Файл: Программа дисциплины Русская драматургия хххх i вв. тенденции развития и основные имена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая программа дисциплины

«Русская драматургия ХХ-ХХI вв.: тенденции развития и основные имена»



Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

Направленность программы – Русская литература.
Место дисциплины (модуля) в структуре ООП. Вариативная часть ООП.

Тип дисциплины (модуля) по характеру ее освоения. Обязательна для освоения (второй год обучения, 4 семестр).
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)


Формируемые компетенции

(код компетенции)

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

УК-1

У2 (УК-1) Уметь: при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений

ОПК-1

З1(ОПК-1) ЗНАТЬ:

Историю и современное состояние избранной профессиональной области, проблематику собственного научного исследования, требования к оформлению результатов научного исследования в области филологии

ПК-3

З1(ПК-3)ЗНАТЬ:

Закономерности отечественного исторического и литературного процесса IX – начала XXI веков, особенности взаимодействия литературы и различных социальных институтов и практик


6. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

Объем дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы, всего 108 академических часов, из которых 36 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (32
часа занятия лекционного типа, 2 часов групповые консультации, 2 часа мероприятия промежуточной аттестации), 72 часа составляет самостоятельная работа аспиранта.
7. Входные требования для освоения дисциплины (модуля): для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения литературоведческих дисциплин: курса «Истории русской литературы», «История русской литературы ХХ века» (разных его периодов), «История зарубежной литературы», «Основы литературоведения», «Теория литературы», «История русской литературной критики».
8. Образовательные технологии (планируется использовать видеоматериалы).
9. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий



Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),
форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы

из них

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Групповые консультации

Индивидуальные консультации

Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*

Всего

Выполнение домашних заданий

Подготовка рефератов и т.п..

Всего

Тема 1

Основы анализа драматургического текста (повторение). Родовая специфика драмы, типы конфликтов, система жанров. Принципы организации сценического пространства. Драматургия и театр. Принципы создания персонажа в драме. Амплуа, характер, тип, марионетка. Формы сценической речи. Способы выражения авторской позиции в драме. Проблемы рецепции и интермедиальности. Основные труды по теории и истории драмы.



14

2













2

12




12

Тема 2

Инновации в драматургии и театре Серебряного века. Причины актуализации: «Серебряный век как театр». Театр как трибуна и как путь к реализации жизнестроительных устремлений художников. Синтетические тенденции: лиризация и эпизация драмы, смешанные жанры, невербальные средства выразительности. А. Чехов и формирование «новой драмы». Соотношение жизнеподобной и условной образности в драматургии и театре начала ХХ века. Актуализация архаических жанров и форм: античная трагедия, средневековая мистерия, формы народного театра.


14

2













2

12




12


Тема 3

Театрально-драматургические концепции Серебряного века. Идея «соборного театра» В. Иванова, «мистериальный театр» А. Белого, «театр одной воли» Ф. Сологуба, «условный театр» В. Мейерхольда.

Концепции (продолжение). Идея театральности как инстинкта и концепция монодрамы в работах Н. Евреинова. «Театр психэ» Л. Андреева. Формирование режиссерского театра. Деятельность К. Станиславского, В. Мейерхольда, Ф. Комиссаржевского, Е. Вахтангова, Н. Евреинова.



4

2













2

2




2

Тема 4

Пути обновления и развития реалистической драмы в начале ХХ века. М. Горький-драматург. Эволюция Л. Андреева-драматурга: от социально-психологической драмы к условно-аллегорическому театру и театру «панпсихизма».

12

2













2

10




10

Тема 5

Модернизация традиций античной трагедии в драматургии И. Анненского, Вяч. Иванова, Ф Сологуба. Современность и история сквозь призму мифа в пьесах Д. Мережковского, З. Гиппиус, Г. Чулкова.

4

2













2

2




2

Тема 6

Сценическое пространство как пространство души: лирические драмы А. Блока. Драматические циклы М. Цветаевой. Драматургические опыты М. Кузмина и А. Ремизова.


6

2













2




4

4

Тема 7

Сценические эксперименты футуристов и начало русского авангарда. Массовые действа первых революционных лет и первые пьесы о революции. Агиттеатр.


