Файл: Сатира на общество. Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия Горе от ума. Жизненный подвиг А. С. Грибоедова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Раздел

Раздел 3. Сатира на общество

ФИО педагога

Дронова Алина Кайдаровна

Дата

11.01.23г.

Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Сатира на общество.Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Жизненный подвиг А.С. Грибоедова.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.1.1.1 понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм;


Цель урока

Все учащиеся смогут:

дать развернутый ответ на вопрос.

Большинство учащихся смогут:

привести пример видов и приемов комического в литературе.

Некоторые учащиеся смогут:

дать определение терминам “сатира”, “юмор «и показать различие между ними.

Критерии успеха

Дает полную характеристику персонажам произведения, выявляя отношение к герою произведения других персонажей и объясняя взаимоотношения персонажа с общественным окружением

Участвует в обсуждении изучаемого произведения

Составляет цитатный план

Понимает значение речи персонажей как одну из важнейших характеристик героя

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Обсуждение эпиграфа к уроку:

Умная и справедливая сатира сплошь и рядом оказывается сильнее, чем закон” (Б. Шоу).

Запись новых терминов:

  1. Сатира – это использование юмора, остроумия, иронии, преувеличения или насмешек для разоблачения и критики человеческих глупостей или пороков.

  2. Комедия – это спектакль легкого и юмористического характера со счастливым или веселым концом.

Учащиеся в начале урока рассмотрят картинки и ответят на вопросы:

Какие эмоции у вас вызывают картинки? Почему?

Всегда ли шутки вам кажутся смешными?

Может ли обидеть шутка?

Как в литературе называется ироническая шутка?


Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Интерактивное обучение




Изучение нового материала

Стратегия "Вопрос-ответ"

Различаются ли юмор и сатира между собой?

Как вы думаете, какое произведение легче написать пи­сателю — юмористическое или сатирическое?

Как вы понимаете тему “Сатира на общество”? Какие про­блемы поднимает писатель-сатирик?

Каким образом в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” во­площается сатирический взгляд на современное общество?

Оформить своё представление с помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты).
Работа в группах: Учащимся дается определенная тема, по которой они должны подготовить краткий пересказ в виде несплошного текста (таблицы, схемы и тд.)

1 группа: Жизнь и творчество А. Грибоедова

2. групаа: Личная жизнь писателя.

Корзина идей”

Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок кор­зины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».

Свободный микрофон»

— — Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками

«Впечатление произвел…»;

«Запало в душу…»;

«Был поражен…».

Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ



Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер




Рефлексия

В конце урока учащиеся проводят устную рефлексию (по желанию):

Я понял, что …

Я узнал, что …

Я научился …



Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.










Раздел

Раздел 3. Сатира на общество

ФИО педагога

Дронова Алина Кайдаровна

Дата

11.01.23г.

Класс 9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

История создания комедии.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9. 1.6 –Понимание и ответы на вопросы. Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники.

Цель урока

Учащиеся будут знакомиться с судьбой А.С. Грибоедова, историей создания комедии, определят тему, идею, проблематику комедии. Выполнят тест на знание содержания, повторят специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии.

Критерии успеха

-дает повторение понятия «комедия классицизма»;

- определяет тему, идею, проблематику комедии;

- знает биографию А.С. Грибоедова, историю создания комедии;

- выполняет тест на знание содержания комедии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Организационный момент. Приветствие “ Комплименты”

 Учащиеся встают в круг и говорят друг другу комплименты

I. Мозговой штурм

-Какие чувства вызывает у вас эта комедия?

Карусель: учащиеся по кругу называют ключевые слова по теме «Сатира на общество» (чинопочитание, крепостничество, аристократическое общество, невежество, лицемерие, нравы, бюрократия, благолепие, власть авторитетов, карьеризм, преклонение перед иностранным, «кумовство», власть женщин). 
В начале урока учитель дает повторение понятия «комедия классицизма». Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем




Интерактивное обучение

Изучение нового материала

Индивидуальные сообщение учащихся. (Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829). Детство и юность писателя. Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года.

2. Начало литературной деятельности и гражданской карьеры

1815 год – дебют Грибоедова – драматурга (комедия «Молодые супруги»); в конце 1810-х годов – пьесы «Студент», «Притворная неверность»; 1817 год – поступление на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря; 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии

3. 1812-1824 года – работа над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году

4. 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов. Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии. 30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман).
Деление на пары. Учащиеся по тексту комедии отвечают на вопросы.

Вопросно-ответная беседа (Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения).

1. Как отразился в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? (Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в ней, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, требовалась новизна, в укладе общества необходимо было менять порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желал мириться с отсталостью страны, хотел служить своей родине не требуя чинов и наград.В результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов. Отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Этика, то есть нравственные законы, обязывала героев-декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать активную гражданскую позицию. А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. В комедии повествуется о жизни дворянской Москвы XIX века. Показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны, лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком. Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова. Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни).

2. Год написания комедии? (1822-1824гг)

3. Жанр комедии? («Горе от ума» можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало. Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне).

4. Какова тема комедии? (в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия, лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой).

5. Главная проблема комедии? (Это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий).

6. История создания комедии «Горе от ума». (Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов. Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума». Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. А.С. Пушкин в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском. Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю Булгарину…». Писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году).

7. Что имеет общего история создания пьесы «Горе от ума» с судьбой главного героя комедии? (История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако, как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян. Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

8. В чем заключается смысл названия «Горе от ума»? (В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для Фамусовых и Молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни).

Тест к комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

1. Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»?

а. Говорящие фамилии

б. Общественный конфликт

в. Соблюдение принципа трех единств

г. Изображение действительности в формах жизни

д. Историзм изображения действительности

е. Наличие традиционных амплуа: глупый отец, субретка, любовник, жених

2. Охарактеризуйте основной конфликт комедии «Горе от ума»:

а. Свободолюбивый герой и косное общество

б. Бытовой

в. Семейный

3. Кому в комедии «Горе от ума» принадлежат слова: «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь»?

а. Молчалин

б. Фамусов

в. Скалозуб

г. Тугоуховская

4. О ком из героев комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова сказано:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин ассесора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство,

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

а. Чацкий

б. Молчалин

в. Загорецкий

5. Определите, какие слова характерны для Скалозуба?

а. «треснулся», «дал маху», «дистанция огромного размера», «фельдфебеля в Вольтеры»

б. «ангельчик», «два-с», «простите, ради Бога», «не должно сметь»

в. «раболепство», «дым отечества», «рабское, пустое под­ражанье»

6. Кому в комедии «Горе от ума» принадлежит монолог «А судьи кто»?

а. Фамусов

б. Скалозуб

в. Чацкий

г. Софья

Правильные ответы:

1. а, в, е

2. а

3. б

4. б

5. а

6. в

Ф комментарии одноклассников, вопросы-ответы.


Учащиеся знакомятся с содержанием презентации, исследуют предложенные задания, решают проблемные вопросы, выполняют тренировочные задания, выполняют самопроверку, записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией по выполнению домашнего задания, задают вопросы учителю для коррекции


Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер




Рефлексия

Рефлексия:

Я активно/не активно участвовал в процессе урока

Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще

Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз


Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения).