Файл: Реферат студента 116 группы Факультета Лечебное дело Пирожкова Р. О. Научный к п. н., доцент Короткова М. Н.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра истории Отечества,

истории медицины,

политологии и социологии

Гладиаторы – их социальный статус и лечение в древнем Риме

Реферат студента 116 группы

Факультета «Лечебное дело»

Пирожкова Р.О.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Короткова М.Н

Пермь 2022

Содержание



Введение

Культура Древнего Рима имела в своем составе одно интересное для публики, и жизненно важное для участников, развлечение – гладиаторские бои. Главная цель гладиатора победить или убить своего соперника, и неважно животное это или человек. Кажется, что подобное кровавое зрелище, не является чем-то большим, чем развлечением. Однако, если посмотреть на такие бои под другим углом, можно разглядеть за ними и плюсы, такие как подготовка людей к войне, посредством адаптации к смерти другого человека и подъем боевого духа. Медицина также имела связь с гладиаторскими боями, и хотелось бы подробнее рассмотреть данную взаимосвязь лечения и сражений на арене

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Цена хорошо обученного гладиатора была баснословной (сотни тысяч сестерциев) и порой составляла целое состояние. Со временем убивать в бою дорогостоящего гладиатора оказалось экономически невыгодно, поэтому правила гладиаторских игр стали такими, чтобы погибал лишь небольшой процент бойцов. Более того, Юлий Цезарь повелел миловать знаменитых гладиаторов, даже если разъяренная толпа требовала их смерти, а Октавиан Август запретил бойцам сражаться до смертельного исхода, и они продолжали выходить на арену и восхищать зрителей. Об этом свидетельствуют и надписи на надгробных плитах. Так, в Сицилии на надгробии известного гладиатора Фламмы высечено: "Фламма, прожил тридцать лет, участвовал в тридцати четырех боях, выиграл двадцать один бой, проиграл в четырех боях и девять боев закончил вничью".

В случае убийства бойца на арене устроитель игр должен был компенсировать ланисте его стоимость.


Победителям гладиаторских игр вручали пальмовые ветви, венки, денежные вознаграждения. Хорошо проявившие себя бойцы удостаивались весьма солидных премий, им дарили дома и подносили ценные дары. Все призовые деньги доставались гладиатору, и ланиста не имел права присваивать их себе. За многократные победы знаменитым гладиаторам даровали деревянную рапиру — "меч свободы" — знак признания его искусства, освобождения от дальнейшей службы и полной свободы. Однако многие из получивших свободу оставались работать на арене в качестве тренеров или судей и порой вновь заключали контракт и выходили на арену в качестве гладиаторов-рудиариев, пользуясь особой славой и почетом.

Римские гладиаторы были истинными кумирами, окруженными толпами фанатов и благородных поклонниц, их покровителем почитали Геркулеса, их приглашали на виллы знатных патрициев на время званых обедов. Более того, они служили в качестве надежных личных телохранителей состоятельных патрициев и даже Папы Римского.

Однако отношение к ним в обществе было неоднозначным. С одной стороны, человек, ставший гладиатором, утрачивал свое гражданское достоинство (каким бы богатым он ни был), ему был закрыт доступ во всадническое и сенаторское сословия, он не мог выступать в суде в качестве защитника или свидетеля и т. п. С другой стороны, гладиаторами восхищались, в них влюблялись знатные дамы, поэты посвящали им свои сочинения, их скульптуры украшали виллы и дворцы. Богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы обломки копья, обагренные кровью убитого гладиатора, что, по поверью, должно было служить делу укрепления брака и рождению храбрых и мужественных сыновей.

