ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




III. Итог занятия

Логопед:Вот звери и проводили детей до деревни. Пора прощаться. Назовите для Поли и Толи слова с их любимыми буквами.
ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М.

Цели: познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление.

Оборудование: заглавные и строчные буквы л - м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске); раздаточные карточки с изображениями букв занятия; пособие «Стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; пособие «Загадочные письма»; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия; альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Развитие зрительного и слухового восприятия (задание 1. с. 15).

Логопед:Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя и раскрасьте картинки.

Есть на свете кот один,

Он учёный господин.

Если грустно станет вдруг -

Вспомни, он хороший друг.

Для него не страшен труд.

Знаешь, как его зовут?

Дифференциация букв «л — м» 45




Дети обводят по точкам изображение кота Леопольда, называют его имя, припоминают, из какого мультипликационного фильма он пришёл.

2. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Логопед:Составьте из частей разрезную картинку и назовите остальных героев занятия.

Леопольду все друзья:

Мама, папа, ты и я,

Но его не любят ... (мыши)

-Вот они бегут по крыше!

Дети составляют картинку с изображением двух мышат, бегущих по крыше.
II. Основная часть занятия

1. Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами.

Логопед:Назовите первую букву в имени кота.
(Л.)

А с какой буквы мы записали бы слово «мышата»? (М.)

Назовите тему занятия. (Буквы л — м.)

2. Сравнение букв занятия (задание 1, с. 13).

Логопед:Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных.

3. Конструирование и реконструирование букв занятия.

Логопед:Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву л, затем «превратите» их в букву м. Выложите из верёвочки рукописную букву л, затем перестройте её в букву м. Для буквы л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м - два элемента.

4.Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 16).

Кто за дверью? Тихо... Слышишь?

Там опять скребутся мыши.

Нужно мышек нам позвать,

Буквы будем мы искать.

Логопед:Найдите все буквы л - м. (Выставляет пособие со стилизованными буквами л - м.)

46 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




5.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 3, с. 16).

Мыши любят пошалить, Нужно их опередить -Леопольда разыскать, О мышах ему сказать. За воротами наш кот. Кто быстрее в них войдет?

Логопед:Прочитайте слова и выложите дорожку из слогов, в которых пишется буква занятия.

Слова:дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох (объяснить значение слова ЛОМОТЬ — большой отломленный кусок хлеба).

Образец записи у детей:дом, Ли, му, лод, ла, лас, му, ло, мок, ли, ми, мох.

6.Дифференциация букв на уровне слова (задание 4. с. 16-17).

Леопольд тебя встречает,

Чашку чая наливает,

Чай отличный - высший сорт,

А к нему огромный торт.

Ах, какая красота!

Именины у кота!

Логопед:Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л - м так, чтобы получились слова.



Дифференциация букв «л м» 47






Образец записи:мелкий, солома, молоко, метла...

7.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда. У оленя дом большой, Он глядит в своё окно. Зайка по полю бежит И ушами шевелит.



  • Тук! Тук! Дверь открой.

  • Там в лесу охотник злой.

  • Зайка, зайка, забегай!

  • Лапку мне давай!

8.Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед:Выберите для каждого слова «свою дорогу» (логопед выставляет на доску картинки, с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия). Если в названии предмета нужно записать букву л - слово пойдёт по первой дорожке, если м - по второй, а если обе буквы - по третьей.

Картинки:лист, жёлуди, молоток, мышка, бегемот, маска, луна, месяц, лиса.

9.Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.

Логопед:Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги.

Леопольд сегодня болен,

Он врачами недоволен:

Принесли ему врачи

Лишь пустые калачи!

Вы исправьте огорченье,

Что же нужно для леченья?

Чем можно вылечить больного Леопольда.

Составьте словосочетания, запишите их и укажите буквы занятия.

48 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




Приблизительный перечень словосочетаний:молоко с мёдом, молоко с маслом, витамины, уколы, горячая грелка, горячий компресс...

III. Итог занятия

Кот здоров, кругом - веселье,

На столе - пирог с вареньем.

Логопед:Назовите для Леопольда слова с буквой л. Назовите слова с буквой м для мышат.
ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Цели: закрепить у детей знания о написании букв л - м; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; устранить у детей кинетические нарушения; развивать умение согласовывать прилагательных с существительными в роде, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, логическое мышление; обучить детей составлению связного последовательного высказывания по опорным словам.

