Файл: Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся по специальностям лечебное дело ипедиатрия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
76
VI. План дополнительных методов исследования
Лабораторные, инструментальные, экспериментально- психологические исследования.
VII. Дневники
Акцент делается на кратком описании психопатологической картины изменений состояния больного. Из соматических данных отметить АД, температуру тела, пульс. На полях следует перечис- лить получаемое в конкретный день лечение.
VIII. Клинический диагноз с его обоснованием
Здесь куратор должен показать умение клинически мыслить.
Вначале необходимо обосновать диагноз синдромологический (на основании анализа психического состояния и данных анамнеза бо- лезни, предшествовавших периоду госпитализации). Затем дать оценку всей истории болезни и течения заболевания и вывести пред- положительный клинический диагноз на основании симптомов, ха- рактерных для той или иной болезни.
IX. Дифференциальный диагноз
В дифференциальном диагнозе следует использовать лишь симптоматику конкретного больного. Дифференциация проводится с двумя другими заболеваниями со сходной симптоматикой по веду- щему клиническому синдрому с непременным учетом их основных признаков.
X. План лечения
Лечение необходимо назначать с учетом структуры синдро- ма, нозологической принадлежности, этапа и течения болезни, воз- раста, особенностей личности больного, характера его реактивности.
Следует написать рецепты назначенных препаратов, обосновать их применение, описав механизм действия и цель назначения.
XI. Прогноз
В отношении жизни, выздоровления, трудоспособности.
77
XII. Социально-профилактические мероприятия и реко-
мендации
Социально-профилактические мероприятия и рекомендации должны быть конкретными, касаться только курируемого больного.
Необходимо решить следующие вопросы:
1) трудоспособность и трудовые рекомендации (может ли боль- ной продолжать работу по специальности или ее следует изменить);
2) судебно-психиатрическая экспертиза;
3) военно-психиатрическая экспертиза;
4) возможность продолжения учебы;
5) характер режима (ограничения, необходимые в режиме труда, питания, употребления алкоголя, курения и т. д.);
6) необходимость поддерживающей терапии.
XIII. Рекомендуемая литература
78
1 2 3 4
Часть III
Общая психопатология,
частная психиатрия
и медицинская психология
Занятие 1
Введение в психиатрию. Организация психиатрической
помощи в Российской Федерации. Методы исследования
психически больных. Экспертиза психически больных
Цель занятия: изучить организационную структуру психи- атрической помощи. Рассмотреть методы исследования, применяе- мые в психиатрии. Изучить особенности проведения трудовой, воен- ной и судебной экспертизы психически больных.
Задачи занятия
Знать: что представляет собой дисциплина «Психиатрия», ка- кова ее история, разделы, базовые классификации; организационную структуру психиатрической помощи; методы исследования, приме- няемые в психиатрии; особенности проведения трудовой, военной и судебной экспертизы психически больных.
Уметь: пользоваться приказами, медицинской документаци- ей, принятой в сфере психиатрии; применять методы исследования, применяемые в психиатрии; ориентироваться в вопросах трудовой, военной и судебной экспертизы психически больных.
Владеть: навыками составления медицинской документации, принятой в психиатрии, навыками назначения и использования ос- новных и дополнительных методов исследования в психиатрии.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Принципы организации психиатрической службы в России.
Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
3. Организация внебольничной психиатрической помощи.
4. Организация больничной психиатрической помощи.
5. Особенности проявления и течения психических заболева- ний.
79 6. Методы исследования, применяемые в психиатрии.
7. Трудовая, судебная и военная экспертиза психически боль- ных.
8. Разбор больного.
9. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Психические заболевания. Понятие. Причины.
2. Психотические и непсихотические психические расстройства.
Принципы разграничения.
3. Предмет и задачи психиатрии. Роль и место психиатрии в ме- дицине.
4. Психиатрия и общество. Влияние социальных факторов на психическое здоровье.
5. Социальная значимость психических заболеваний. Распро- страненность психических заболеваний.
6. Принципы организации психиатрической помощи.
7. Какие учреждения оказывают лечебную и социальную по- мощь психически больным?
8. Структура психоневрологического диспансера. Обязанности и задачи участкового психиатра.
9. Структура психиатрической больницы.
10. Показания к госпитализации. Порядок освидетельствования лиц, госпитализированных в недобровольном порядке.
11. Роль врача общемедицинской сети в лечении и профилактике психических заболеваний.
12. Тактика врача общей практики в отношении больных с пси- хическими расстройствами.
13. Основные и дополнительные методы исследования в психиатрии.