6

2













2




4

4

Тема 8

Сатирическая комедиография 20-х гг. Творчество М. Булгакова, Н. Эрдмана.



2

2













2










Тема 9

Черты театра абсурда в драматургии ОБЭРИУ. Сценические эксперименты И. Терентьева. Театр Е. Шварца.


12

2













2

10




10

Тема 10

Формирование и развитие соцреалистических тенденций в драматургии: пьесы В. Вишневского, Н. Погодина, К. Тренева и др. Теория бесконфликтности и ее преодоление в советской драматургии.


6

2




2







4

2




2

Тема 11

Социально-психологическая драма А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, М. Рощина. Проявление лирических тенденций в драме. Театральная жизнь 50-80 гг. Появление новых театров.

4

2













2

2




2

Тема 12

Художественно-публицистическая драма М. Шатрова. Новая производственная драма. Интеллектуальная тенденция в русской драматургии: пьесы-притчи Г. Горина, Э. Радзинского, А. Володина и др. Театр и кинематограф.

8

2













2

2

4

6

Тема 13

Театр А. Вампилова и его традиции в творчестве драматургов «новой волны». Инсценировки современной прозы на сценах театров 70-80-х гг.

4

2













2

2




2

Тема 14

Неонатуралистические и постмодернистские тенденции в драматургии. Н. Коляда, Л. Петрушевская, Н. Садур, В. Сорокин и др.

Явление ремейка в современной русской драматургии: пьесы по мотивам русской и мировой литературной и киноклассики.

4

2













2

2




2

Тема 15

Монодрама на новом этапе: театр Е. Гришковца. Новая «новая драма» как культурный феномен.


4

2













2

2




2

Тема 16

Документальный дискурс в драматургии, техника «вербатим» (Е. Гремина, М. Курочкин, Дурненковы и др.). Театр И. Вырыпаева. Театральная жизнь на рубеже ХХ –ХХI вв. Новые театральные коллективы и новая жизнь старых театров.


2

2













2










Промежуточная аттестация – зачет

2

2







Итого

108

36






















72




10. Учебно-методические материалы для самостоятельной работы аспирантов.
Основная литература:


  1. История русской литературы Серебряного века (1890-е – нач. 1920-х годов). В 3-х томах. М., 2018. Доступ через ЭБС «Юрайт»: https://biblio-online.ru/bcode/421071; https://biblio-online.ru/bcode/438526; https://biblio-online.ru/bcode/438527

  2. История русской литературы ХХ века. 20 - 50-е годы. Литературный процесс / Ред. А.П. Авраменко и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 61 экз. в НБ МГУ.

  3. История русской литературы ХХ века. 20-е – 90-е годы. Основные имена / Отв. ред. С.И. Кормилов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 41 экз. в НБ МГУ.

  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. Доступ на сайте электронной библиотеки ИМЛИ РАН: http://biblio.imli.ru/index.php/teor-litr/24-literaturnaya-entciklopediya-terminov-i-ponyatij-2001

  5. Пави П. Словарь театра / Ред. К. Разлогов. М.: Прогресс, 1991. 1 экз. в НБ МГУ.

  6. Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2001. http://www.infoliolib.info/philos/postmod/

  7. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): В 2 т. / Под ред. В.А. Келдыша. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000, 2001. Доступ на сайте электронной библиотеки ИМЛИ РАН: http://biblio.imli.ru/index.php/ruslit/237-russkaya-literatura-rubezha-vekov-1890-e-nachalo-1920; http://biblio.imli.ru/index.php/ruslit/238-russkaya-literatura-rubezha-vekov-1890-e-nachalo-1921

  8. Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. М.: Сов. энциклопедия, БРЭ, 1989 – 1999. Не менее 2 экз. в НБ МГУ.


Общее количество наименований основной литературы – 8 экз.

В НБ МГУ есть 105 печатных изданий основной литературы.
Дополнительная литература:


  1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М., 1980. Доступ на сайте электронной библиотеки ИМЛИ РАН: http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Anikst_A.A._Teoriya_dramy_na_Zapade_v_pervoj_polovine_XIX_veka_1980.pdf

  2. Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М., 1993. Не менее 4 экз. в НБ МГУ.

