Файл: Модернизация подвески ац для низких климатических условий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поток циркулирующей жидкости направлен перпендикулярно потоку всасывания. Это уменьшает живое сечение всасываемого потока на 25…30%, что увеличивает внутренние потери и снижает КПД насоса. Уменьшается Q и Н также при перекрытии проточных каналов насоса твердыми телами (камни, щепки и т.д.).
Для частоты вращения n об/мин рабочего колеса насоса близкой к номинальной изменение Н и Q описываются уравнениями
Н = 25,28 + 2,88·10-2 n – 12,12b – 1,36·10-2w, м ;
Q = 5,15 + 1,31·10-2 n – 2,56b – 0,318·10-2w, л/с }. (13.2)
где: b – зазор в уплотнении; w – уменьшение площади проточных каналов, мм2.
Площадь перекрытия каналов w = 400 мм2 (около 25% общего сечения) соответствует поперечному сечению двух камушков d = 15 мм.
Изменение Q и Н существенным образом изменяют характеристики
H = f(Q), как показано на рис.13.9. Допустимая величина уменьшения Н не должна превышать ΔН = 15%. Вот поэтому необходимо контролировать работоспособность насоса. Особенно велико это влияние при больших величинах подач Q. При малых подачах уменьшается КПД вследствие повышения сопротивления движению жидкости.
Причинами увеличенного расхода топлива могут быть износы деталей топливоподающей аппаратуры дизелей и карбюраторов бензиновых двигателей и их систем зажигания.
Изнашивание деталей ходовой части и приводов управления может ухудшать устойчивость и управляемость ПА.
Гидравлические системы могут оказывать большое влияние на техническое состояние ПА. Так, на автолестницах постепенно увеличивается время выдвигания колен лестницы и их поворота. Это обусловлено как перетеканием масла в узлах системы, так и загрязнением фильтров гидросистем.
Предельное давление перед фильтром равно 0,1 МПа. В эксплуатации оно не должно превышать 0,35 МПа. Увеличивается также давление срабатывания предохранительного клапана с 10 до 12 МПа. Установлены также нормативы на производительность гидронасоса. При увеличении времени выдвигания лестницы или поворота причины должны выяснять специалисты из ПЧ(О)ТС.
Причинами износа деталей насоса являются загрязнение масла и, попадающая в него, вода. Частой неисправностью является нарушение герметичности гидросистем. Вследствие этого уменьшается количество масла в системе и попадание в нее воздуха. Наличие воздуха в системе ухудшает плавность хода механизмов. Поэтому при обслуживании АЛ необходимо тщательно проверять герметичность систем, устранять появляющиеся течи масла.
Устранить изнашивание деталей механизмов невозможно. Однако его можно замедлить рациональным использованием режимов их работы и своевременного обслуживания. Поэтому становится важным умение определять техническое состояние механизмов и ПА в целом.
Методы оценки надежности и качества ПА
Надежность ПМ, их механизмов и систем тесно связана с их качеством. В теории надежности машины, механизмы и их элементы называют изделиями.
Понятие качества включает соответствие изделий условиям их эксплуатации, приспособленность их к эффективному использованию, к возможностям человека. Перечисленные требования – необходимые условия создания качественных изделий. Однако они недостаточны. Низкая надежность изделий в эксплуатации обесценивает их, какими бы другими высокими показателями они не обладали. Поэтому надежность – важнейшая составная качества.
Надежность изделий оценивается на всех этапах их создания и применения. Ошибки проектирования, недостатки изготовления и упущения в эксплуатации сказываются на их надежности. Поэтому появление теории надежности – это следствие проблемы: как сохранить основные параметры технических характеристик изделий в допустимых пределах на протяжении заданного срока службы.
Существует два основных подхода к оценке надежности изделий: функциональный и вероятностно-статистический.
При первом подходе о надежности машины служат по одному или нескольким параметрам или показателям, определяющим его техническое состояние. Выход параметра (показателя) за допустимые пределы означает недопустимое падение надежности. Этот подход позволяет давать заключение о надежности конкретного образца изделия, используя безразборную диагностику машин.
