ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
III. Итог занятия
Логопед:Вот звери и проводили детей до деревни. Пора прощаться. Назовите для Поли и Толи слова с их любимыми буквами.
ЗАНЯТИЕ 13
Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М.
Цели: познакомить детей с буквами л - м; научить детей соотносить звук, символ и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях, давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия; уточнить у детей знания об элементах букв занятия; уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания, зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление.
Оборудование: заглавные и строчные буквы л - м рукописного и печатного шрифтов (запись на доске); раздаточные карточки с изображениями букв занятия; пособие «Стилизованные буквы»; точечное изображение кота Леопольда; разрезные картинки с изображением мышат; пособие «Загадочные письма»; картинки с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие зрительного и слухового восприятия (задание 1. с. 15).
Логопед:Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя и раскрасьте картинки.
Есть на свете кот один,
Он учёный господин.
Если грустно станет вдруг -
Вспомни, он хороший друг.
Для него не страшен труд.
Знаешь, как его зовут?
Дифференциация букв «л — м» 45
Дети обводят по точкам изображение кота Леопольда, называют его имя, припоминают, из какого мультипликационного фильма он пришёл.
2. Развитие логического мышления и зрительного восприятия.
Логопед:Составьте из частей разрезную картинку и назовите остальных героев занятия.
Леопольду все друзья:
Мама, папа, ты и я,
Но его не любят ... (мыши)
-Вот они бегут по крыше!
Дети составляют картинку с изображением двух мышат, бегущих по крыше.
II. Основная часть занятия
1. Знакомство с буквами занятия. Соотнесение звуков с символами и буквами.
Логопед:Назовите первую букву в имени кота.
(Л.)
А с какой буквы мы записали бы слово «мышата»? (М.)
Назовите тему занятия. (Буквы л — м.)
2. Сравнение букв занятия (задание 1, с. 13).
Логопед:Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных букв и строчных.
3. Конструирование и реконструирование букв занятия.
Логопед:Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву л, затем «превратите» их в букву м. Выложите из верёвочки рукописную букву л, затем перестройте её в букву м. Для буквы л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы м - два элемента.
4.Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 16).
Кто за дверью? Тихо... Слышишь?
Там опять скребутся мыши.
Нужно мышек нам позвать,
Буквы будем мы искать.
Логопед:Найдите все буквы л - м. (Выставляет пособие со стилизованными буквами л - м.)
46 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
5.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 3, с. 16).
Мыши любят пошалить, Нужно их опередить -Леопольда разыскать, О мышах ему сказать. За воротами наш кот. Кто быстрее в них войдет?
Логопед:Прочитайте слова и выложите дорожку из слогов, в которых пишется буква занятия.
Слова:дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох (объяснить значение слова ЛОМОТЬ — большой отломленный кусок хлеба).
Образец записи у детей:дом, Ли, му, лод, ла, лас, му, ло, мок, ли, ми, мох.
6.Дифференциация букв на уровне слова (задание 4. с. 16-17).
Леопольд тебя встречает,
Чашку чая наливает,
Чай отличный - высший сорт,
А к нему огромный торт.
Ах, какая красота!
Именины у кота!
Логопед:Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л - м так, чтобы получились слова.
Дифференциация букв «л — м» 47
Образец записи:мелкий, солома, молоко, метла...
7.Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда. У оленя дом большой, Он глядит в своё окно. Зайка по полю бежит И ушами шевелит.
-
Тук! Тук! Дверь открой. -
Там в лесу охотник злой. -
Зайка, зайка, забегай! -
Лапку мне давай!
8.Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед:Выберите для каждого слова «свою дорогу» (логопед выставляет на доску картинки, с изображением предметов, в названии которых есть буквы занятия). Если в названии предмета нужно записать букву л - слово пойдёт по первой дорожке, если м - по второй, а если обе буквы - по третьей.
Картинки:лист, жёлуди, молоток, мышка, бегемот, маска, луна, месяц, лиса.
9.Дифференциация букв занятия на уровне словосочетания.
Логопед:Кот Леопольд вчера гулял под дождём и промочил ноги.
Леопольд сегодня болен,
Он врачами недоволен:
Принесли ему врачи
Лишь пустые калачи!
Вы исправьте огорченье,
Что же нужно для леченья?
Чем можно вылечить больного Леопольда.
Составьте словосочетания, запишите их и укажите буквы занятия.
48 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Приблизительный перечень словосочетаний:молоко с мёдом, молоко с маслом, витамины, уколы, горячая грелка, горячий компресс...
III. Итог занятия
Кот здоров, кругом - веселье,
На столе - пирог с вареньем.