  3. Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М., 2000. Не менее 5 экз. в НБ МГУ.

  4. Вислова А.В. Серебряный век как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX-XX вв. М., 2000. 1 экз. в НБ МГУ.

  5. Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск, 2007. 1 экз. в НБ МГУ.

  6. Громова М. И. Русская современная драматургия. М., 2013. Доступ через ЭБС «Знаниум»: https://znanium.com/bookread2.php?book=458085&spec=1

  7. Жаккар Ж.Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995. 1 экз. в НБ МГУ. http://www.d-harms.ru/library/daniil-harms-i-konec-russkogo-avangarda.html

  8. Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века. М., 2003. 2 экз. в НБ МГУ.

  9. Кихней Л.Г., Ткачева Н.Н. Иннокентий Анненский. Вещество существования и образ переживания. М., 1999. 2 экз. в НБ МГУ. http://annenskiy.lit-info.ru/annenskiy/articles/kihnej-veschestvo-suschestvovaniya/vvedenie.htm

  10. Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М., 2012. 2 экз. в НБ МГУ.

  11. Михайлова М.В. Женщины-драматурги Серебряного века // Гендерная проблематика в современной литературе, сер. Теория и история литературоведения. М., 2010. https://elibrary.ru/item.asp?id=15309830

  12. Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. http://2.nffedorov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=473&Itemid=315



Общее количество наименований дополнительной литературы – 12 экз.

В НБ МГУ есть 18 печатных изданий дополнительной литературы.
11. Ресурсное обеспечение:
Художественные тексты

Акунин Б. Чайка

Андреев Л. Жизнь человека. Реквием.

Анненский И. Лаодамия.

Арбузов А. Таня. Жестокие игры.

Блок А. Балаганчик.

Булгаков М. Дни Турбиных. Багровый остров.

Вампилов А. Утиная охота.

Вишневский В. Оптимистическая трагедия.

Володин А. Пять вечеров. Ящерица.

Вырыпаев И. Кислород. Танец Дели.

Гиппиус З. Святая кровь.

Горин Г. Дом, который построил Свифт.

Горький М. Мещане. На дне. Дети Солнца.

Гремина Е. За зеркалом. Час 18.

Гришковец Е. Как я съел собаку. Дредноуты.

Ерофеев В. Шаги Командора.

Коляда Н. Рогатка. Персидская сирень.

Маяковский В. Мистерия-буфф. Клоп.

Мережковский Д. Павел I.

Петрушевская Л. Три девушки в голубом. Гамлет.Нулевое действие.

Птушкина Н. Пока она умирала.

Радзинский Э. Беседы с Сократом. Театр времен Нерона и Сенеки.

Разумовская Л. Дорогая Елена Сергеевна.

Садур Н. Чудная баба. Панночка. Брат Чичиков.

Сигарев В. Пластилин.

Славкин В. Взрослая дочь молодого человека.

Сологуб Ф. Дар мудрых пчел. Заложники жизни.

Сорокин В. Dostoevsky-Trip.

Тренев К. Любовь Яровая.

Угаров М. Смерть Ильи Ильича.

Хармс Д. Елизавета Бам.

Чехов А. Медведь. Чайка. Вишневый сад

Шатров М. Революционный этюд (Синие кони на красной траве).

Шварц Е. Тень. Обыкновенное чудо.

Эрдман Н. Мандат. Самоубийца.

11.Описание материально-технической базы. Аудитория, оснащенная интерактивной доской; доступность указанной литературы и интернет-ресурсов. Библиотека им. А.М. Горького (МГУ), компьютерные классы факультета.
12. Язык преподавания. Русский.
13. Преподаватель (преподаватели) - доцент И.В. Монисова
Приложение
Оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)________________________

на основе карт компетенций выпускников


РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю)

«Русская драматургия ХХ-ХХI вв.: тенденции развития и основные имена»



КРИТЕРИИ и ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине (модулю)

(критерии и показатели берутся из соответствующих карт компетенций, при этом пользуются либо традиционной системой оценивания, либо БРС)

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА




Незачет

Зачет

Зачет

Зачет

Зачет




У2 (УК-1) УМЕТЬ:

