Файл: М. П. Арутюнян д иректор Школы педагогики двфу доктор философских наук.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. тематическое СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Методические указания по подготовке контрольных работ
Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. – М. : Наука, 1988. – 751 с.
Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1989.
Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. – М. : Мысль, 1974–1977.
Гесиод. Полное собр. текстов / Гесиод. – М. : Лабиринт, 2001. – 256 с.
Гоббс, Т. Соч. в 2 т. / Т. Гоббс. – М. : Мысль, 1989, 1991.
Гуссейнов, А.А. Этика : учебник для вузов / А.А. Гуссейнов. – М. : Гардарики, 2007.
Декарт, Р. Соч. в 2 т. / Р. Декарт. – М. : Мысль, 1989, 1994.
Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М. : Академический Проект, 2011. – 472 с.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М. : Ad Marginem, 2000. – 512 с.
Дидро, Д. Соч. в 2 т. / Д. Дидро. – М. : Мысль, 1986, 1991.
Древнекитайская философия : собр. текстов в 2 т. – М. : Мысль, 1972, 1973.
Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
Дильтей, В. Сущность философии / В. Дильтей. – М. : Интрада, 2001.
Досократики. – Минск : Харвест, 1999. – 784 с.
Духовная культура Китая : энцикл. – М. : Восточная литература, 2006–2010.
Зотова, А.Ф. Западная философия XIX века / А.Ф. Зотова. – М. : Проспект, 2015. – 504 с.
Ильин, В.В. Философия : учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : слов. / М.Ф. Альбедиль, А.М. Дубянский. – М. : Республика, 1996.
История русской философии : учебное пособие / ред. М.Н. Громов. – М. : ИФ РАН, 1998.
Канаева, Н. Индийская философия древности и средневековья / Н. Канаева. – М. : ИФ РАН, 2008.
Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М. : Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с.
Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М. : Республика, 2000. – 431 с.
Китайская философия : энцикл. слов. / ред. М.Л. Титаренко. – М. : Мысль, 1994. – 652 с.
Классическая философия науки : хрест. / под ред. В.И. Пржиленского. – М. : МарТ, 2007.
Конт, О. Дух позитивной философии / О. Конт. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 256 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1998.
Локк, Дж. Соч. в 3 т. / Дж. Локк. – М. : Мысль, 1985–1988.
Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М. : Республика, 1998.
Лосев, А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. / А.Ф. Лосев. – Харьков : ФОЛИО ; М. : АСТ, 2000.
Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. – М., 1998.
Макиавелли, Н. Соч. / Н. Макиавелли. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2006. – 672 с.
Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М. : АСТ, 2003. – 528 с.
Методология науки: исследовательские программы / отв. ред. С.С. Неретина. – М. : ИФ РАН, 2007.
Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М. : Аспект Пресс, 1995.
Монтень, М. Опыты. В 3 кн. / М. Монтень. – Калининград, 1997.
Нерсесянц, С.В. Философия права / С.В. Нерсесянц. – М., 2006.
Николай Кузанский. Соч. в 2 т. / Николай Кузанский. – М. : Мысль, 1979–1980.
Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. – М. : Мысль, 1996.
Паскаль, Б. Мысли / Б. Паскаль. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1999.
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб. : Питер, 2004. – 160 с.
Пирс, Ч.С. Принципы философии. В 2 т. / Ч.С. Пирс. – СПб. : СПб. филос. общество, 2001.
Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон. – М. : Мысль, 1990–1994.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 605 с.
Проблемы философии культуры / отв. ред. С.А. Никольский. – М. : ИФ РАН, 2012.
Рикер, П. История и истина / П. Рикер. – СПб. : Алетейя, 2002. – 400 с.
Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Наука, 1969. – 704 с.
Рыков, С.Ю. Древнекитайская философия : курс лекций / С.Ю. Рыков. – М. : ИФ РАН, 2012.
Самосознание: моё и наше / ред. Ф.Т. Михайлов. – М. : ИФ РАН, 1997.
Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. : учебник / В.В. Соколов. – М. : Высш. шк., 2003.
Спенсер, Г. Классификация наук / Г. Спенсер. – М. : Вузовская книга, 2006.
Спиноза, Б. Избранные произведения. в 2 т. / Б. Спиноза. – СПб. : Наука, 1999.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 2010.
Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук / И.Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М. : Прогресс, 1986. – 542 с.
Фейербах, Л. Соч. В 2 т. / Л. Фейербах. – М. : Наука, 1995.
Федоров, Н.Ф. Соч. / Н.Ф. Федоров. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Философия естествознания: ретроспективный взгляд / отв. ред. Ю.В. Сачков. – М. : ИФ РАН, 2000.
Философия техники: история и современность / ред. В.М. Розин. – М. : ИФ РАН, 1997.
Фихте, И.Г. Соч. В 2 т. / И.Г. Фихте. – СПб. : Мифрил, 1993.
Флоренский, П.А. Соч. в 4 т. / П.А. Флоренский. – М. : Мысль, 2000.
Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский. – Киев : Эльга, Ника-Центр, 2002–2011.
Франк, С.Л. Соч. / С.Л. Франк. – М. : Правда, 1990. – 608 с.
Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб. : Питер, 2006.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М. : ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. – 664 с.
Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. – 416 с.
Хайдеггер, М. Время и бытие : ст. и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2003.
Циолковский, К.Э. Космическая философия : сб. / К.Э. Циолковский. – М. : ИДЛИ, Сфера, 2004. – 496 с.
Чаадаев, П.Я. Полное собр. соч. и избранные письма. В 2 т. / П.Я. Чаадаев. – М. : Наука, 1991.
Чанышев, А.Н. Философия древнего мира : учебник / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2003.
Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М. : Гнозис, 1994. – 490 с.
Шеллинг, Ф.В.Й. Соч. В 2 т. / Ф.В.Й. Шеллинг. – М. : Мысль, 1987.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск : Современный литератор, 1999.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М. : Мысль, 1998.
Эпистемология вчера и сегодня / отв. ред. В.А. Лекторский. – М. : ИФ РАН, 2010.
Юм, Д. Соч. в 2 т. / Д. Юм. – М. : Мысль, 1996.
Ясперс, К. Разум и экзистенция / К. Ясперс. – М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2013. – 336 с.
Образец оформления библиографического списка
(естественные, социально-гуманитарные
и технические науки)
Проблема обоснования математики; понятие бесконечности, меры в математике и философии; специфика приложения математики в различных областях знания; проблема поиска адекватного математического аппарата для создания новых приложений; этапы математизации в физике; перспективы математизации нефизических областей естествознания; математизация социально-гуманитарных наук.
Специфика гуманитарных наук. Факты сознания как реальность гуманитарных наук. Характер гуманитарного знания. Логика гуманитарного знания: приемы дедукции, индукции и аналогии.
Аксиологическая компонента в гуманитарном познании. Основные методологические программы в области гуманитарных наук: герменевтическая, феноменологическая, структуралистская.
Критерии научности в гуманитарном знании. Строгость и точность в гуманитарных науках. Психологизм и историзм как стратегии гуманитарного знания в рамках классического идеала научности.
Философия истории и методологические проблемы исторического знания. Особенности исторического познания и подведение под него логических оснований. Проблема истины в историческом познании. Проблема смысла истории.
Многообразие социального мира. Формы и факторы единства современного социального мира. Концепция кризиса современной мировой цивилизации.
Способы построения единой картины современного мира. Современный мир как стадия развивающегося исторического процесса и как совокупность уникальных образований. Основные этапы исторического развития связей между народами и государствами. Целостный мир. Факторы глобализации. Мировая экономика. Международные военные и политические структуры. Международная информационная система. Формы мирового общения: наука, культура, спорт, туризм.
Глобальные проблемы: прав человека, миграций, экологии, болезней, энергии, сырья, продовольствия.
Сущность и структура философии техники. Философия техники как мировоззрение, методология и идеология инженерного знания.
Инструментальная методология философии техники, ее отличие от деятельностного подхода. П.К. Энгельмейер о предмете философии техники. Онтологические аспекты философии техники: бытие человека и бытие техники. М. Хайдеггер о мире техники в структуре бытия. Х. Ортега-и-Гассет о бытии техники в жизни общества. Гносеологические аспекты философии техники: техническое знание и технизированная деятельность. Философия техники как универсальная идеология технизированной деятельности. Идеи «технологического детерминизма» и «технического пессимизма» в современном общественном сознании. Н.А. Бердяев о космогоническом значении техники. М. Хайдеггер о месте техники в жизни человека.
Сущность техники. Сущностное предназначение техники. Реальное и идеальное в технике. Естественное и искусственное в мире техники. Техника как предметная реальность. Непосредственно-реальный характер технического объекта. Материально-энергетические и пространственно-временные атрибуты техники. Техника простая и сложная. Техника как опредмечивание технологических функций человека. Техника как функциональное моделирование трудовой операции. Сложность, иерархичность и системность технических средств деятельности. Техника как опредмеченная наука. Интегративный характер технизированной деятельности. Технические потребности общества. Сферы применения техники.
Понятие технического знания. Субъект технического знания: от технической повседневности до научного инжиниринга. Объект технического знания: от простейшего приспособления к прецизионным конструкциям. Системная форма технического знания. Фундаментальное и прикладное научное знание. Естествознание и техническое знание. Наука как идеальная предпосылка технизации жизни. Структура познавательных интересов инженера. Дифференциация содержания технического знания по видам и типам техники. Техническая теория как сущностное усмотрение законов технического мира.
Понятие общетехнического знания. Техническое знание как синтез идеальных конструктов науки и реальных конструктов практики.
План семинарского занятия
1. Проблема обоснования математики (логицизм; интуиционизм, конструктивизм, формализм).
2. Математика и естествознание (физика). Математические модели Вселенной.
3. Математизация социально-гуманитарных наук.
4. Специфика гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).
5. Основные методологические программы в области гуманитарных наук.
6. Психологизм и историзм как стратегия гуманитарных наук в рамках классического идеала научного познания.
7. Современные концепции философии техники.
8. Сущность техники и структура технизированной деятельности.
