Файл: Обучение конструированию снежинок из бумаги в подготовительной группе.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек. Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематические альбомы.
2.2.Занятия по конструированию
Цель: развитие мелкой моторики рук, художественного вкуса детей
Задачи: научить детей складывать бумагу для последующего вырезания снежинок; научить по правилам наносить узор для вырезания; практиковать в вырезании снежинок.
Количество часов краткосрочной образовательной практики – 3 встречи по 30 минут
Количество участников - 10 человек
Перечень материалов и оборудования для проведения краткосрочной образовательной практики: иллюстрации снежинок, схемы, бумага цветная и белая, простой карандаш, ножницы, клей.
Предполагаемые результаты: дети научатся правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его.
Продукт: поделка «Снежинка»: простая, объёмная, в технике оригами, конструктивная снежинка.
Снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают каждый Новый год. Снежинки вырезают из бумаги и картона, сочиняют о них стихи и загадки. С помощью вырезания снежинок и оформления ими группы детского сада можно создать чуточку волшебства!
Занятие 1 Тема встречи: «Простые узоры»
Основные задачи: научить детей складывать бумагу для последующего вырезания снежинок; научить по правилам наносить узор для вырезания; практиковать в вырезании снежинок.
Содержание встречи: беседа о зиме, снежинках. Рассматривание иллюстраций снежинок, готовых вырезанных снежинок.
Мастер – класс по изготовлению снежинок.
Совместная деятельность взрослого и ребенка: практическая работа на закрепление полученной информации. Организация выставки готовых снежинок
Прогнозируемый результат (продукт): дети научатся правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его (схема 1 приложение 1).
Занятие 2 Тема встречи: «Снежинка в технике оригами»
Основные задачи: закрепить умение складывать квадрат пополам (по диагонали); научить новому приему складывания «воздушный змей»; собирать снежинку из получившихся заготовок; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Содержание встречи: рассматривание поделки «Снежинка». Дети выбирают заготовки исходя из понравившегося цвета будущей поделки (6 квадратов одного цвета и столько же другого цвета). Складывание детьми квадратов приемом «воздушный змей». Получившиеся заготовки попарно соединяют путем вставки одной в другую, фиксируя клеем. Все 6 лучей приклеиваем на кружок - «центр снежинки». Приклеивают кружок - «центр снежинки» и с другой стороны.
Прогнозируемый результат (продукт): навык складывания бумаги, поделка «Снежинка» (схема 2 приложение 1)
Занятие 3 Тема встречи: Объёмная снежинка
Основные задачи: закрепить умение складывать квадрат пополам (по диагонали); научить делать 3 ровных разреза, отгибать детали в разные стороны и склеивать их клеем, собирать снежинку из получившихся заготовок; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Содержание встречи: рассматривание готовой поделки «Снежинка».
Складывание детьми квадратов по диагонали в треугольник, и затем еще 2 раза пополам. Полученный треугольник ножницами по образцу вырезать форму лепестка. Далее делается 2 ровных разреза, повторяя форму лепестка.
Получившиеся заготовки разложить и средний лепесток прижать к центру путем сгибания, и зафиксировать клеем. Две полученные заготовки-снежинки накладываются одна на другую и приклеиваются.
Прогнозируемый результат (продукт): поделка «Снежинка» (схема 3 приложение 1)
Занятие 4 Тема встречи: конструированная снежинка из бумаги
Основные задачи: уточнить и расширить представления о снежинке;
развивать наблюдательность, интерес к изучению природы; учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания; закреплять умения и навыки складывания квадрата; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.
Содержание встречи: разгадывание загадки про снежинку; рассматривание образцов снежинки; определение характеристик снежинок;
обсуждение природы явления снежинок, состояний воды; складывание лучика снежинки. Сложить квадратный лист бумаги по диагонали, затем развернуть; к намеченной линии сложить боковые стороны; полученную деталь переворачиваем; боковые стороны загнуть к центральной линии; лучик готов.
Для полного завершения снежинки необходимо склеить детали каждого лучика по образцу. Затем объединить при помощи клея собранный лучики в центре.
