Файл: Учебнометодическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения Под редакцией Г. А. Заборовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ОТ АВТОРОВ

ПОВТОРЕНИЕ

Урок 1. Правила поведения в компьютерном классе. Работа с мышью и клавиатурой

Урок 2. Виды информации

Урок 3. Информационные процессы.

Т е м а 2. АППАРАТНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

Урок 4. Устройства компьютера

Урок 5. Назначение и элементы интерфейса операционной системы. Объекты операционной системы

Урок 6. Работа с окнами и меню операционной системы

Урок 7. Назначение файловой системы. Понятие о файловых менеджерах. Программа Проводник

Урок 8. Операции с объектами файловой системы

Урок 9. Практическая работа с объектами файловой системы

Урок 10. Понятие о локальной компьютерной сети

Т е м а 3. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Урок 11. Среда программирования

Урок 12. Основы языка программирования

Урок 13. Организация ввода и вывода данных

Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения

Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных

Урок 16. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 17. Решение задач на составление линейных алгоритмов

Урок 18. Практическая работа на составление линейных алгоритмов

Урок 19. Графические возможности языка программирования

Урок 20. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 21. Решение задач на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей

Урок 22. Самостоятельная работа на составление линейных алгоритмов с использованием графических возможностей языка программирования

Те м а 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Урок 23. Понятие компьютерной презентации. Программа PowerPoint

Урок 24. Создание презентации

Урок 25. Вставка изображений. Использование коллекций

Урок 26. Использование декоративного текста

Урок 27. Использование фигур

Урок 28. Элементы мультимедиа

Урок 29. Использование эффектов

Урок 30. Создание презентаций по темам учебных предметов

Урок 31. Контрольная работа по теме «Компьютерные презентации»

Урок 32. Глобальная компьютерная сеть Интернет

Урок 33. Работа с браузером

Урок 34. Просмотр веб-страниц.

Урок 14. Команда присваивания. Арифметические операции и выражения


Цели урока:

• закрепление материала предыдущего урока;

• формирование представлений о команде присваивания; об арифметических операциях и выражениях;

• развитие логического и алгоритмического мышления, памяти, внимания;

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Учащиеся должны знать арифметические операции.

Учащиеся должны уметь составлять простейшие программы с использованием команды присваивания и арифметических операций.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика, 7», § 12 (12.1, 12.2); раздаточный материал (приложения 1, 2 к уроку 14); ЭСУ Algo7: примеры 12_1—12_4.

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная работа). В ходе фронтальной беседы проверьте наличие и правильность выполнения домашнего задания (упражнение 1 § 11). Выявите проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении домашнего задания. Дайте рекомендации по их устранению.

Предложите учащимся проверить степень усвоения материала предыдущего урока с помощью теста (приложение 1 к уроку 14) с последующей взаимопроверкой при фронтальном обсуждении правильных ответов с целью коррекции знаний.

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения, фронтальная форма работы).

Напомните учащимся, что в переменные определенного типа, используемые в программах, записываются соответствующие значения. Задайте учащимся вопрос:

Какие арифметические операции им известны из курса математики?

Обсудите вместе с учащимися, что над переменными целого и вещественного типа можно также выполнять арифметические операции. Сообщите, что конкретные значения переменных программы можно вводить разными способами, с одним из которых они уже знакомы.


Предложите учащимся вспомнить, с помощью какой команды (Read либо Readln) они вводили данные на предыдущем уроке. Обратите внимание учащихся на то, что значения переменных вводятся не только с клавиатуры во время выполнения программы. Сообщите, что записывать значения в переменные можно непосредственно во время составления программы с помощью команды присваивания, которая обозначается «:=» (двоеточие и равно вместе).

Познакомьте учащихся с общим видом команды присваивания. Приведите примеры (приложение 2 к уроку 14). Обратите внимание, что при присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается в памяти компьютера.

Познакомьте учащихся с синтаксическими правилами записи выражений в программах, с порядком выполнения арифметических операций в выражениях. Разберите вместе с учащимися п р и м е р ы 1, 2 из § 12 (12.1), которые демонстрируют работу команды присваивания.

Далее познакомьте учащихся с операциями, которые можно выполнять над переменными целого и вещественного типа.

Объясните работу операций div и mod с помощью п р и м е р а 3 из § 12. С помощью п р и м е р а 5 из § 12 рассмотрите операцию обычного деления (/).

3. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, групповая и фронтальная формы работ). Разбейте учащихся на 3 группы. Каждой группе предложите выполнить задания (приложение 2 к уроку 14) и в ходе фронтальной беседы представить и объяснить найденный совместно результат.

Далее предложите группам учащихся занять места за компьютером, загрузить систему программирования Pascal ABC, и на основе алгоритма программы п р и м е р а 3 из § 12 составить программу, решающую задачу одного из упражнений. В частности 1-й группе предложите выполнить упражнение 3, 2-й — упражнение 5, 3-й — упражнение 6.

