Файл: Тема Проблема метода в науке Общая характеристика философии эпохи Возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Проблема метода в науке
Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения длилась приблизительно с середины XIV в. до середины XVII в. Она получила такое название потому, что в то время возник огромный интерес к античной культуре, включая и философию. Некоторым людям даже казалось, что античность возникла снова, возродилась и что они живут в античном обществе. Но время необратимо, и прошедшее не возвращается. Происходило не возрождение античной культуры, а ее усвоение и использование людьми последующего времени в соответствии с их интересами.
В эпоху Возрождения центром философских изысканий становится человек (антрос) - наступает время антропоцентриама. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природе, а затем религия и ее проблемы. Эстетическое, (что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), доминирует в философии эпохи Возрождения. Мыслителей больше интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежит в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства, знаменовало переход от феодализме к раннему капитализму.
В философии эпохи Возрождения выделяются следующие направления:
-
гуманистическое (14-18 вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л. Валли);
-
неоплатоническое (15-16 вв.) - с позиций идеализма пытались познать явления природы, космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанскнй, Марандола, Парацельс);
-
натурфилософское (16- нам. 17 вв.) — опираясь не научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной, Космосе и основ мироздания (Николай Коперник, Джордано Бруно, Г. Галилей);
-
реформационное (14-17 вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Марти Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);
-
политическое (15-тв вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);
-
утопическо-социалистическое (15-17 вв.) - поиски идеального обществе не основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кемпанелла).
Эпоха Возрождения началась в Италии раньше, чем в других странах Западной Европы. Первым представителем эпохи Возрождения считается, итальянский поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374). Он широко известен своими сонетами-стихами, посвященными его любимой женщине. Петрарка – основоположник западноевропейской лирической поэзии последующего времени, в которой выражены чувства, переживания, впечатления, настроения авторов стихотворений, их внутренний духовный мир. Интерес к человеку, его жизни и мировоззрению характерен и для философии эпохи Возрождения.
В то время существовала тесная связь философии, художественной литературы, искусства и науки. Эпоха Возрождения – время интенсивного развития искусства, создания великолепных художественных произведений. Выдающиеся представители культуры эпохи Возрождения: английский поэт и драматург Уильям Шекспир, итальянский художник, ученый, изобретатель и философ Леонардо да Винчи, итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти, ученые Николай Коперник (Польша), Галилео Галилей (Италия), Иоганн Кеплер (Германия) и другие.
Для характеристики философии того времени необходимо отметить ее основные понятия. Это следующие понятия: человек, природа и разум.Интерес прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения к этим понятиям был прямо или косвенно направлен против религиозного мировоззрения, которое господствовало в средние века. В центре мировоззрения людей средневековья находилось понятие Бога. Их мировоззрение носило теоцентрический характер (от древнегреческого слова «теос» – Бог). А в центре мировоззрения прогрессивных, образованных людей эпохи Возрождения находилось понятие человека. Их мировоззрение носило антропоцентрический характер (от древнегреческого слова «антропос» – человек).
1.Зарождение буржуазных отношений как основа формирования новоевропейской философии.
В истории стран Западной Европы XVII в. ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию. Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями
, причиной которых был глубокий кризис общественно-политических систем. В этих условиях английская буржуазная революция XVII в. стала началом новой эпохи. Она провозгласила принципы нового, буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно-политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.
Предпосылки революции. В XVI--XVII вв. Англия переживает промышленный подъем. Особенность его заключалась в том, что интенсивное развитие хозяйства происходило в аграрной области. Значительная часть земли была сконцентрирована в руках нового дворянства (джентри) и владельцев мануфактур и активно включалась в промышленное производство. Вместе с тем сохранявшийся в земельных отношениях порядок препятствовал этому. Такое положение вызывало недовольство со стороны джентри и городской буржуазии, образовавших тесный союз. Недовольство выражала и часть землевладельцев-аристократов, тяготившихся поборами, связанными с рыцарским держанием. В тяжелом положении находились крестьяне, которые, с одной стороны, испытывали гнет лендлордов, а с другой -- разорялись в связи с развитием капитализма. Недовольство всех слоев населения существующим порядком, а также упорное нежелание короля сообразовывать свою внутреннюю и внешнюю политику с интересами нации стали причинами революции.