ГЛАВА 2. РАНЕНИЯ И ТРАВМЫ

У гладиаторов был свой кодекс чести: с равными себе они сражались до конца и предпочитали смерть бегству. Судьба поверженного гладиатора первоначально зависела от устроителя игр, позднее — от решения публики, а в период Империи — от императора. Проходя мимо императора, гладиаторы приветствовали его словами: "Ave, caesar, morituri te salutant!" (Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!). Побежденный имел право просить милости у зрителей, поднимая палец. В случае отказа они обращали большой палец вниз. Павших и тяжелораненых гладиаторов, не имевших шансов на излечение, выносили через "ворота мертвых", и если смерть еще не наступила, то их лишали жизни, убивая за пределами арены. На кладбище гладиаторов в Йорке было похоронено более 80 человек. У некоторых из них "были отрублены головы, у других — черепа были расколоты ударами молотков"



Нередко гладиаторские игры становились способом публичной казни приговоренных к смерти преступников (растерзание дикими экзотическими животными или неравный бой с профессиональным гладиатором). Для преступников помилования не существовало. Одно из свидетельств тому — скелет, найденный на кладбище гладиаторов в Йорке. Он имел ужасающие повреждения костного скелета: нижних позвонков, нижнего правого ребра и челюсти, нанесенные острыми предметами. Его череп был рассечен в двух местах: один из ударов по черепу срезал часть скальпа, другой смертельный удар в голову был нанесен сзади. Небрежная поза его тела и способ захоронения, отличный от принятых в то время, свидетельствуют о том, что погибший был не гладиатором, а преступником, приговоренным к гибели в неравном бою на арене.

Гладиаторов хоронили иначе. Перед погребением "над погибшими гладиаторами проводили обряды и собирали их кровь, так как она считалась очень ценной. Ее давали пить больным эпилепсией, полагая, что кровь погибших гладиаторов обладает целебными свойствами, способными избавить от этого недуга"

ГЛАВА 3. ВРАЧИ ГЛАДИАТОРОВ

Высокая стоимость гладиатора требовала большой заботы о его здоровье. Раненых и больных в гладиаторских школах всегда было много, и потому "врач был необходим; нужен он был также и для того, чтобы руководить тою гигиеной и диетой, которая введена была в этих школах для укрепления и развития мускулов гладиаторов, — отмечал приват-доцент Московского университета А.А. Стрельцов в своей книге "Врачи у древних римлян". — Более же всего требовали присутствия врача самые спектакли, во время которых могли иметь место очень печальные случаи, когда приходилось подавать немедленную помощь или раненым гладиаторам, или даже кому-либо из публики".

Искусные врачи-хирурги, в большинстве своем греки, служили во всех гладиаторских школах. Они славились умением останавливать кровотечения и производить различные хирургические операции. Об их высоких профессиональных качествах свидетельствуют хирургические инструменты, найденные при раскопках арен гладиаторских боев, а также костные останки

гладиаторов. Так, кости одного из скелетов, обнаруженных в Йорке, сохранили следы ампутации конечности, проведенной хирургическим методом. Возникает вопрос, к какому сословию принадлежали врачи гладиаторов? Ответ дают надписи на надгробных плитах: врачи гладиаторов в своем большинстве были врачами-отпущенниками. Одна из таких надписей сообщает, что врач гладиаторов Евтих был отпущенником одного из Флавиев, а ранее того — рабом Нерона. Другие источники свидетельствуют, что врачами гладиаторов были и свободные граждане.


Здесь необходимо объяснить, что в древней Италии вплотьдо II в. до н.э. обходились без врачевателей-профессионалов. Первые врачи-профессионалы в Древнем Риме были из числа военнопленных, главным образом греков, обращенных в рабство (врачи-рабы). Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры, весьма ощутим, — римские учителя, врачи, музыканты почти без исключения были греками. Со временем каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (лат. servus medicus). Раб лечил своего хозяина, его родственников и друзей. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник (лат. Libertus medicus) был обязан бесплатно лечить своего патрона и его окружение, отдавать ему часть своих доходов, а также сопровождать своего патрона (если он занимался врачеванием) при посещении больных. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторым презрением. Однако нередко врач-отпущенник становился весьма состоятельным, он мог заработать достаточную сумму, чтобы позволить себе иметь собственного раба и даже окончательно выкупить себя из рабства.