При вероятностно-статистическом подходе оценивается надежность не конкретного образца, а данной модели (марки) изделия.
Надежность и ее оценка. Надежность – это свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. При этом должны соблюдаться два условия. Во-первых, изделие должно использоваться только в заданных условиях и режимах работы. Во-вторых, изделие должно обслуживаться в полном объеме и с рекомендованной периодичностью.
Надежность – сложное свойство, слагающееся из более простых: безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.
Безотказность. Изделие, выполняющее свои функции с установленными параметрами, работоспособно. Нарушение работоспособности называют отказом.
Причинами отказов являются случайные или закономерные изменения в изделиях. Например, повреждение пожарного напорного рукава на пожаре подающим элементом конструкции – явление случайное. При этом рукав станет неработоспособным, наступит внезапный отказ. Такие отказы в оценке надежности не учитываются.
Все отказы, появляющиеся вследствие закономерных изменений называются постепенными. Они и приводят к постепенному изменению технического состояния изделия. Отказы могут проявляться и внезапно (рис.13.12). Так, непрерывное изнашивание деталей уплотнения вала пожарного насоса приведет к тому, что невозможно будет забрать воду из постороннего источника.
Причинами отказов могут быть недостатки конструкций изделий, дефекты производства. Отказы могут появляться вследствие несоблюдения режимов использования изделий. На АЦ около 60…70% отказов приходится на специальные агрегаты (вакуумные системы, насосные установки).
Свойство изделий сохранять работоспособность называют безотказностью.
Кроме безотказности, оценивается ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность.
Ремонтопригодность – свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем проведения ремонтов или технического обслуживания. Оценивается она средним временем восстановления работоспособности изделия.
где: m – количество восстанавливаемых изделий; ti – продолжительность восстановления.
Сохраняемость. Свойство изделия сохранять работоспособное состояние в течение и после хранения. Оценивается по Т0 и Тв.
Долговечность. Это свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и Р. Для ее оценки устанавливается срок службы в годах и g % ресурс до капитального ремонта. Например, при g + 80 не менее 90% всех изделий должны быть работоспособными до капитального ремонта.
Комплексные показатели надежности. Сопоставляя Т0 и Тв, трудно однозначно оценивать надежность, поэтому введены комплексные показатели:
Коэффициент готовности
где: tсум – суммарная наработка всех объектов; tрем = суммарное время простоев в ремонте; tобс – суммарное время обслуживания; Ког – коэффициент оперативной готовности
Ког = Кг· Р(t). (13.8)
Ставится требование, чтобы в течение средней продолжительности тушения пожара, принятой 2 часам, не было отказов. Это оценивается коэффициентом оперативной готовности
Ког = Кг · Р(t) ≥ 0,96 , (13.9)
т.е. не менее 96% всех ПА при тушении пожаров не должны иметь отказов.
Управление надежностью. Надежность объектов закладывается при проектировании, обеспечивается при изготовлении и поддерживается в эксплуатации.
При проектировании пожарной техники обеспечение требуемого уровня надежности обеспечивается: рациональной схемой устройств или механизмов, использованием стандартных деталей. Кроме того, предусматривается ограничение режимов использования, введение в конструкцию ограничительных устройств и т.д.
В обсуждении эскизных и рабочих проектов принимают участие специалисты ПО. Они проверяют выполнение требований технических условий в проектах.
В производстве ПА контроль осуществляет военная приемка из представителей ГУ ГПС. Под их руководством производятся заводские испытания выпускаемых машин.
Приемосдаточным, периодическим испытаниям и испытаниям установочной серии подвергается продукция, выпускаемая серийно.
Оценка надежности и ее поддержание осуществляется в эксплуатации. На основании обобщения надежности, проводимой исследователями разрабатывается комплекс мероприятий, перечисленных в правой части рис.13.14. Разработка этих мероприятий – основа управления надежностью.
Оценка качества изделий. Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Для оценки качества ПТ приняты три уровня: нулевой, первый и второй. Поэтому оцениваются комплексные показатели, групповые g и единичные.
