Файл: Сатира на общество. Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия Горе от ума. Жизненный подвиг А. С. Грибоедова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | Раздел 3. Сатира на общество | |||||
ФИО педагога | Дронова Алина Кайдаровна | |||||
Дата | 11.01.23г. | |||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Сатира на общество.Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Жизненный подвиг А.С. Грибоедова. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; | |||||
Цель урока | Все учащиеся смогут: дать развернутый ответ на вопрос. Большинство учащихся смогут: привести пример видов и приемов комического в литературе. Некоторые учащиеся смогут: дать определение терминам “сатира”, “юмор «и показать различие между ними. | |||||
Критерии успеха | Дает полную характеристику персонажам произведения, выявляя отношение к герою произведения других персонажей и объясняя взаимоотношения персонажа с общественным окружением Участвует в обсуждении изучаемого произведения Составляет цитатный план Понимает значение речи персонажей как одну из важнейших характеристик героя | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Организационный этап | Обсуждение эпиграфа к уроку: “Умная и справедливая сатира сплошь и рядом оказывается сильнее, чем закон” (Б. Шоу). Запись новых терминов:
Учащиеся в начале урока рассмотрят картинки и ответят на вопросы: Какие эмоции у вас вызывают картинки? Почему? Всегда ли шутки вам кажутся смешными? Может ли обидеть шутка? Как в литературе называется ироническая шутка? | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | Интерактивное обучение | | ||
Изучение нового материала | Стратегия "Вопрос-ответ" Различаются ли юмор и сатира между собой? Как вы думаете, какое произведение легче написать писателю — юмористическое или сатирическое? Как вы понимаете тему “Сатира на общество”? Какие проблемы поднимает писатель-сатирик? Каким образом в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” воплощается сатирический взгляд на современное общество? Оформить своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты). Работа в группах: Учащимся дается определенная тема, по которой они должны подготовить краткий пересказ в виде несплошного текста (таблицы, схемы и тд.) 1 группа: Жизнь и творчество А. Грибоедова 2. групаа: Личная жизнь писателя. “Корзина идей” Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер». Свободный микрофон» — — Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками — «Впечатление произвел…»; — «Запало в душу…»; — «Был поражен…». | Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер | | ||
Рефлексия | В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию (по желанию): – Я понял, что … – Я узнал, что … – Я научился … | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |
Раздел | Раздел 3. Сатира на общество | |||||
ФИО педагога | Дронова Алина Кайдаровна | |||||
Дата | 11.01.23г. | |||||
Класс 9 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | История создания комедии. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9. 1.6 –Понимание и ответы на вопросы. Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники. | |||||
Цель урока | Учащиеся будут знакомиться с судьбой А.С. Грибоедова, историей создания комедии, определят тему, идею, проблематику комедии. Выполнят тест на знание содержания, повторят специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии. | |||||
Критерии успеха | -дает повторение понятия «комедия классицизма»; - определяет тему, идею, проблематику комедии; - знает биографию А.С. Грибоедова, историю создания комедии; - выполняет тест на знание содержания комедии. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Организационный этап | Организационный момент. Приветствие “ Комплименты” Учащиеся встают в круг и говорят друг другу комплименты I. Мозговой штурм -Какие чувства вызывает у вас эта комедия? Карусель: учащиеся по кругу называют ключевые слова по теме «Сатира на общество» (чинопочитание, крепостничество, аристократическое общество, невежество, лицемерие, нравы, бюрократия, благолепие, власть авторитетов, карьеризм, преклонение перед иностранным, «кумовство», власть женщин). В начале урока учитель дает повторение понятия «комедия классицизма». Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | | Интерактивное обучение | ||
Изучение нового материала | Индивидуальные сообщение учащихся. (Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829). Детство и юность писателя. Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года. 2. Начало литературной деятельности и гражданской карьеры 1815 год – дебют Грибоедова – драматурга (комедия «Молодые супруги»); в конце 1810-х годов – пьесы «Студент», «Притворная неверность»; 1817 год – поступление на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря; 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии 3. 1812-1824 года – работа над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году 4. 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов. Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии. 30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман). Деление на пары. Учащиеся по тексту комедии отвечают на вопросы. Вопросно-ответная беседа (Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения). 1. Как отразился в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? (Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в ней, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, требовалась новизна, в укладе общества необходимо было менять порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желал мириться с отсталостью страны, хотел служить своей родине не требуя чинов и наград.В результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов. Отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Этика, то есть нравственные законы, обязывала героев-декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать активную гражданскую позицию. А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. В комедии повествуется о жизни дворянской Москвы XIX века. Показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны, лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком. Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова. Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни). 2. Год написания комедии? (1822-1824гг) 3. Жанр комедии? («Горе от ума» можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало. Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне). 4. Какова тема комедии? (в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия, лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой). 5. Главная проблема комедии? (Это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий). 6. История создания комедии «Горе от ума». (Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов. Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума». Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. А.С. Пушкин в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском. Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю Булгарину…». Писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году). 7. Что имеет общего история создания пьесы «Горе от ума» с судьбой главного героя комедии? (История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако, как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян. Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена. 8. В чем заключается смысл названия «Горе от ума»? (В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для Фамусовых и Молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения. Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни). Тест к комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»? а. Говорящие фамилии б. Общественный конфликт в. Соблюдение принципа трех единств г. Изображение действительности в формах жизни д. Историзм изображения действительности е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених 2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии «Горе от ума»: а. Свободолюбивый герой и косное общество б. Бытовой в. Семейный 3. Кому в комедии «Горе от ума» принадлежат слова: «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь»? а. Молчалин б. Фамусов в. Скалозуб г. Тугоуховская 4. О ком из героев комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова сказано: Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин ассесора и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство, И будь не я, коптел бы ты в Твери. а. Чацкий б. Молчалин в. Загорецкий 5. Определите, какие слова характерны для Скалозуба? а. «треснулся», «дал маху», «дистанция огромного размера», «фельдфебеля в Вольтеры» б. «ангельчик», «два-с», «простите, ради Бога», «не должно сметь» в. «раболепство», «дым отечества», «рабское, пустое подражанье» 6. Кому в комедии «Горе от ума» принадлежит монолог «А судьи кто»? а. Фамусов б. Скалозуб в. Чацкий г. Софья Правильные ответы: 1. а, в, е 2. а 3. б 4. б 5. а 6. в Ф комментарии одноклассников, вопросы-ответы. | Учащиеся знакомятся с содержанием презентации, исследуют предложенные задания, решают проблемные вопросы, выполняют тренировочные задания, выполняют самопроверку, записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией по выполнению домашнего задания, задают вопросы учителю для коррекции | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер | | ||
Рефлексия | Рефлексия: Я активно/не активно участвовал в процессе урока Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз | Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения). | | |