14. Особенности проведения клинической беседы.
15. Критерии установления группы инвалидности по психическому заболеванию.
16. Медицинский и юридический критерии вменяемости.
80
Занятие 2
Расстройства восприятия и памяти
Цель занятия: изучить симптомы нарушения восприятия, их особенности при различных психических заболеваниях. Рассмотреть симптомы нарушения памяти. Изучить методы выявления рас- стройств восприятия и памяти.
Задачи занятия
Знать: симптомы нарушения восприятия, их особенности при различных психических заболеваниях, симптомы нарушения памяти.
Уметь: пользоваться методами выявления расстройств вос- приятия и памяти.
Владеть: навыками распознавания симптомов нарушения восприятия, памяти, использования этих знаний при проведении диа- гностики психических заболеваний.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Определение понятия «восприятие».
3. Ощущения и их расстройства (гиперестезия, гипестезия, ане- стезия, парестезия, сенестопатии, синестезии).
4. Иллюзии и их классификация (по органам чувств и по механизму образования).
5. Галлюцинации и их классификация (истинные и псевдогал- люцинации, по ведущему анализатору, условиям возникно- вения, степени сложности). Галлюциноз.
6. Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстрой- ства). Нарушения «схемы тела». Метаморфопсии.
7. Особенности нарушения восприятия при различных психиче- ских заболеваниях, их диагностическое значение.
8. Возрастные особенности расстройств восприятия у детей и подростков.
9. Методы выявления расстройств восприятия.
10. Определение понятия «память». Виды и типы памяти.
11. Количественные расстройства памяти. Генерализованные и ограниченные амнезии.
12. Качественные расстройства памяти (парамнезии).
13. Пароксизмальные расстройства памяти.
14. Методы выявления расстройств памяти.
81 15. Сравнительно-возрастные особенности расстройств памяти.
16. Микрокурация и разбор больного.
17. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Иллюзии и галлюцинации, классификация и клиническая ха- рактеристика.
2. Клиническая характеристика функциональных и рефлектор- ных галлюцинаций.
3. Дифференциальные критерии истинных и псевдогаллюцина- ций.
4. Объективные признаки расстройств восприятия.
5. Отличия психосенсорных расстройств от иллюзий и галлю- цинаций.
6. Нарушения памяти, их клиническая характеристика.
7. Основные виды парамнезий, их характеристика.
8. Проявления прогрессирующей и фиксационной амнезий.
9. Корсаковский синдром, его нозологическая оценка.
10. Виды ограниченных амнезий.
11. Особенности расстройств восприятия у детей и подростков.
Занятие 3
Расстройства мышления. Патология эмоций и воли
Цель занятия: изучить симптомы нарушений мышления и их диагностическое значение. Рассмотреть клинические проявления расстройств эмоционально-волевой сферы. Изучить методы выявле- ния расстройств мышления, эмоций и воли.
Задачи занятия
Знать: симптомы нарушения мышления, их особенности при различных психических заболеваниях, клинические проявления рас- стройств эмоционально-волевой сферы, проявления расстройств мышления, эмоций и воли.
Уметь: пользоваться методами выявления расстройств мыш- ления, эмоций и воли.
82
Владеть: навыками распознавания симптомов нарушения мышления, эмоционально-волевой деятельности, использования этих знаний при проведении диагностики психических заболеваний.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Определение понятия «мышление». Этапы мыслительного процесса. Виды мышления (наглядно-действенное, конкрет- но-образное, абстрактно-логическое).
3. Нарушения темпа ассоциативного процесса (замедление, ускорение, ментизм).
4. Нарушения стройности мышления (бессвязность, разорван- ность, закупорка, вербигерация, персеверация, тугоподвиж- ность).
5. Нарушения целенаправленности мышления (патологическая обстоятельность, резонерство, формализм, неологизмы, «со- скальзование», аутистическое, паралогическое, амбивалент- ное мышление).
6. Патологическая продукция мышления: сверхценные, навяз- чивые, бредовые идеи, бредоподобные фантазии.
7. Особенности формирования бредовых идей (первичный бред, вторичный бред, индуцированный бред).
8. Основные бредовые синдромы (паранойяльный, параноид- ный, парафренный), синдром психического автоматизма
Кандинского – Клерамбо – особый вид параноидного син- дрома.
9. Навязчивые состояния (отвлеченные – бесплодное мудрство- вание, навязчивый счет, воспоминания, действия; образные – фобии, навязчивые сомнения, влечения, воспоминания, овла- девающие представления, контрастные навязчивости, ритуа- лы).