Прогнозируемый результат (продукт): сконструированная снежинка» (схема 4, приложение 1)
2.3. Анализ занятия по конструированию снежинки из бумаги
Конструирование снежинок из бумаги — увлекательное и полезное занятие для детей — дошкольников.
Особенно дошкольников привлекла возможность самим создать такие работы из бумаги, которые затем будут использованы в оформлении группы, подарены к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Ребенок получил положительные эмоции от результата проделанной работы. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети научились эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Обучающее занятие №4 по конструированию снежинки из бумаги в старшей группе
1. Анализ целей задач. Программное содержание подобрано в соответствии с программой, по которой занимаются дети, соответствует уровню развития детей данной группы, объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей, дозировка материала хорошо продумана.
2. Анализ структуры и организации занятия. Занятие актуально и приурочено к подготовке к Новому году, игры и загадки соответствуют теме и содержанию занятия.
3. Анализ содержания занятия. Вопросы и загадки доступны для детей, присутствовала актуализация опыта детей с прошлых занятий, объяснение нового материала, закрепление нового материала на практике.
4. Организация самостоятельной работы детей. Каждый ребёнок был задействован на занятии, проблем по освоению программного содержания занятия у детей не возникало. При ответах на вопросы работа была фронтальной. Детям было интересно.
5. Анализ методики проведения занятия. Дидактический материал — актуальный, интересный, с эффектом новизны, дети с интересом рассматривали, сравнивали свои работы. Шаблон был выдан каждому ребёнку, при необходимости воспитатель оказывала помощь каждому ребёнку индивидуально.
6. Анализ работы и поведение детей на занятии. Занятие интересно, актуально, хорошо продумано, дети заинтересовались техникой, работали активно, с интересом, сосредоточенно. В то же время поделка оказалась не очень трудной, и все дети были довольны своими результатами. Дисциплина на занятии хорошая.
7. Общая оценка занятия. Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Можно добавить повторение техники безопасности при работе с ножницами.
Недостатком являлось отсутствие плана работы с родителями по рассматриваемому нами вопросу. Использовался небольшой набор различной техники работы с бумагой, т.к. наблюдения проводились в начале учебного года.
Наблюдалось недостаточное внимание к индивидуальной работе. Недостатками программы, на наш взгляд, являлось игнорирование работы с родителями, небольшой спектр техник работы с бумагой.
Для проведения был подобран инструментарий эффективности мероприятий по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из бумаги.
По итогам проведения были сделаны следующие выводы:
• основными проблемами детей были недостаточная аккуратность, нечастое проявление фантазии при работе с бумагой, средний уровень умений большинства детей при самостоятельном выполнении работы;
• большинство родителей не имеют достаточных представлений о развитии способностей детей средствами конструирования из бумаги;
• большинство детей имели низкий и средний уровни развитости воображения и умений сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Следовательно, организация работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования снежинки из бумаги была необходима не только самим детям, но и их родителям.
В целях активизации работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами конструирования из бумаги была организована работа с родителями. Работа по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из бумаги, проведенная на формирующем этапе эксперимента, была успешной. По данным анкетирования индивидуальную помощь в решении вопроса развития творческих способностей детей необходимо будет провести с одним из родителей воспитанника. Таким образом, все задачи работы выполнены, цель достигнута.
Приобретённые практические умения, опыт творческого экспериментирования, поиск оригинальных решений расширит кругозор ребёнка, повысит его самооценку. Во время занятий дети совершенствуют цветовосприятие, композиционные навыки, учатся самостоятельно определять и подбирать форму, воспитывают аккуратность, учатся использовать различные технические приёмы, а также материалы и инструменты. Полноценное эстетическое развитие помогает раскрыть индивидуальность малыша, подготовить его к школьной жизни.
В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.
Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.
Заключение
Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.
Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Умственное развитие ребёнка-дошкольника характеризуется развитием мышления и речи. К концу дошкольного возраста ребёнок научается решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности мышления.
При обучении детей конструированию воспитателям следует использовать информационо-рецептивный и репродуктивный методы обучения. Большое внимание на занятиях должно отводиться игровым мотивациям, так как игра в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка.
В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
- применение системы работы конструирования из бумаги является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя;
- благодаря работе с бумагой, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе изготовления различных поделок развиваются;