при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений


Отсутствие умений

Частично освоенное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений



В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений

В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений


Сформированное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений



Практические контрольные задания (по реферату)

З1(ОПК-1) ЗНАТЬ:

Историю и современное состояние избранной профессиональной области, проблематику собственного научного исследования,

требования к оформлению результатов научного исследования в области филологии


Отсутствие знаний

Фрагментарные представления об истории и современном состоянии избранной профессиональной области, проблематике собственного научного исследования,

требованиях к оформлению результатов научного исследования в области филологии


Неполные представления об истории и современном состоянии избранной профессиональной области, проблематике собственного научного исследования,

требованиях к оформлению результатов научного исследования в области филологии

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об истории и современном состоянии из-бранной про-фессиональной области, про-блематике соб-ственного научного исследования,

требованиях к оформлению результатов научного исследования в области филологии

Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности об истории и современном состоянии из-бранной про-фессиональной области, про-блематике соб-ственного научного исследования,

требованиях к оформлению результатов научного исследования в области филологии

Индивидуальное собеседование

З1(ПК-3) ЗНАТЬ:

Закономерности отечественного исторического и литературного процесса IX – начала XXI веков, особенности взаимодействия литературы и различных социальных институтов и практик


Отсутствие знаний

Фрагментарные представления о закономерностях отечественного исторического и литературного процесса IX – начала XXI веков, особенностях взаимодействия литературы и различных социальных институтов и практик



Неполные представления о закономерностях отечественного исторического и литературного процесса IX – начала XXI веков, особенностях взаимодействия литературы и различных социальных институтов и практик

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о закономерностях отечественного исторического и литературного процесса IX – начала XXI веков, особенностях взаимодействия литературы и различных социальных институтов и практик

Сформированные систематические представления о закономерностях отечественного исторического и литературного процесса IX – начала XXI веков, особенностях взаимодействия литературы и различных социальных институтов и практик

Индивидуальное собеседование



Фонды оценочных средств, необходимые для оценки результатов обучения

Вопросы к зачету:

Театральность как черта культурной жизни Серебряного века.

Театрально-драматургические концепции Серебряного века. Обзор. Анализ одной – на выбор.

«Новая драма» рубежа ХIХ-ХХ вв. и новаторство А. Чехова-драматурга в этом контексте.

Модификации реалистической драмы начала ХХ века. Анализ одной из пьес (на выбор).

Актуализация архаических форм в драматургии Серебряного века: обращение к античной трагедии и средневековой мистерии. Анализ одной из пьес (на выбор).

Актуализация архаических форм в драматургии Серебряного века: обращение к традициям народного театра. Анализ одной из пьес (на выбор).

Понятие «режиссерского театра». Деятельность К. Станиславского (В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, Ю. Любимова, Г. Товстоногова, О. Ефремова, П. Фоменко и др. – персоналии на выбор).

Театр Л. Андреева.

Лирические тенденции в драматургии ХХ века. Анализ одной из пьес (на выбор).

Эпические тенденции в драматургии ХХ века. Анализ одной из пьес (на выбор).

Народные действа и агиттеатр.

Театр Е. Шварца.

Сатирическая комедиография 20-х гг. Анализ одной из пьес (на выбор).

Абсурдистские тенденции в драме ОБЭРИУ.

Драматургия соцреализма. Анализ одной из пьес (на выбор).

Образы современников в пьесах А. Арбузова, В. Розова, А. Володина.

Публицистическая и интеллектуальная драма.

Театр А. Вампилова.

Пьесы В. Славкина (А. Галина, Л. Петрушевской, Л. Разумовской, В. Арро и др. – персоналии на выбор) в контексте драматургии «новой волны».

Постмодернистские эксперименты в драме.

Театр Н. Садур.

Театр Е.Гришковца.

Театр Н. Коляды.

Феномен новой «новой драмы» рубежа ХХ-ХХI вв. Пьесы И. Вырыпаева (В. Сигарева, Е. Исаевой, М. Курочкина, Дурненковых и др. – персоналии на выбор) в контексте «новой драмы».

Пьесы драматургов ХХ-ХХI вв. в аспекте интермедиальности (персоналии – на выбор).