10. Методы выявления и диагностическое значение расстройств мышления у детей и подростков.
11. Определение понятия эмоций как психической функции. Ви- ды эмоций. Понятие термина «настроение». Физиологиче- ский и патологический аффект.
12. Клинические проявления расстройств эмоциональной сферы
(гипотимия, гипертимия, эйфория, мория, болезненное пси- хическое бесчувствие, тревога, тоска, страх, эмоциональная
83
лабильность, слабодушие, дисфория, эксплозивность, апатия, монотонность, застревание, огрубение, амбивалентность, не- адекватность, парадоксальность).
13. Основные синдромы эмоциональных расстройств (депрес- сивный синдром, маниакальный синдром).
14. Объективные признаки нарушения эмоциональной сферы.
15. Диагностическое значение аффективных расстройств при различных психических заболеваниях.
16. Определение понятия «воля». Симптомы волевых нарушений
(абулия, гипобулия, гипербулия, парабулия).
17. Нарушения влечений (извращение инстинктивных влечений, импульсивные влечения, импульсивные действия).
18. Клинические проявления апато-абулического синдрома, его диагностическое значение, особенности расстройств волевой деятельности у детей и подростков.
19. Микрокурация и разбор больного.
20. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Классификация нарушений мышления, клиническая характе- ристика.
2. Определение бреда и классификация бредовых идей по содержанию.
3. Объективные признаки наличия бредовых расстройств у пациента.
4. Проявления идеаторного, сенсорного и моторного автома- тизма при синдроме Кандинского – Клерамбо.
5. Нарушения влечений, основные клинические варианты.
6. Навязчивые состояния, клинические формы и их особенности при различных заболеваниях.
7. Расстройства эмоциональной сферы, их клиника и нозологи- ческая принадлежность.
8. Клинические варианты депрессивного синдрома.
9. Клинические особенности эндогенных депрессий.
10. Клинические проявления соматизированных (маскирован- ных) депрессий. Тактика врача-интерниста.
11. При каких нозологических формах психической патологии депрессивный синдром является ведущим?
12. Суицидальные тенденции при депрессивных состояниях.
84 13. Современные тенденции депрессивных расстройств.
14. Клинические проявления маниакальньного синдрома. Формы мании.
15. Дифференциальные признаки астенического и апато- абулического синдромов.
16. Особенности клинических проявлений депрессии у детей и подростков.
17. Основные методы исследования эмоционально-волевой сфе- ры пациента.
Занятие 4
Патология интеллекта. Олигофрении
Цель занятия: изучить симптомы нарушения интеллекту- альной деятельности. Рассмотреть клинические проявления врож- денной и приобретенной интеллектуальной недостаточности. Изу- чить методы выявления патологии интеллекта.
Задачи занятия
Знать: симптомы нарушения интеллектуальной деятельности, клинические проявления врожденной и приобретенной ин- теллектуальной недостаточности.
Уметь: распознавать симптомы нарушения интеллектуальной деятельности.
Владеть: методами выявления патологии интеллекта.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Определение понятия «интеллект», его основные компонен- ты.
3. Классификация интеллектуальных расстройств.
4. Методы исследования уровня интеллекта.
5. Олигофрения как недоразвитие интеллекта. Клиническая ха- рактеристика, динамика.
6. Деменция как обратное развитие интеллекта. Клиническая характеристика деменций.
7. Понятие
«шизофреническое слабоумие», его отличия от деменции при органических заболеваниях.
85 8. Микрокурация и разбор больного.
9. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Определение понятия «деменция». Основные формы демен- ций.
2. Определение понятия «олигофрения». Степени олигофрении.
3. Олигофрении и деменции. Основные клинические проявле- ния, разграничение.
4. Особенности «шизофренического слабоумия».
5. Особенности «эпилептического слабоумия».
6. Социальное положение и возможности адаптации лиц с недоразвитием интеллекта.
7. Объективные признаки нарушений интеллектуальной дея- тельности.
Занятие 5
Патология сознания. Синдромы психических расстройств
Цель занятия: продолжить изучение основных синдромов психических расстройств, не вошедших в тематику занятий № 2-4.
Рассмотреть синдромы нарушенного сознания, их клинические про- явления и динамику. Изучить методы выявления патологии созна- ния.
Задачи занятия
Знать: синдромы нарушенного сознания, их клинические проявления и динамику, основные синдромы психических рас- стройств.
Уметь: распознавать синдромы нарушенного сознания, ос- новные синдромы психических расстройств.
Владеть: методами выявления патологии сознания.
План занятия
1. Входной контроль.