9. Техническое знание и его формы.
Методические рекомендации
В этой теме речь идет о философских проблемах, возникающих при развитии естественных, социально-гуманитарных и технических наук. Характер проблем в этих трех областях познания существенно различается. Студенты уже должны понимать, что
естественные науки строятся на сугубо объективных основаниях как внешнего восприятия, так и внутренней логической обработки данных эксперимента. Естествоиспытатель принципиально исключает какой-либо субъективный момент в своих исследованиях. Естествознание строит общезначимую структуру методов исследования, теоретических результатов и критических процедур проверки науки на истинность. Сама природа есть объективная реальность, открытая для построения математических моделей ее интерпретации в терминах формальных языков.
Студентам полезно прочесть в литературе, что социально-гуманитарные науки принципиально избегают подобной формализации, так как все время имеют дело с иной реальностью, чем природа, – а именно, с явлениями общественной жизни, в которой есть живые люди со своими субъективными потребностями, мотивами, ценностями, предпочтениями и целями. Общественная жизнь и складывается как процедура социального сопряжения индивидуальных актов жизнедеятельности людей, создающих конвенциональные механизмы регуляции и управления делами общества. Если естествоиспытателя интересуют объекты природы, то гуманитария интересуют субъекты социального действия, спонтанного по характеру и предположительного по совокупному результату. Само понятие закономерности в социально-гуманитарных науках имеет вид гипотетической тенденции, внешнего сходства и символической аналогии. Проблема истины здесь решается с учетом уникальности любого социального события, связанного с неповторимостью личности его участников. Даже социолог с его методами математической обработки фактических данных не может сказать, как могут повести себя представители социальной группы.
Технические науки имеют дело с особой реальностью – с областью искусственных средств человеческой жизнедеятельности. Техника создается на основе объективных свойств сил природы, вовлекаемых в изобретаемые технологии. Но эти силы природы модифицируются как составные части технических систем, становятся рабочими механизмами, превращаются в технологические функции. Сама сила природы ничего не говорит человеку о потенциале своего прикладного использования – сам человек решает, что он вовлекает в искусственные конструкты техники, в каком сочетании эксплуатирует ресурсы природы. Сущность инжиниринга в том, что инженерная мысль дает ответ о принципиальной возможности прикладного применения фундаментального знания о природе. Студенты на семинарском занятии могут поразмышлять о том, что такое техническая идея, техническое решение, техническое открытие, техническое изобретение. Проблема истины в технических науках имеет вид установления практической эффективности данного технического решения. Сама техника есть вещественное свидетельство таланта инженера.
Различие трех областей науки проявляется и в их методологических ориентирах. Методология естествознания построена на тщательном отборе эмпирических процедур изучения фактов и теоретических процедур их объяснения, ведущих к открытию объективных законов природы. Социально-гуманитарные исследования направлены на открытие имманентных законов данного явления общественной жизни, не претендуя на общезначимость выводов. Технические науки разрабатывают методологию эвристического раскрытия прикладного потенциала сил природы. Совершенно разные вещи – знать законы природы, знать тенденции поведения людей и знать способы локализации и использования сил природы. Студенты могут сами подобрать примеры таких методологических подходов, связанных со спецификой предмета науки.
Различие трех подходов выражается и в специфике мышления ученых. Интеллект естествоиспытателя работает в сфере общего, гуманитария – в сфере частного, инженера – в сфере особенного. То, что открывают физик, химик или биолог, можно распространить на всю природу. Гуманитарное знание носит характер нарратива (повествования, описания) уникального события. Техническая мысль фиксирует особенности функционирования сил природы в искусственных системах технологий. Мысль естествоиспытателя охватывает весь универсум природы, мысль гуманитария вживается в отдельное историческое событие, а мысль инженера имеет смысл только внутри специфического вида техники.
Это обстоятельство очень важно для понимания данной темы. Студенты могут сами подобрать примеры, подтверждающие эти различия.
Современный вектор научного развития характеризуется тенденцией к интеграции научного знания. Синергетика озабочена введением в структуру естествознания исторических параметров времени, присматриваясь к методам гуманитарных исследований, для которых историзм есть привычная почва всех суждений. Инжиниринг все теснее срастается с фундаментальным естествознанием, с одной стороны, и с социально-гуманитарными науками, с другой стороны. Гуманитарии ищут способы универсализации своей области знаний, прибегая к образованию широких междисциплинарных связей герменевтики, феноменологии, психоанализа, структурализма, лингвистики, истории, антропологии, этнологии, культурологии, социологии, философии. Возникают общие идеи, для которых нет отраслевых перегородок. Яркий пример – современная экологическая парадигма. Студенты могут сами найти подобные интегративные идеи современной цивилизации. Сегодня наука становится единым социальным институтом, внутри которого происходит методологическое взаимообогащение.
Тема 14. Философская антропология
Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).
Биологическое и социальное в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Чело-век как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.
Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.
Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.
Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
План семинарского занятия
1. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной.
2. Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенеза.
3. Человек как целостная психофизиологическая, биоэнергоинформационная система.
4. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
5. Многообразие человеческих ценностей.
Методические рекомендации