Далее предложите каждой группе предоставить свои программы, обосновать алгоритм решения задач.

Если останется время, предложите учащимся выполнить упражнение 4 (§ 12).

Дополнительно любознательным учащимся можно предложить составить программу, которая вычисляет

, сколько в N сутках часов, минут, секунд.

О т в е т:

Var n,nh,nm,ns : integer;

Begin

Write(‘введите количество суток‘); readln(n);

nh := n*24; {в сутках 24 ÷часа}

nm := nh*60; {1 ÷час = 60минут}

ns := nm*60; {1 минута = 60 секунд}

Writeln(n,’суток = ‘,nh,’ часов = ‘,nm,’ секунд = ‘,ns, ‘минут’);

End.

4. Подведение итогов урока. Подведите итоги групповой работы, отметьте группы, успешно справившиеся со своими заданиями. Дайте рекомендации для устранения проблем, возникших при работе в группах. Оцените успешность достижения цели урока.

5. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 12 (12.1, 12.2).


Урок 15. Стандартные функции. Преобразование типов числовых данных


Цели урока:

• закрепление материала предыдущего урока;

• формирование представления о стандартных функциях;

• развитие логического и алгоритмического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Учащиеся должны знать арифметические операции над переменными вещественного типа.

Учащиеся должны уметь составлять и реализовывать простейшие программы с использованием арифметических операций и стандартных функций.

Программное и методическое обеспечение урока: система программирования Pascal ABC; учебное пособие «Информатика, 7», § 12 (12.3, 12.4); раздаточный материал (приложение к уроку 15); ЭСУ Algo7: примеры 12_5—12_7.

Методические рекомендации к уроку

1. Проверка знаний и закрепление умений предыдущего урока (индивидуальная работа). Предложите учащимся проверить степень усвоения материала предыдущего урока с помощью заданий в двух вариантах (приложение к уроку 15).

2. Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым методом, фронтальная форма работы). Напомните учащимся, что в программах можно использовать переменные целого и вещественного типа. Предложите учащимся ответить на вопросы:

Какие арифметические операции можно выполнять над переменными целого типа?

Какие арифметические операции можно выполнять над переменными вещественного типа?

Сообщите учащимся, что переменные обоих типов можно обрабатывать с помощью стандартных функций. Введите понятие стандартной функции. Вместе с учащимися разберите п р и м е р 4 из § 12. Обратите внимание учеников на то, что аргументы функции всегда пишутся в скобках.

Далее познакомьте учащихся со стандартными функциями, с помощью которых можно обрабатывать переменные вещественного типа. Обратите внимание учащихся на особенности их применения с целью преобразования числовых данных для совместимости типов числовых данных. Разберите и обсудите п р и м е р ы 6, 7 из § 12, которые демонстрируют преобразование и совместимость различных типов числовых данных.


3. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная или парная работа). Предложите учащимся занять свои места за компьютером, загрузить систему программирования Pascal ABC, программу п р и м е р а 6 из § 12 и выполнить ее для различных исходных данных.

Далее предложите учащимся изменить набранную программу п р и м е р а 6 так, чтобы она решала задачи сначала из упражнения 7, затем из упражнения 8 (§ 12). Проверьте работу учеников. Выявите пробелы в усвоении материала. При необходимости отстающим ученикам окажите помощь либо организуйте взаимопомощь учеников друг другу.

Если останется время, предложите учащимся выполнить упражнения 1, 2 (§ 12).

Дополнительно любознательным ученикам можно предложить составить программу для решения следующей задачи.

Расстояние от Минска до населенного пункта Беларуси S (км). Вычислите, сколько литров топлива (бензина, дизельного топлива, газа) потребуется на дорогу из Минска в заданный населенный пункт и обратно и сколько денег необходимо уплатить за это топливо, если расход топлива на 100 км составляет K (л), а 1 л топлива стоит P (руб.).

Ответ:

Var s,K,v_2s : real;

p : integer;

Begin

Write(‘S в км = ‘);

Readln(s);

Write(‘Введите расход топлива (n на 100 км): ‘);

Readln(K);

Write(‘введите стоимость 1 л топлива‘);

Readln(p);

v_2s := 2*s/100*K; {расход топлива на весь путь}

Writeln(‘На дорогу требуется‘,v_2s:4:2,’ литров топлива’);

p := trunc( p*v_2s)+1; {стоимость топлива на весь путь}

Writeln(‘За‘,v_2s,’литров топлива придется уплатить ‘,p,’рублей’);

End.

4. Подведение итогов урока. Подведите итоги индивидуальной или парной работы, выявите проблемы, проведите коррекцию усвоения новых знаний на уровне применения их в измененной ситуации. Дайте оценку успешности достижения цели на уроке.

5. Д о м а ш н е е з а д а н и е. Изучить материал § 12 (12.3, 12.4), выполнить упражнение 2.