Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.
Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.
Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.
Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.
Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.
Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.
Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.
Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.
Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.
Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.
Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.
Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.
Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.
История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.
Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.
Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.
Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.
Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.
Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.
Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.
Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.
Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.
Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.
Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.
Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.
Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.
Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с.
Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.
Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.
Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.
Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.
Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.
Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.
Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.
Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.
Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.
Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.
Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.
Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.
Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.
Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.
Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.
Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.
Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.
Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.
Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.
Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.
Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.
Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.
Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.
Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.
Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.
Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.
Образец оформления библиографического списка
Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности.
Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские
основания. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
План семинарского занятия
1. Понятие науки. Роль и место науки в структуре познания.
2. Возникновение и развитие научного знания в Европе.
3. Нормы и ценности науки. Этика науки и ответственность ученого.
4. Многообразие научного знания. Дифференциация и интеграция в науке.
5. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности. Сциентизм и антисциентизм.
Методические рекомендации
по изучению темы и подготовке к семинарскому занятию
Изучение данной темы ставит перед студентами задачу уяснить сущность науки как специфической формы познания мира, как области человеческой деятельности, предполагающей функционирование социального института науки, регулирующего жизнедеятельность научного сообщества, которое призвано отвечать на потребность общества в теоретическом знании, реализуя ценности, нормы и традиции, присущие этосу науки.
Начать изучение данной темы целесообразно с проблемы значения науки в жизни общества. Дело в том, что наука не всегда занимала то место в развитии цивилизации, какое она заняла сегодня. Прошли времена, когда личность ученого наделялась ореолом таинственности, а научные открытия считались результатом прозрения гениев-одиночек. Сегодня в науке работает несколько миллионов человек, а количество научных дисциплин доходит до 15 000. Работа в науке стала массовой профессией, а фигура ученого ассоциируется с функционированием большой социальной машины. Но это не означает, что снизилось значение знаний и научных открытий. Напротив, к науке устремлены надежды всего общества, ждущего от ученых решения самых животрепещущих задач практического свойства.
Далее студентам будет полезно осмыслить положение науки как непосредственной производительной силы. Это понятие говорит о том, что наука связана с современным производством, что научное знание стало духовным основанием реальных практических мер по освоению природы, гармонизации общественной жизни и развитию самого человека. Об этом можно прочитать в литературе, но к этому можно добавить самостоятельные размышления на тему о том, какие научные достижения нашли применение в современной практической деятельности, в каких ее областях, а какие еще не вошли в оборот производства, но содержат в себе большой прикладной потенциал.
Поскольку речь зашла о связи труда ученых и практическом применении научного знания, будет необходимо разобраться в соотношении фундаментальных и прикладных наук. Это деление имеет большой смысл, поскольку фундаментальные науки непосредственно с производственными задачами не связаны. Они призваны вырабатывать наиболее глубокие общие знания о мире и потому лежат в фундаменте всего познания. Физик-теоретик не очень озабочен применением своих открытий, так как занят выявлением универсальных закономерностей исследуемых явлений. Но он создает
предпосылки применения научного знания в практике, так как раскрывает потенциальные возможности использования сил природы. Студентам следует твердо усвоить, что научное знание вводится непосредственно в производство усилиями прикладных наук. Каких, студенты могут легко прочитать в литературе, узнав заодно, почему современные технологии называют «наукоемкими» и почему раньше технологии так не назывались. Здесь студентам просто необходимо обращение к современной истории науки и техники, позволяющее представить степень вовлеченности науки в современную практику.
Раз уж затронуто значение ученых в современном обществе, надо будет проанализировать, что представляет собой научная деятельность. Студентам будет полезно знать, что это – деятельность по производству знаний. Все другие характеристики научной деятельности подчиняются этому определению, потому что оно указывает на конечный, завершающий пункт в мотивации как отдельных ученых, так и всего научного сообщества. Без этой генеральной телеологии никакая наука не имеет ни малейшего смысла. Но пока есть хотя бы один Пифагор, чертящий на песке свои геометрические выкладки, наука жива, и ее не может уничтожить оружие непросвещенного солдата, поскольку великий математик оставил своих учеников. Как производятся знания, из чего состоит научная деятельность, лучше всего прочитать в книгах по науковедению, – настолько обширна эта тема. К этому можно добавить прекрасную мемуарную литературу, созданную великими учеными, из которой черпаются сведения о конкретно-исторических процессах подвижнического служения научного сообщества истине.
