Файл: Рабочая программа курса Дополнительного образования шахматы (направление общеинтеллектуальное) 14 классы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
Копейского городского округа
Рабочая программа курса
Дополнительного образования
«шахматы»
(направление общеинтеллектуальное)
1-4 классы
Разработала: Кузнецова Е.В.
учитель физической культуры высшей квалификационной категории
-
Результаты освоения курса
Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.
Программа начального общего образования МОУ СОШ № 21 предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты освоения программы курса:
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. -
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. -
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. -
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
Регулятивные УУД:
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. -
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД:
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. -
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. -
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. -
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса:
-
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. -
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте; -
Основные тактические приемы, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. -
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
-
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности обучающихся |
1 класс: - шахматная доска - шахматные фигуры - начальная расстановка фигур - ходы и взятие фигур - цель шахматной партии - игра всеми фигурами из начального положения | Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
2 класс - краткая история шахмат - шахматная нотация - ценность шахматных фигур - техника матирования одинокого короля - достижение мата без жертвы материала - шахматная комбинация | Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок Кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
3 класс: - основы дебюта | Кружок | Игровая, познавательная |
4 класс: - основы миттельшпиля - основы эндшпиля | Кружок Кружок | Игровая, познавательная Игровая, познавательная |
-
Тематическое планирование
1 класс
Содержание курса | Количество часов |
1. Шахматная доска | 2 |
2. Шахматные фигуры. | 2 |
3. Начальная расстановка фигур. | 1 |
4. Ходы и взятие фигур. | 16 |
5. Цель шахматной партии. | 9 |
6. Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 |
Итого 33 часа | |
2 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | 2 |
1. Краткая история шахмат. | 1 |
2. Шахматная нотация. | 2 |
3. Ценность шахматных фигур. | 4 |
4. Техника матования одинокого короля. | 4 |
5. Достижение мата без жертвы материала | 3 |
6. Шахматная комбинация. | 15 |
Повторение программного материала | 3 |
Итого 34 часа | |
3 класс
Содержание курса | Количество часов |
| 5 |
| 26 |
| 3 |
Итого 34 часа | |
4 класс
Содержание курса | Количество часов |
Повторение изученного материала. | 2 |
ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. | 17 |
ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. | 13 |
Повторение программного материала. | 2 |
Итого 34 часа | |
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ урока | Дата | Содержание курса | Кол-во часов |
1 | | Знакомство с шахматной доской | 1 |
2 | | Шахматная доска | 1 |
3 | | Знакомство с шахматными фигурами | 1 |
4 | | Знакомство с шахматными фигурами | 1 |
5 | | Начальное положение | 1 |
6 | | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | 1 |
7 | | Ладья в игре. | 1 |
8 | | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | 1 |
9 | | Слон в игре. | 1 |
10 | | Ладья против слона. | 1 |
11 | | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | 1 |
12 | | Ферзь в игре. | 1 |
13 | | Ферзь против ладьи и слона. | 1 |
14 | | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | 1 |
15 | | Конь в игре. | 1 |
16 | | Конь против ферзя, ладьи слона. | 1 |
17 | | Знакомство с пешкой. | 1 |
18 | | Пешка в игре. | 1 |
19 | | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | 1 |
20 | | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | 1 |
21 | | Король против других фигур. | 1 |
22 | | Шах. | 1 |
23 | | Шах. | 1 |
24 | | Мат. | 1 |
25 | | Мат. | 1 |
26 | | Ставим мат. | 1 |
27 | | Ставим мат. | 1 |
28 | | Ничья, пат. | 1 |
29 | | Рокировка. | 1 |
30 | | Рокировка. | 1 |
31 | | Шахматная партия. | 1 |
32 | | Шахматная партия. | 1 |
33 | | Повторение программного материала. | 1 |
| | | |
Итого 33 часа | |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ урока | Дата | Содержание курса | Кол-во часов |
1 | | Повторение изученного материала. | 1 |
2 | | Повторение изученного материала. | 1 |
3 | | Краткая история шахмат. | 1 |
4 | | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 |
5 | | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | 1 |
6 | | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 |
7 | | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 |
8 | | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | 1 |
9 | | Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 |
10 | | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 |
11 | | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 |
12 | | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 |
13 | | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 |
14 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 |
15 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 |
16 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 |
17 | | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | 1 |
18 | | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 |
19 | | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 |
20 | | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 |
21 | | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 |
22 | | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | 1 |
23 | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 |
24 | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 |
25 | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | 1 |
26 | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 |
27 | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. | 1 |
28 | | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 |
29 | | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | 1 |
30 | | Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
31 | | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). | 1 |
32 | | Повторение программного материала | 1 |
33 | | Повторение программного материала | 1 |
34 | | Повторение программного материала | 1 |
| Итого 34 часа | |