Периодичность ТО может определяться по, так называемым, стержневым операциям. В соответствии с этим методом периодичность ТО приурочивается к оптимальной периодичности наиболее важных (стержневых) операций. Такими операциями могут быть операции, обусловливающие безопасность движения, операции, характеризующиеся большой трудоемкостью работ, требующих специального оборудования и др. Периодичность проведения таких операций принимается за основу и к ним группируют операции ТО других механизмов.
Используется также технико-экономический метод. Удельная стоимость обслуживания С р/км тем меньше, чем больше пробег Ткм (кривая 1). Однако при этом возрастает удельная стоимость ремонта (кривая 2). Периодичность обслуживания определяется по минимальному значению суммы Сто и Ср (кривая 3).
Особенности системы ТО и Р в ГПС. Она обеспечивает и поддерживает техническую готовность ПА. Все работы по ТО можно разделить на регламентные и плановые (схема на рис.13.16). К регламентным работам относятся: ежедневное ТО (ЕТО), обслуживание на пожаре ТОп, после пожара ТОпп, обслуживание после первого пробега 1000 км и через 10 дней (аккумуляторные батареи). К плановым относятся технические обслуживания ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание ТОс. При этом обслуживание, обозначенное А, проводят в пожарных частях, а Б – в подразделениях технической службы.
Трудоемкость tчел.-ч и величина периодичности обслуживания Ткм определяют собою режимы ТО.
ЕТО – производится при смене караула водителем пожарными под руководством начальника караула. Обслуживание включает проверку заправки всех систем, наличие ПТВ и его исправность, проверяется работа двигателя на холостом ходу, система всасывания пожарного насоса. Для различных ПА работа двигателя на холостом ходу находится в пределах 3…10 мин.
Трудоемкость обслуживания составляет от 70 до 75 чел.-мин.
ТОп – на пожаре не нормируется. Оно включает контроль работы двигателя и насоса. По окончании тушения пожара промывают водой водопенные коммуникации и ПН водой, если пожар тушили пеной, заполняют цистерну водой. Периодически подают смазку в сальниковый стакан насоса. При следовании в часть проверяют работу приводов управления, тормозов.
ТОпп –после тушения пожара по возвращении в пожарную часть. После тушения пожара должна быть восстановлена боевая готовность ПА. Емкости машин заполняются ГСМ и ОВ, заменяются пожарные рукава, выполняются все работы ЕТО.
Трудоемкость работ установлена экспериментально и составляет в среднем 110 чел.-мин. При полном составе боевого расчета равном 6 чел. продолжительность обслуживания не боле 20…25 мин. Ответственность за выполнение работ возложена на начальника караула.
ТО-1 проводится в пожарных частях. При его проведении выполняются все работы ЕТО и дополнительные работы, регламентированные для каждого типа ПА в «Наставлении по технической службе в ГПС МВД России».
ТО-1 проводится после общего пробега ПА, равного 1500 км (для специальных ПА после 1000 км), но не реже одного раза в месяц.
Для проведения ТО-1 ПА выводят из боевого расчета на 1-2 дня.
При ТО-1 может выявиться необходимость ремонта агрегатов. Такой текущий ремонт называют сопутствующим. Он проводится методом замены неисправного агрегата новым. Его объем не должен превышать 20% объема ТО-1.
Техническое обслуживание ПА производят в зоне обслуживания V гаража пожарной части (рис.13.19). Она включает пост мойки I, пост ТО II, мастерскую поста III, кладовую при мастерской IV. На посту в мастерской находится комплект приборов и средств для диагностических работ. Кроме того, имеется комплект различного оборудования и пособий, номенклатура которого и размещение показано на рис.13.19.
ТО-2 проводится после общего пробега ПА, равного 7000 км (для специальных ПА – 5000 км), но не реже одного раза в год. Постановка ПА на ТО-2 планируется. Обслуживание производится специалистами технических подразделений с участием водителей ПА. Трудоемкость обслуживания АЦ находится в пределах 55…75 чел.-ч. При этом на обслуживание шасси приходится 10-15% общей трудоемкости.