Файл: Рабочая программа курса Дополнительного образования шахматы (направление общеинтеллектуальное) 14 классы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21

Копейского городского округа

Рабочая программа курса

Дополнительного образования

«шахматы»

(направление общеинтеллектуальное)

1-4 классы

Разработала: Кузнецова Е.В.

учитель физической культуры высшей квалификационной категории


  1. Результаты освоения курса

Программа для младших школьников «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Программа начального общего образования МОУ СОШ № 21 предусматривает достижение следующих результатов образования:

Личностные результаты освоения программы курса:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса:

Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД:


  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

  1. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание курса

Форма организации

Вид деятельности обучающихся

1 класс:

- шахматная доска

- шахматные фигуры

- начальная расстановка фигур

- ходы и взятие фигур

- цель шахматной партии

- игра всеми фигурами из начального положения

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

кружок

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

2 класс

- краткая история шахмат

- шахматная нотация

- ценность шахматных фигур

- техника матирования одинокого короля

- достижение мата без жертвы материала

- шахматная комбинация

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Кружок

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная

3 класс:

- основы дебюта

Кружок

Игровая, познавательная

4 класс:

- основы миттельшпиля

- основы эндшпиля

Кружок

Кружок

Игровая, познавательная

Игровая, познавательная



  1. Тематическое планирование

1 класс

Содержание курса

Количество часов

1. Шахматная доска

2

2. Шахматные фигуры.

2

3. Начальная расстановка фигур.

1

4. Ходы и взятие фигур.

16

5. Цель шахматной партии.

9

6. Игра всеми фигурами из начального положения.

3

Итого 33 часа




2 класс

Содержание курса

Количество часов

Повторение изученного материала.

2

1. Краткая история шахмат.

1

2. Шахматная нотация.

2

3. Ценность шахматных фигур.

4

4. Техника матования одинокого короля.

4

5. Достижение мата без жертвы материала

3

6. Шахматная комбинация.

15

Повторение программного материала

3

Итого 34 часа





3 класс

Содержание курса

Количество часов

  1. Повторение изученного материала.

5

  1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

26

  1. Повторение программного материала

3

Итого 34 часа




4 класс

Содержание курса

Количество часов

Повторение изученного материала.

2

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

17

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

13

Повторение программного материала.

2

Итого 34 часа




Календарно – тематическое планирование 1 класс




урока

Дата


Содержание курса

Кол-во часов

1




Знакомство с шахматной доской

1

2




Шахматная доска

1

3




Знакомство с шахматными фигурами

1

4




Знакомство с шахматными фигурами

1

5




Начальное положение

1

6




Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

7




Ладья в игре.

1

8




Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

9




Слон в игре.

1

10




Ладья против слона.

1

11




Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

12




Ферзь в игре.

1

13




Ферзь против ладьи и слона.

1

14




Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

15




Конь в игре.

1

16




Конь против ферзя, ладьи слона.

1

17




Знакомство с пешкой.

1

18




Пешка в игре.

1

19




Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

20




Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

21




Король против других фигур.

1

22




Шах.

1

23




Шах.

1

24




Мат.

1

25




Мат.

1

26




Ставим мат.

1

27




Ставим мат.

1

28




Ничья, пат.

1

29




Рокировка.

1

30




Рокировка.

1

31




Шахматная партия.

1

32




Шахматная партия.

1

33




Повторение программного материала.

1










Итого 33 часа






Календарно – тематическое планирование 2 класс




урока

Дата


Содержание курса

Кол-во часов

1




Повторение изученного материала.

1

2




Повторение изученного материала.

1

3




Краткая история шахмат.

1

4




Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

5




Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

6




Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

7




Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1

8




Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

9




Ценность шахматных фигур. Защита.

1

10




Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

11




Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

12




Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1

13




Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

14




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

15




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

16




Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

17




Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1

18




Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

19




Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

20




Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

21




Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

22




Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

23




Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

24




Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

25




Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

26




Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

1

27




Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

1

28




Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

29




Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

30




Типичные комбинации в дебюте.

1

31




Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

32




Повторение программного материала

1

33




Повторение программного материала

1

34




Повторение программного материала

1




Итого 34 часа