Файл: Исследование в проверяемая особым образом система знаний о реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Современный этап развития науки называется:
a) классическим
b) неклассическим
c) постнеклассическим
d) паранормальным
2. Наука может рассматриваться как ... (исключите неправильный ответ):
а) форма обыденного мировоззрения
б) определенный способ человеческой деятельности (исследование)
в) проверяемая особым образом система знаний о реальности
г) определенный социальный институт
3. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания это:
а) картина мира
б) наука
в) искусство
г) религия
д) образование
4. Томас Кун ввел в науковедение понятие:
а) верифицируемость истины
б) критический рационализм
в) парадигма познания
г) реляционное познание
5. Соперничающими подходами в поиске основных закономерностей развития науки являются:
а) коммунизм и антикоммунизм
б) кумулятивизм и антикумулятивизм
в) креационизм и эволюционизм
г) субстратный и функциональный
6. Автором книги «Структура научных революций» является:
а) Т. Кун
б) Т. Гоббс
в) Т. Джефферсон
г) И. В. Сталин
7. Юридическая наука - это:
а) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности
б) общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
в) наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений
г) наука о закономерностях процесса развития государства и права и, что самое главное, сущность государства и права
д) дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления
8. Основоположником позитивизма является:
а) И. Кант
б) О. Конт
в) М. Бакунин
г) П. Сорокин
9. Исследование развития научного знания является целью:
а) психоанализа
б) герменевтики
в) постпозитивизма
г) неотомизма
10. Установите соответствие между этапами развития классической науки и концепциями:
История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:
1. Классический этап - б
2. Неклассический этап - а
3. Постнеклассический этап - в
а) данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте
б) на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, и не выносится за окружение его деятельности
в) на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности
11. Стандартная модель постановки и решения исследовательских
задач - это:
а) сигма
б) энигма
в) парадигма
г) диафрагма
12. Установите соответствия классической науки и неклассической (или постклассической) науки:
1. Классическая наука а, г, д, ж
2. Неклассическая наука б, в, е, з
а) вынесение субъекта за рамки объекта
б) учет внерациональных способов познания
в) признание субъектности знания и познания
г) установка на рациональность
д) господство динамических закономерностей, дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод)
ж) четкая грань между естественными и гуманитарными науками
з) моделирование (в том числе математическое)
13. Для традиционного права характерны черты:
а) синкретизм
б) системность
в) символизм
г) различие юридических и нравственных предписаний
д) формализм.
14. Основными функциями юридической науки являются:
а) мировоззренческая
б) эвристическая
в) проектирования и конструирования
г) методологическая
д) практико-организационная
е) эстетическая
ж) прогностическая
з) практическая
и) эвристическая
к) онтологическая
л) инструментальная функция
м) познавательная
15. Выделите формы научного познания:
а) интуиция
б) проблема
в) анализ
г) теория
д) закон
е) индукция
ж) факт
з) идея
и) гипотеза
к) опыт
л) принцип
16. Установите соответствие между уровнями научного познания и их функциями:
1) эмпирический уровень б
2) предпосылочный уровень в
3) теоретический уровень а
а) объяснение выявленных законов
б) обнаружение, описание и обобщение фактов
в) фиксация философско-методологических оснований
17. Методами эмпирического познания являются:
а) абстрагирование и описание
б) моделирование
в) измерение
г) наблюдение
д) абстрагирование
е) аналогия
18. Основными видами теории являются:
а) аксиоматическая
б) гипотетико-дедуктивная
в) индуктивная
г) описательная
д) формализованная
19. Выстройте в правильной логической
последовательности этапы наблюдения:
1) выбор способа наблюдения в
2) проведение наблюдения г
3) определение задачи а
4) обработка полученных данных д
5) выбор объекта б
20. Подчеркните требования, предъявляемые к научной гипотезе:
а) принципиальная проверяемость
6) абсолютная достоверность
в) простота
г) эвристическая сила
д) совместимости с существующим научным знанием
е) экономический эффект
21. В структуру научной теории входят:
а) исходная теоретическая основа
б) логика развития теории
в) альтернативные теории
г) совокупность выводного знания
д) реализация теории в изобретениях
22. Установите парные методы познания:
анализ, исторический, индукция, диалектика, дедукция, синтез, логический, метафизика
Ответ: Анализ - синтез, индукция - дедукция, диалектика - метафизика, исторический - логический
23. Метод научного познания, заключающийся в изучении явления в специально создаваемых и контролируемых условиях, позволяющих восстановить ход явления при повторении условий, это:
а) наблюдение
б) описание
в) анализ
г) измерение
д) эксперимент
24. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
1) метод б
2) методика а
3) методология в
а) конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования; совокупность способов и приемов познания
б) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операция практического или теоретического освоения (познания) действительности
в) это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания эпистемологии и философии науки; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки
25. Установите правильное соответствие:
1) фактуализм д
2) эмпиризм г
3) рационализм б
4) сенсуализм в
5) теоретизм а
а) научные факты определяются теорией
6) основным источником познания выступает разум
в) нет ничего в разуме, что не прошло бы прежде через чувства
г) основа познания - опыт
д) «факты - упрямая вещь»
26. Расположите в правильной логической последовательности этапы научного исследования: 3-2-4-5-1
1) создание теории
2) выдвижение гипотезы
3) формулирование проблемы
4) сбор эмпирических данных
5) проверка гипотезы
27. Сильными сторонами интуитивного познания являются:
а) неорганизованность
7) относительная свобода от стереотипов и схем
в) более высокая скорость мышления
г) отсутствие опоры на предшествующий опыт
д) большая возможность образования ассоциаций
28. Выстройте верную логическую последовательность этапов эксперимента:
1. самоманипулирование исследуемым объектом в
2. планирование эксперимента а
3. интерпретация полученных результатов г
4. выбор средств б
29. Видами эксперимента являются:
а) модельный
б) кибернетический
в) фантастический
г) гуманистический
д) поисковый
30. Установите соответствие между названиями методов и
их описанием:
1) индукция б
2) синтез г
3) анализ а
4) дедукция в
а) расчленение объекта на составляющие для раздельного их изучения
б) движение мысли от частного к общему
в) рассуждения от общего к частному
г) мысленное или практическое объединение изучаемого объекта в целое
31. Преимуществами эксперимента над наблюдением являются:
а) естественность
б) воспроизводимость
в) возможность вмешаться в изучаемый процесс
г) неповторимость
32. К видам научного прогнозирования относятся:
а) прогнозирование на фактографической основе
б) прогнозирование на основе экспертной информации
в) прогнозирование по взаимному расположению планет
г) прогнозирование на аналогии
33. Гипотеза ad hoc - это:
а) общая гипотеза
б) окончательная гипотеза
в) гипотеза для данного случая
г) доказанная гипотеза
34. В интуитивном познании ведущая роль принадлежит:
а) сознательному
б) бессознательному
в) логическому
г) дискурсивному
35. Принцип фальсифицируемости предложил:
а) И. Лакатос
б) М. Шлик
в) Т. Кун
г) К. Поппер
36. Эксперимент как метод познания первоначально возник в:
а) биологии
б) гуманитарном знании
в) естествознании
г) математике
37. Наблюдение - это:
а) метод построения научной теории
б) метод эмпирического познания
в) метод выдвижения гипотезы
г) метод теоретического познания
38. Выделите (подчеркните) формы научного познания:
Интуиция, проблема, анализ, теория, закон, индукция, факт, идея, гипотеза, опыт, принцип.
39. Научная коммуникация это...
а) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных
коммуникативных средств
б) мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива
в) совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов
г) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам
д) система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл
40. Назовите ученых входивших в состав Венского кружка.
Р. Карнап.
Ф.Вайсмая,
Г.Фейгль
О.Нейрат,
Г. Ган
В. Крафт.
Ф. Кауфман,
К. Гёдель, и др.
41. Установите соответствие
Для того чтобы сделать эту связь достаточно прозрачной, обычно выделяют следующие слои коммуникативного действия:
1) Локуция б
2) иллокуция а
3) перлокуция в
а) (указание на способ интерпретации передаваемого текста). Данный слой сообщения определяется общими конвенциями, регулирующими коммуникативные процессы среди носителей некоторой данной культуры, а также особенностями локальной ситуации, в которой эти процессы осуществляются
б) (предъявление определенной конфигурации знаков). В повседневном общении людей, например, под локуцией обычно понимают произнесение определенного комплекса звуков
в) (эта характеристика сообщения выражает ожидания говорящего). Предъявляя окружающим соответствующий текст, инициатор общения старается выстроить его таким образом, чтобы вызвать именно ту ответную реакцию собеседников, которая позволит ему решить поставленную перед собой задачу.
42. Модели (теории) юридической аргументации:
а) дедуктивная
б) феноменологическая
в) модель свободного принятия решения
г) герменевтическая
д) индуктивная
е) когерентная
43. Установите соответствие видам аргументации
Различают несколько видов аргументов:
1) удостоверенные единичные факты г
2) определения как аргументы доказательства в
3) аксиомы и постулаты б
4) ранее доказанные законы и теоремы как аргументы доказательства - а
а) в качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики.
б) больше характерны для математики, механики, теоретической физики, математической логики и др.