Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общие оздоровительные профилактические мероприятия в дошкольном учреждении должны проводиться в течение всего года. Два раза в год должны осуществляться специальные воздействия - в форме курсов противорецидивной терапии. В каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения необходим план проведения оздоровительных мероприятий.
Постоянный и тесный контакт воспитателя с фельдшером здравпункта детского сада и родителями - одно из основных условий успешной реализации комплексно-оздоровительной работы. Нужно добиваться выполнения единых требований к режиму дня в семье и дошкольном учреждении. Необходимо разъяснять родителям значимость проводимых в дошкольном учреждении оздоровительных мер для здоровья детей.
Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:
- детские инфекции;
- прививки;
- закаливание;
- питание;
- формирование навыков здорового образа жизни [15].
Подготовить «консультативные материалы» можно, используя популярные журналы, публикующие статьи по здравоохранению.
Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
- питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
- питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов.
- важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности.
- необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов [14].
Ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода — вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.
Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания. В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов. Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта.
Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться. Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие.
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада.
В каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться.
3. Планирование деятельности фельдшера здравпункта дошкольного образовательного учреждения
Функциональные обязанности медсестры в ДОУ определены приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
В перечень документов, которые необходимо вести фельдшеру здравпункта в ДОУ, входят:
- комплексный план работы на год;
- циклограмма работы на неделю;
- перечень и периодичность медицинских обследований, исследований и профессиональной гигиенической подготовки;
- журнал контроля санитарного состояния детского учреждения;
- журнал учета прохождения медицинских осмотров;
- журнал генеральной уборки процедурного кабинета (изолятора);
- журнал регистрации биологических аварий;
- журнал регистрации и контроля работы бактерицидной лампы;
- медицинская карта ребенка (форма № 026/у-2000);
- диспансерный журнал;
- журнал осмотров на педикулез;
- журнал учета инфекционных заболеваний;
- книга учета контактов с носителями острых инфекционных заболеваний;
- журнал наблюдения за детьми;
- журнал антропометрических измерений;
- журнал дегельминтизации;
- журнал планирования профилактических прививок;
- журнал учета профилактических прививок;
- журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер [8].
Фельдшер здравпункта в детском саду организует свою деятельность на основе комплексного плана работы на год и циклограммы работы на неделю. Комплексным планом предусмотрены пути реализации программы «Здоровье», а также деятельность по оздоровлению и медицинскому обслуживанию воспитанников.
Примерный комплексный план работы на год фельдшера представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Комплексный план работы на год фельдшера здравпункта
Перечень мероприятий | Сроки / периодичность | |
1. Первичная профилактика | ||
1.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ | Раз в месяц | |
1.2. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса | По мере необходимости | |
1.3. Участие в составлении режима дня и сетки занятий | Начало учебного года | |
1.4. Контроль проведения генеральных уборок | Раз в неделю | |
2. Контроль организации питания | ||
2.1. Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания | Постоянно | |
2.2. Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока | То же | |
2.3. Бракераж готовой продукции | _»_ | |
2.4. Контроль выполнения натуральных норм | _»_ | |
3. Контроль организации физического воспитания | ||
3.1. Контроль за организацией физического воспитания, закаливающих мероприятий | Раз в месяц | |
3.2. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой | В начале года | |
3.3. Оценка физической подготовленности детей | Постоянно | |
3.4. Анализ эффективности физического воспитания | То же | |
4. Гигиеническое воспитание в детском коллективе | ||
4.1. Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, профилактика ВИЧ-инфекции | Информация помещается и обновляется постоянно в медицинском уголке | |
4.2. Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки | Постоянно | |
4.3. Контроль проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию | То же | |
5. Иммунопрофилактика | ||
5.1. Вакцинация | По плану | |
5.2. Контроль состояния здоровья детей после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку | То же | |
6. Обеспечение адаптации детей к условиям ДОУ | ||
6.1. Контроль медико-педагогической коррекции | Раз в год | |
6.2. Проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению | То же | |
6.3. Рекомендации по адаптации детей к условиям ДОУ и осуществление ее коррекции (совместно с педагогом) | По мере поступления детей в ДОУ | |
7. Проведение диспансеризации | ||
7.1. Проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья детей, оценка их физической подготовленности | Постоянно | |
7.2. Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья воспитанников | То же | |
7.3. Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль их выполнения в ДОУ | - | |
7.4. Осмотр детей в группах | Во время карантина, после длительного отсутствия ребенка | |
8. Ведение документации |
Примерная циклограмма работы на неделю фельдшера здравпункта в дошкольном образовательном учреждении представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Циклограмма работы на неделю фельдшера здравпункта в ДОУ
День | Мероприятия | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Понедельник | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием групп. 3. Бракераж пищи. 4. Осмотр детей. 5. Работа с документацией | |||
Вторник | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока. 3. Бракераж пищи. 4. Работа с педиатром. 5. Получение вакцины. 6. Работа с родителями | |||
Среда | 1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов специалистов. 2. Бракераж пищи. 3. Работа с документацией | |||
4. Работа по профилактике травматизма. 5. Курсы повышения квалификации | 4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению. 5. Плановое производственное совещание | 4. Анализ учета случаев травматизма 5. Курсы повышения квалификации | 4. Работа с персоналом по санитарно- гигиеническому просвещению | |
Четверг | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием физкультурного и музыкального залов. 3. Бракераж пищи. 4. Работа с педиатром. 5. Работа с документацией | |||
6. Профилактический осмотр детей. 7. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний | 6. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний | 6. Оформление информационного стенда для родителей | 6. Подготовка информации о физическом состоянии и подготовленности воспитанников | |
Пятница | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Бракераж пищи. 3. Генеральная уборка кабинетов | |||
4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике инфекционных заболеваний | 4. Подготовка отчетной документации | 4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике паразитарных инфекций | 4. Подготовка отчетной документации. 5. Генеральная уборка кабинетов |
Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какие¬-то ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.
Задача фельдшера здравпункта детского сада состоит в том, чтобы отследить выполнение рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп [14].
Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.
При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.
Задача фельдшера здравпункта ДОУ – оградить от диагностики детей с III и IV группами здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей.
Фельдшер и воспитатель (инструктор) по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.
4. Анализ деятельности фельдшера здравпункта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (дошкольное отделение)
Детский сад находится по адресу: 652073, Россия, Кемеровская область, Юргинский район, с. Проскоково,ул. Школьная, д. 10.
Режим работы дошкольного отделения: понедельник – пятница с 07:40 до 18:10. Нерабочие дни – суббота и воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством РФ.
Общая численность воспитанников дошкольного отделения: 113 человек.
Работа медицинской деятельности в Проскоковом детском саду осуществляется на основании лицензии: № ЛО-42-01-002259 от 10.09.2013 года «На осуществление медицинской деятельности «Виды работ (услуг), выполняются (оказываются) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [17].