «внутренним планом» человеческого бытия в мире. Большинство людей стремится жить честно и справедливо – и тогда мы говорим о нравственном сознании, отражающем главные нравственные ценности человека, регулирующем внешние нравственные отношения. Люди ощущают свою причастность к высшей личности Бога, свое Богоподобие – и тогда речь идет о религиозном сознании, открывающем человеку глаза на высшие ценности жизни. Студенты на семинарском занятии могут самостоятельно поразмышлять о том, что является содержанием политического сознания, эстетического сознания, правового сознания, экономического сознания, экологического сознания. Необходимо и обращение к соответствующей учебной литературе.
Беря во внимание эту понятийную дифференциацию видов сознания, студенты должны вдуматься в жизненный смысл сознания. Сознание идет от жизни, от бытия человека в мире, становится духовным опытом человеческой жизни. Можно и нужно давать сознанию общие, абстрактные определения, но делать это нужно после того, как глубоко понята конкретная связь сознания с бытием человека в мире. Сознание – это и научная мысль ученого, и найденная поэтом яркая метафора, и гармония линий и цветов, которую ищет художник, и скрупулезные расчеты полководца перед решающим сражением, и тонкая стилистика дизайнера одежды, и сложные сомнения педагога в своей правоте, и решимость спортсмена в ситуации острого соперничества. Сознание человека – жизненно, бытийственно, исторично, реалистично.
Философия обязательно берет во внимание жизненное содержание сознания, но идет дальше, – к уяснению общего смысла сознания. Здесь в первую очередь обнаруживается смысл сознания как коллективного знания. Сознание есть такое знание, которым владеет больше одного индивида. Индивидуальное сознание имеет социальный контекст и подчиняется ему. Носителем, субъектом сознания является не только отдельный индивид, но и объединение индивидов. Студентам будет полезно самостоятельно поразмышлять над такими категориями, как «классовое сознание», «народное сознание», «массовое сознание», «корпоративное сознание» и т. п. При этом нельзя забывать, что во всех этих категориях имеется в виду и сознание отдельного индивида.
Другой смысл сознания открывается при его отождествлении с разумностью. По сути, сознание синонимично разуму, ибо сознавать – значит, быть разумным существом, обладать определенными мыслительными способностями, иметь возможность разумно действовать, быть способным к самоконтролю, поступать по собственной воле. Особенно ярко эту сторону сущности сознания выявляет философский рационализм, в чем студенты могут убедиться при чтении соответствующей литературы.
Еще один смысл сознания открывается, когда дается характеристика определенных человеческих действий, а именно, таких, которые мы называем «осознанными действиями». Студентам полезно самостоятельно поразмышлять о том, чем подобные действия отличаются от «неосознанных», «инстинктивных», «рефлекторных», «автоматических». Действие, совершаемое обдуманно, с умыслом, с планом, программой, расчетом, предполагает наличие сознания, в отличие от автоматизма поведения. Здесь субъект сознания ясно осознает, к какому результату должно привести данное действие.
Изучая данную тему, студенты должны обратить внимание на такую сторону сознания, которая в XX в. стала объектом пристального интереса феноменолога Эдмунда Гуссерля, с именем которого они встретились при изучении современной западной философии. Речь идет о так называемой предметности сознания, которую Гуссерль вслед за Францем Брентано именовал «интенциональностью». Интенция сознания есть его направленность на свой предмет. Обращаем внимание студентов на то, что речь идет не о внешнем предмете, а о предмете внутреннем, идеальном, духовном, то есть о содержании самого сознания.
Объясним это более понятно с помощью примера. Допустим, мы встретили на улице человека, который показался нам подозрительным.
Можно сказать, что наше сознание наполнилось подозрением к этому человеку. Он может и не догадываться, что мы подозреваем его в желании совершить кражу, но в нашем сознании он – потенциальный вор.
Вот это наше подозрение по отношению к нему и стало предметом нашего сознания. Стало тем, что Гуссерль называл «феноменом сознания». Наше сознание интенцировано (направлено) к поведению этого человека – мы его подозреваем. Если сознание есть, то оно обязательно имеет внутри себя свой предмет, свое содержание. Это может быть и образ фантазии, и самая нелепая, абсурдная мысль, и рационально выверенное научное суждение. Но пустого, бессодержательного, «не-интенционального» сознания не бывает. Студентам будет весьма полезно на семинарском занятии самостоятельно поразмышлять на тему о том, какие еще интенциональные феномены сознания могут быть, чем еще может быть наполнено наше сознание. Заодно среди этих феноменов можно попытаться выделить особый класс так называемых «эйдосов», под которыми Гуссерль имел в виду сущностные смыслы и значения, усмотрением которых и занимается феноменология. Если будет трудно, то это можно сделать с помощью преподавателя, подобрав различные примеры.