Логопед:Назовите для Леопольда слова с буквой л. Назовите слова с буквой м для мышат.
ЗАНЯТИЕ 14
Тема: Дифференциация букв л - м, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели: закрепить у детей знания о написании букв л - м; научить детей дифференцировать буквы занятия в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами; устранить у детей кинетические нарушения; развивать умение согласовывать прилагательных с существительными в роде, фонематическое восприятие, зрительное внимание и память, логическое мышление; обучить детей составлению связного последовательного высказывания по опорным словам.
Оборудование: изображение ворот (на доске); предметные картинки с изображением героев занятия: кот Леопольд, мышата; раздаточные карточки-«мышеловки»; пособие «Зазеркалье», буквы л — м (запись на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Припоминание темы прошлого занятия и букв л — м сходных по начертанию {задание 5. с. 17).
Вы ушли и позабыли, Что в прекрасном замке были. Леопольд остался там, Начался вдруг шум и гам.
Дифференциация букв «л — м» 49
Мышки, что пирог не ели,
Отомстить вдруг захотели,
И, конечно, неспроста
Загорелись ворота.
Логопед:Рассмотрите картинки. Выпишите слова с буквой л в левый столбик, а слова с буквой л» — в правый. Выделите буквы л - м.
Тема занятия — буквы л — м. Дети сравнивают буквы по начертанию: количество, качество и расположение элементов букв л — м в пространстве.
II. Основная часть занятия
1.Работа со словами-паронимами (задание 6. с. 18).
Лишь ворота сохранились,
А за ними появилась
Речка быстрая, как быть?
Как же речку переплыть?
Логопед:Пока мышата с Леопольдом строят плот, давайте сравним пары слов по написанию, звучанию и значению.
МОШКА - ЛОЖКА МАМА - ЛАМА
МАК - ЛАК МИЛЯ* - ЛИЛЯ
МОЛОТЬ - ЛОМОТЬ ГНОМ - КЛОП*
Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
2.Дифференциация букв л - м в словосочетаниях.
Ну, и мыши тут как тут,
Вслед за нами уж бегут,
С рюкзаками за плечами,
Что бы это означало?
В рюкзаках у них... гранаты.
Стойте, дерзкие мышата!
Приготовим мышеловку —
И мышей поймаем ловко!
Логопед:Послушайте словосочетания и впишите в клетки мышеловки только буквы занятия: огромная лепешка, веселая матрешка, смешной Петрушка, ласковая мама, ленивый малыш, кислый лимон, сильный мороз, майский ландыш.
-
Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Логопед читает словосочетания, дети «прячут слова» в мышеловку по образцу, заполняя все клетки мышеловки по строкам слева направо, начиная с верхнего левого угла. Образец: огромная лепёшка — м - л, весёлая матрёшка — л - м ...
Составьте и запишите словосочетания со словами сильный, мышиный, медвежья, король, берлога, лось (задание 7, с. 18).
3. Работа с «перевертышами».
Удалась наша уловка,
Мыши плачут в мышеловке.
Обещают никогда
Не преследовать кота.
Вышли мышки на свободу
Жаль, в ненастную погоду!
Чтобы тучку отогнать,
Нужно слово разгадать.
Логопед:Переверните буквы и отгадайте слово.
(Зазеркалье)
4. Дифференциация букв л-м на уровне предложения (задание 8. с. 18).
Всё не так в стране Зеркальной,
Все наоборот буквально!
Здесь не знаешь, с кем дружить –
В зеркалах печально жить.
Ты расставь всё по местам -
И порядок будет там!
Логопед:Вставьте в слова буквы л — м и прочитайте то, что у вас получилось. Запишите предложения и укажите буквы занятия.
Дифференциация букв «к — н» 51
5. Работа на уровне текста (задание 9. с. 19).
Логопед:Прочитайте слова, составьте и запишите рассказ из 4-5 предложений при помощи этих опорных слов, укажите наличие букв занятия.
Опорные слова:морозы, ребята - каток, мальчики - коньки,
снег - горка, Лида - санки, малыши - скамейка.
Перед записью текста производится его анализ (грамматическое оформление, логика построения, объяснение встречающихся орфограмм и слов с буквами занятия).
Все вы справились сейчас
И составили рассказ.
III. Итог занятия
Что записано? Вопрос...
Видно, буковки вразброс!
Их местами поменяй,
И словечко прочитай!
Запись на доске: М, Е, П, Р, Е, Е, Н, А - перемена. Дети выделяют из слова букву занятия, дают ей характеристику, припоминают букву, сходную по начертанию.
ЗАНЯТИЕ 15