Теперь пора ответить на вопрос, что же такое научное сообщество и почему его существование столь важно. Студенты могут на семинарском занятии самостоятельно поразмышлять на тему о том, какой эффект достигается при организации коллективных форм научной деятельности. Они могут обратить внимание на то, что благодаря наличию сообщества интеллектуалов становится возможной процедура научной критики, имеющая огромное значение. Одно дело, когда ученый предоставлен самому себе, другое – когда вместе с ним трудятся его коллеги, которые берут на себя экспертные функции строгой оценки как методов научного исследования, так и его результатов. Научная деятельность столь сложна, что эту критическую миссию могут взять на себя только сами ученые. Научное сообщество строится по принципу разделения труда, что значительно экономит интеллектуальные ресурсы. Маститый ученый чаще всего является и лидером исследовательских групп, и вдохновителем для молодых научных кадров, и проводником научных идей для широких социальных групп. В то же время в науке есть и так называемая «черновая работа», которую осуществляют те, кто более склонен к исполнительским функциям, а не к высокому творчеству. Благодаря научному сообществу в науке возникает особая атмосфера бескорыстного сотрудничества, помогающая отдельным ученым постоянно ощущать моральную поддержку своих коллег, исповедующих тот же профессиональный этос, подчас непонятный для представителей других социальных групп. Эти примеры должны убедить студентов том, что чем выше уровень научных исследований, тем более значимо деятельное объединение ученых.
Функционирование целостного научного сообщества нуждается в
организации совместной деятельности. Наука вообще принадлежит к числу высокоорганизованных и высокоспециализированных форм деятельности, осуществляемой высококвалифицированными специалистами. Она приобретает характер профессионального общения только тогда, когда сотрудничество ученых организованно институционально. Это означает, что современная наука немыслима без учреждений организаций, призванных регулировать совместную деятельность ученых, обеспечивать коммуникацию научного сообщества с обществом, создавать социальные условия жизни ученых и содействовать преемственности поколений в науке. Механизмы регуляции научного сотрудничества многообразны – об этом студенты могут прочитать в литературе. Важно понимать специфику этих механизмов, которая не всегда очевидна.
Способы регуляции научной деятельности таковы, что они призваны всемерно стимулировать творческую направленность личности ученых.
Как только эта функция социального института науки угасает, уровень научных достижений резко падает. Иногда специально создаются конкурентные исследовательские группы, чтобы подхлестнуть творческий потенциал ученых. Шаблон, рутина, гонка за числом публикаций, формальная отчетность в зрелой научной системе обязательно встречают институциональные барьеры. Никогда нельзя забывать, что центральное ядро этоса науки – творческий поиск истины, а главная функция социального института науки – высвобождение творческого потенциала ученых.
Студенты должны усвоить, что основное предназначение этоса науки – создание оптимального духовного климата внутри научного сообщества. Ценности, нормы, правила, традиции, идеалы конституируют и выражают смысл жизни ученого. Главными охранителями этоса науки являются научные лидеры общества, обладающие не только научной добросовестностью, но и нравственной щепетильностью. Они демонстрируют яркие примеры бескорыстного служения обществу, ждущему от ученых ответа на свою потребность в достоверном знании. Настоящего ученого в первую очередь интересует не оплата его труда, а финансирование его исследований. Он являет собой образец самоотверженного труженика для молодого поколения ученых. Непререкаемый авторитет великих ученых основывается на их высочайшей требовательности к себе. Студенты могут самостоятельно установить имена тех, кто своей личностью как бы репрезентирует прочно устоявшееся содержание этоса науки. Петр Капица не побоялся заступиться за своего коллегу и друга Льва Ландау, когда над тем нависла угроза жестокой репрессии. Он понимал, что, предав друга, он предаст и саму науку, а это было для него недопустимо.
Науку не случайно называют социокультурным феноменом. Она являет собой социальный организм культуры, представленной специфическими духовными ценностями. Научное сообщество есть часть социума, научная деятельность есть отрасль культуры. Социальная и культурная ипостаси науки сплавлены воедино, поэтому большой ученый всегда рассматривался обществом как носитель высокой культуры, а научное сообщество – как яркий образец социальной солидарности. С превращением науки в непосредственную производительную силу она переживает сегодня невиданный ранее процесс социокультурной интеграции, становясь неотъемлемым компонентом всех видов человеческой деятельности. Студенты могут сами указать на соответствующие примеры.
Тема 12. Методология научного познания
Структура эмпирическогознания. Эксперименти наблюдение.Случайные и систематические наблюдения.Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.
Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.