Следующий важный смысл в трактовке сущности сознания, на который должны направить внимание студенты, это имманентное присутствие в сознании того, что мы называем «самосознанием». В самосознании возникает особая интенциональность – здесь предметом сознания субъект делает самого себя. Если сознание есть, то только на основе и при условии самосознания. Утрата сознания самого себя означает и утрату сознания в целом. Студентам можно самостоятельно поразмышлять на тему о том, почему мы очень ясно осознаем свои личные потребности и подчас очень смутно осознаем коллективные потребности. Это обусловлено тем, что наши личные потребности непосредственно присутствуют в нашем самосознании, а в коллективных потребностях наше личное Я может нивелироваться, затушевываться. Наиболее осознаваемые феномены сознания находятся в его ядре – то есть в самосознании.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое Я от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а, главное, – предметом практического преобразования. Этим и определяется граница между животным = натуральным =
= природным и человеческим = общественным = историческим способами бытия в мире. Люди сами создают свое место в мире, а для этого они стремятся овладеть мировоззренческим знанием и знанием самих себя, но это и есть жизненное основание единства сознания и самосознания. Примеры на эту тему студенты могут подобрать самостоятельно.
Весьма существенный аспект этой темы – понимание того, что сознание нельзя трактовать как чисто познавательное отношение «субъект – объект». Содержание, механизмы и структуры сознания возникают, существуют и реализуются в самой практике реальной жизни, для целей этой жизни. Субъект сознания не просто сталкивается с этим миром, адаптируясь к нему (это делают и животные). Субъект сознания сам является существенной частью этого мира – практически действуя в нем. Карл Маркс определил сознание как «осознанное бытие», что звучит очень точно. Развитие сознания и практическое преобразование реального мира становятся одним единым процессом, в котором сознанию принадлежит функция распредмечивания действительности, то есть внутренней, сознательной ориентации в мире, а практике принадлежит функция внешнего, реального опредмечивания сущностных сил человека в вещах, социальных институтах, предметах искусства и т. п.
Дальнейший шаг в изучении данной темы – уяснение того, что сознание включает в себя содержание глубоко реалистического, жизненного, социального опыта человека. Это означает, что сознание нужно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, а не только отдельного человека. Содержание и формы сознания нужно выводить из переплетения и дифференциации социальных связей внутри общественной жизни. Свое содержание сознание черпает из социального бытия, поэтому оно неоднородно, многомерно, объемно, имеет свои глубинные и поверхностные слои. Студентам важно понять, что сознание есть функция культурного, знаково-символического, действенно-предметного, смысло-организованного социального сообщества как универсальной сферы бытия человека в мире, что именно сознание способно конституировать, собирать, интегрировать многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делать человека Человеком, то есть универсальным историческим существом, духовно-практически преодолевая свою индивидуальную ограниченность на путях преобразования себя в биосоциопсихоинформационную целостность. Это говорит о том, что сознание стало предметом обширного междисциплинарного диалога всей культуры, в котором есть место и для понимания социальной сущности сознания, и для чисто научного анализа связи сознания с высшей нервной деятельностью, с функционированием человеческого мозга, и для поиска места сознания как в единой системе духовной культуры, так и в личностных процессах культурной социализации.
Студентам полезно знать, что сознание тесно связано с высшей нервной деятельностью, имеет свой нейродинамический субстрат.
Центром нервной системы является мозг, отвечающий за целостность психического отражения мира в субъективных идеальных образах.
Принято подразделять «психическое» и «физиологическое», имея в виду связь психики с физиологией мозга, называемую «психофизиологической проблемой». Суть этой проблемы в том, как на основе нейродинамического субстрата возникают идеальные образы сознания как высшего этажа психики. Эту проблему надо отличать от более общей «психофизической проблемы», то есть проблемы связи физической сущности тела и психической сущности души. Психофизическую проблему поставил в IV в. до н. э. еще Аристотель, но он не мог сформулировать проблему связи сознания и мозга в силу отсутствия знаний о высшей нервной деятельности. Подробное изложение этой темы студенты найдут в книге Д.И. Дубровского «Мозг и сознание».
Тема 10. Проблемы теории познания
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.
Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.
Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
План семинарского занятия
1. Специфика философского подхода к познанию. Современные теории познания.
2. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познавательной, предметно-практической деятельности и коммуникации.