Файл: Задание Раскройте сущность и роль контроля и ревизии в управлении экономикой. Дайте развернутый ответ объемом 1 стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

- банковской системой.

Порядок проведения таможенной ревизии. Соблюдение таможенного режима (СТР).

Проведение таможенной ревизии назначается начальником таможни. Решение принимается в письменной форме, причем перед началом ревизии копия решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

При проведении СТР таможенные органы вправе:

1) требовать предоставления любой документации и информации;

2) осматривать помещения и территории проверяемого лица;

3) проводить инвентаризацию товаров;

4) проводить изъятие товаров или налагать на них арест.

СТР должна проводится в соответствии с законодательством, не может продолжаться более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить еще на 1 месяц.

Проведение СТР допускается только в отношении ЮЛ и ИП. Результаты проведения ревизии оформляются актом по установленной форме. Акт составляется в течении 10 дней после окончания проверки соблюдения СТР. При обнаружении в ходе проверки признаков преступления проведение проверки завершается, при этом акт составляется незамедлительно.

В условиях функционирования организаций при рыночной экономике наиболее приемлем интенсивный путь их развития, сочетающий предприимчивость, практичность с инициативой, дисциплинированностью и ответственностью. При этом особое значение приобретает контроль.

Контроль — это комплексное изучение деятельности организаций и их структурных подразделений, экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной информации и бухгалтерской отчетности, состояния объектов контроля. Контроль охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организаций, в основе которой лежат принципы документального и фактического контроля.

Составной частью контроля является ревизия. Ревизия предполагает изучение документов, в которых отражены хозяйственные, денежные и финансовые операции организаций. В процессе ревизии используется один из методов фактического контроля
 инвентаризация.

Главная цель ревизии - изучение деятельности организаций, позволяющее установить фактическое наличие и сохранность денежных средств, товаров, сырья, готовой продукции, основных средств и других материальных ценностей. В ходе ревизии должна быть установлена достоверность информации, содержащейся в первичных и сводных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильность корреспонденций счетов, отражающих хозяйственные операции. Кроме того, лица, осуществляющие ревизию, должны проверить соответствие хозяйственных операций законодательно установленным нормативным актам.

Одной из задач ревизии и контроля является снижение вероятности ухудшения экономических показателей. Ревизоры обязаны выявлять зарождающиеся отрицательные тенденции, которые могут повлиять на эффективность хозяйственной деятельности организаций.

Следовательно, лица, осуществляющие ревизию, проверяют:

эффективность использования производственных ресурсов;

отклонение от плановых (сметных) норм выработки продукции, работ, услуг;

соблюдение законности и целенаправленности всех совершенных хозяйственных операций;

соблюдение условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, материальных ценностей, основных фондов;

правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;

своевременность и правильность ведения расчетных операций (с поставщиками и покупателями, бюджетом, с подотчетными лицами, заказчиками и субподрядчиками, по оплате труда и социальному страхованию и др.);

законность и правильность действий должностных лиц при выполнении служебных обязанностей;

полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов и повышения эффективности производства;

причины образования непроизводительных расходов и потерь, а также устанавливают виновных в этом должностных лиц;

выполнение указаний по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой, и др.

Задачей ревизии является также оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение их эффективности и возможности предупреждения хозяйственных операций, способствующих появлению злоупотреблений и хищений имущества собственников.



Ревизия должна выявить случаи, когда сверхнормативные потери следует взыскивать с виновных лиц, а также рассмотреть меры, принятые советом директоров (в АО), к возмещению ущерба, нанесенного действиями или бездействием должностных лиц. К таким мерам относятся: предъявление гражданского иска, возбуждение уголовного дела, ходатайство об описи имущества виновных и т. п.

Ревизия назначается в каждом случае письменным распоряжением руководителя организации, его заместителя или постановлением (распоряжением) председателя ревизионной комиссии. В распоряжении указываются наименование ревизуемой организации, фамилии ревизующих, в том числе руководителя ревизии, период и сроки ревизии. Кpoмe распоряжений ревизору дается задание, конкретизирующее содержание, объем и порядок ревизии.

Виды контроля

В научной литературе можно встретить упоминание экономического, административного, технического (технологического, процедурного), финансового контроля и контроля ревизионного.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.

Хозяйственный контроль - система наблюдения и проверки хо­зяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномо­ченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внут­рипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.

Все указанные в определениях предметы контроля — отдельные аспекты деятельности субъекта хозяйствования. В том случае, если характеризующая их информация поддается денежной оценке, она является предметом финансового контроля.

В широком смысле под финансовым контролем понимается на­блюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль можно сравнить с лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, заканчивая получением финансовых результатов этой деятельности


Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показателей с применением определенных форм, методов и разновидностей ее организации. Под финансовыми потоками объекта следует понимать оцененное в денежном выражении движение любых элементов его имущества или объектов имущественных прав и соответственно любых источников их формирования (финансирования). Данное определение дает общее представление о сущности финансового контроля и требует уточнения основных элементов применительно к каждому из его видов.

По организационным формам ревизионный контроль в Российской Федерации подразделяется следующим образом:

вневедомственный;

внутриведомственный;

внутрихозяйственный.

Вневедомственный контроль осуществляют государственные органы управления и органы специализированного контроля: Государственная налоговая служба, Счетная палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление МФ РФ и др.

Внутриведомственный контроль осуществляется министерствами, главными управлениями и другими объединениями по отношению к подведомственным им организациям, в потребительской кооперации контрольно-ревизионными управлениями Центросоюза, областных, краевых и республиканских союзов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется за производственной и хозяйственной деятельностью организаций администрацией и функциональными отделами управления, а также за финансовой, производственной, хозяйственной деятельностью потребительских обществ, союзов и их предприятий.

По времени осуществления внутрихозяйственный контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.


Предварительный контроль осуществляется с целью недопущения незаконных действий, непроизводительных расходов материальных, трудовых, денежных ресурсов. Производится до начала совершения хозяйственных операций в процессе планирования.

Текущий (оперативный) контроль  систематическое наблюдение за совершением хозяйственной деятельности организациями. Основная задача этого контроля своевременное выявление отклонений фактических показателей деятельности от плановых (сметных, нормативных) с целью принятия мер по устранению отрицательных факторов в работе и закреплению положительного опыта.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций. Его задача проверить законность совершенных хозяйственных операций, вскрыть недостатки в работе, нарушения и злоупотребления, принять меры по их ликвидации и наметить меры по улучшению эффективной деятельности организации и системы внутреннего контроля.

Путем четкого сочетания всех видов контроля  последующего, предварительного и текущего достигается наиболее высокая эффективность хозяйственного контроля.

По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом) по данным первичных документов, учетных записей и отчетности, в которых она получила отражение.

Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и осуществляется путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа для установления фактического остатка имущественных и материальных ценностей в натуральном измерителе или фактического состояния других объектов проверки.

Объектами фактического контроля являются:

наличные деньги в кассе;

наличие основных средств;

товарно-материальные ценности;

 незавершенное производство.

Хозяйственный контроль осуществляется в форме экономического анализа, тематической проверки, документальной ревизии.

Экономический анализ