Оборудование: изображение ворот (на доске); предметные картинки с изображением героев занятия: кот Леопольд, мышата; раздаточные карточки-«мышеловки»; пособие «Зазеркалье», буквы л — м (запись на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Припоминание темы прошлого занятия и букв л — м сходных по начертанию {задание 5. с. 17).
Вы ушли и позабыли, Что в прекрасном замке были. Леопольд остался там, Начался вдруг шум и гам.

Дифференциация букв «л — м» 49




Мышки, что пирог не ели,

Отомстить вдруг захотели,

И, конечно, неспроста

Загорелись ворота.

Логопед:Рассмотрите картинки. Выпишите слова с буквой л в левый столбик, а слова с буквой л» — в правый. Выделите буквы л - м.

Тема занятия — буквы л — м. Дети сравнивают буквы по начертанию: количество, качество и расположение элементов букв л — м в пространстве.

II. Основная часть занятия

1.Работа со словами-паронимами (задание 6. с. 18).

Лишь ворота сохранились,

А за ними появилась

Речка быстрая, как быть?

Как же речку переплыть?

Логопед:Пока мышата с Леопольдом строят плот, давайте сравним пары слов по написанию, звучанию и значению.

МОШКА - ЛОЖКА МАМА - ЛАМА

МАК - ЛАК МИЛЯ* - ЛИЛЯ

МОЛОТЬ - ЛОМОТЬ ГНОМ - КЛОП*

Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.

2.Дифференциация букв л - м в словосочетаниях.

Ну, и мыши тут как тут,

Вслед за нами уж бегут,

С рюкзаками за плечами,

Что бы это означало?

В рюкзаках у них... гранаты.

Стойте, дерзкие мышата!

Приготовим мышеловку —

И мышей поймаем ловко!

Логопед:Послушайте словосочетания и впишите в клетки мышеловки только буквы занятия: огромная лепешка, веселая матрешка, смешной Петрушка, ласковая мама, ленивый малыш, кислый лимон, сильный мороз, майский ландыш.

  1. Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии




Логопед читает словосочетания, дети «прячут слова» в мышеловку по образцу, заполняя все клетки мышеловки по строкам слева направо, начиная с верхнего левого угла. Образец: огромная лепёшка — м - л, весёлая матрёшка — л - м ...



Составьте и запишите словосочетания со словами сильный, мышиный, медвежья, король, берлога, лось (задание 7, с. 18).

3. Работа с «перевертышами».

Удалась наша уловка,

Мыши плачут в мышеловке.

Обещают никогда

Не преследовать кота.

Вышли мышки на свободу

Жаль, в ненастную погоду!

Чтобы тучку отогнать,


Нужно слово разгадать.
Логопед:Переверните буквы и отгадайте слово.

(Зазеркалье)
4. Дифференциация букв л-м на уровне предложения (задание 8. с. 18).

Всё не так в стране Зеркальной,

Все наоборот буквально!

Здесь не знаешь, с кем дружить –

В зеркалах печально жить.

Ты расставь всё по местам -

И порядок будет там!

Логопед:Вставьте в слова буквы л — м и прочитайте то, что у вас получилось. Запишите предложения и укажите буквы занятия.



Дифференциация букв «к — н» 51




5. Работа на уровне текста (задание 9. с. 19).

Логопед:Прочитайте слова, составьте и запишите рассказ из 4-5 предложений при помощи этих опорных слов, укажите наличие букв занятия.

Опорные слова:морозы, ребята - каток, мальчики - коньки,

снег - горка, Лида - санки, малыши - скамейка.

Перед записью текста производится его анализ (грамматическое оформление, логика построения, объяснение встречающихся орфограмм и слов с буквами занятия).

Все вы справились сейчас

И составили рассказ.

III. Итог занятия

Что записано? Вопрос...

Видно, буковки вразброс!

Их местами поменяй,

И словечко прочитай!

Запись на доске: М, Е, П, Р, Е, Е, Н, А - перемена. Дети выделяют из слова букву занятия, дают ей характеристику, припоминают букву, сходную по начертанию.
ЗАНЯТИЕ 15