Это была одна из первых буржуазных революций в Европе, оказавшая значительное влияние на дальнейшую историю Старого Света. Важной особенностью этой революции была ее религиозная окраска, что обусловлено огромным значением в то время религии. Религиозная мысль являлась важным источником формирования общественного сознания. Поэтому все требования преобразования общества и государства проистекали из требования преобразования церкви. В Англии это усиливалось тем, что церковная организация составляла часть государственного аппарата и король был главой не только государства, но и церкви.
Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX вв. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.
Гуманизм
Особенности гуманистического мировоззрения Несмотря на наличие в гуманизме XV века множества направлений, основу учения поддерживали большинство учёных. Не все были согласны с идеями гражданского гуманизма, лишь часть поддерживала флорентийских неоплатоников, взгляды Валлы или Альберти также разделяли не все гуманисты. Тем не менее гуманизм имел крепкую платформу, основанную на единых для всех принципах гуманизма.
Отличительной чертой гуманизма стала ориентации на человека. В античной философии центром внимания являлась природно-комическая жизнь, в эпоху Средневековья в центре становится религиозная жизнь, решающая проблему спасения. Возрождение в центр ставит светскую жизнь, включающую деятельность человека для достижения счастья в земном существовании. Философия берёт на себя функцию науки, которая обязана направить человека на поиск своего места в жизни.
Философия гуманизма имеет антропоцентрический характер. В центре всего стоит не Бог, но Человек. Бог есть начало всего сущего на земле, человек – это центр всего мира. Соответственно, общество появляется не по воле Божьей, а в результате деятельности людей. Деятельность и мысли человека не имеют границ, он способен на всё. Мировоззрение человека эпохи возрождения носит ярко проявляющийся гуманистический характер. Человек признаётся свободным существом, который является творцом всего окружающего мира и, самое главное, самого себя. Философы Возрождения верили в Бога, они не могли быть атеистами. Но, отдавая Богу роль творца и мира, и человека, они считали, что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, человек самостоятельно определяет свою судьбу, отвоёвывает место под солнцем, несёт ответственность за результат своих действий.
Основные черты гуманизма
Гуманизм стал основой мировоззрения эпохи Возрождения. К основным чертам гуманизма обычно относят следующие признаки:
1. Возвращается интерес к потребностям человека. Философы-гуманисты интересовались внешним обликом и духовным содержанием человека. Они стремились изучить достижения античных классиков.
2. Формируется культ индивидуальности. Важным инструментом воспитания человека признаётся литература.
3. Признаётся исключительная роль поэзии. Поэзия воплощала в себе синтез лучших качеств человека, являла собой пример наиболее полной и удачной формой выражения мыслей и чувств.
4. Происходит изменение философской системы. Гуманисты отрицают философскотеологическую базу средневековых мыслителей, которая опиралась на учение Аристотеля и его сторонников. Они изучают человека с его речью и действиями, с проявлением его характера и результатами деятельности.
5. В центр гуманизма как системы ставится фигура интеллектуала-гуманиста. Он, заявляя о своей индивидуальности и защищая её, старается представить свою идеология, отделив свои взгляды от других философов.
6. Принимается универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты нарушают сословные границы и представляют учение без классовых интересов. Они заявляют об универсальности выдвинутых ими человеческих ценностей, которые имеют значимый вес для всего образованного человечества.
7. Складываются противоречивые отношения с властью. Многие гуманисты опирались на поддержку власть имущих: сеньоров, королей, папских легатов. Неи всегда им удаётся избежать преследований со стороны церкви, поэтому им приходится скрываться, покидать родину или переходить в противоположный лагерь.
Гуманизм и церковь
Гуманисты предложили совершенно иные условия гармоничного развития общества. Они признавали высокую значимость труда, верили в разум человека и его творческий потенциал, доказывали, что мирская жизнь есть источник наслаждения и счастья каждого человека. Богатство и накопительство оправдывалось полезностью для общества. Гуманисты считали, что лучшая трата капиталов – это траты на образование. Пантеистическая философия опровергала учение церкви и формировала целостное мировоззрение, ставшее фактором развития всего общества
Антропоцентризм
Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.
Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.
В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.
Основные принципы антропоцентризма
Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:
-
Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям; -
Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение; -
Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью; -
Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению; -
Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.