Об этом свидетельствует надпись на погребении врача-отпущенника Децимия из Ассизи (Италия): "Публий Децимий, отпущенник Публия, эрот Мерула, врачеватель, хирург, окулист, севир. Он за свое отпущение на свободу дал 50 000 сестерциев. Он за севират в республике дал 2.000 сестерциев. Он дал на сооружение статуй в храме Геракла 30.000 сестерциев. Он дал на мощение общественных дорог 37 000 сестерциев. Он за день до своей смерти оставил имущества на 520.000 сестерциев".

В конце III — начале II века до н.э. в столице Римской Республики стали появляться свободные врачи (в основном греческого происхождения). Первым среди них считается пелопоннесец Архагат (Archagathos).

Выдающийся врач Древнего мира Гален (греч. Galenos, лат. Galenus, 129—204/217 гг. н.э.), грек по происхождению, будучи еще молодым начинающим врачом, по возвращении из Александрии в свой родной город Пергам (ныне Бергама в Турции) был принят на службу в качестве врача гладиаторов, принадлежавших Верховному жрецу города. Врачом гладиаторской школы он не был, но по предписанию жрецов присутствовал на арене во время сражений, подавая помощь раненым гладиаторам. На этой службе Гален достиг ошеломляющих успехов: за 5 лет (157—162) он не смог спасти лишь двух гладиаторов, причем, как сообщает профессор Vivian Nutton, в обоих случаях их раны были получены не на арене (для сравнения: у его предшественника погибли 60 гладиаторов).


Будучи в Александрийском Мусейоне Гален анатомировал овец, свиней, собак, копытных, обезьян и даже слона (христианские традиции его времени уже не позволяли изучать анатомию человека). Но в Пергаме, исцеляя ужасающие ранения гладиаторов, нанесенные холодным оружием, и травмы, полученные в боях с дикими животными, он имел возможность ближе познакомиться с анатомией человека, которую считал фундаментом хирургии. По его мнению, хирург должен был точно знать "строение каждой части, рассматривая факты, открываемые анатомированием на основании собственных наблюдений". Лечение раненых гладиаторов стало важной вехой его анатомических исследований. Более того, он обучал гладиаторов основам анатомии, помогая им понять, какие части человеческого тела наиболее уязвимы в процессе вооруженного единоборства.

В то время в Пергамской школе были и гладиатрисы (женщины-гладиаторы). Одна из них — Беллона из Пергама (псевдоним на арене — Ахилия), дочь одного из организаторов гладиаторских игр, также обучалась анатомии у Галена, который питал к ней большую симпатию. Рабыней-гладиатрисой она стала после отчаянной драки со знатной дамой, в которой одержала непозволительную победу. Левша от рождения, Белона лишь однажды была ранена и проиграла бой; вылечившись, она вернулась на арену и с тех пор не имела ни одного поражения. Жена Марка Аврелия — Фаустина, с восторгом наблюдавшая бой гладиатрис Беллоны

(Ахилии) и Анахиты (Амазонии), даровала свободу победительнице Беллоне, взяла ее в свою свиту в качестве телохранительницы и распорядилась высечь в камне барельеф в память об их поединке. Этот барельеф с именами обеих гладиатрис (Ахилия и Амазония), выгравированными на их доспехах на греческом языке, хранится ныне в Британском музее.

Закат гладиаторских игр начинается в III веке н.э. и связан с развитием христианской морали на фоне экономического и политического кризиса Римской империи. Император Константин, первым принявший христианство, после Никейского собора запретил гладиаторские зрелища как "кровавые языческие игрища". В 404 г. были запрещены и гладиаторские школы. Однако на смену им пришли бои без правил, которые существуют и по сей день.

За 7 веков истории гладиаторских сражений медики, лечившие гладиаторов, внесли существенный вклад в развитие хирургического лечения ранений различной тяжести, травматологии и военной медицины Древнего Рима, способствовали развитию анатомии, гигиены, диететики.