Файл: Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся по специальностям лечебное дело ипедиатрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86 2. Понятие «синдром» (симптомокомплекс) в психиатрии. По- зитивные и негативные психические расстройства. Основные психопатологические синдромы.
3. Астенический синдром, клинические проявления, варианты.
4. Обсессивный синдром (синдром навязчивых состояний), кли- нические проявления, его нозологическая принадлежность.
5. Истерический синдром (истерия), клинические проявления.
Лечение и профилактика.
6. Синдром Котара, клинические проявления, нозологическая принадлежность.
7. Галлюциноз (вербальный, зрительный, тактильный, обоня- тельный), клинические проявления, нозологическая принад- лежность.
8. Синдром Капгра (иллюзия ложного узнавания или неузнава- ния), клинические проявления, нозологическая принадлеж- ность.
9. Ступор, клинические проявления, основные формы, нозоло- гическая принадлежность.
10. Психомоторное возбуждение. Формы. Клинические проявле- ния, диагностическое значение.
11. Кататонический синдром, клинические проявления, нозоло- гическая принадлежность.
12. Гебефренический синдром, клинические проявления, нозоло- гическая принадлежность.
13. Определение понятия «сознание». Общие признаки синдро- мов расстройства сознания (критерии К. Ясперса).
14. Оглушение. Степени тяжести выключения сознания (обнуби- ляция, сомнолентность, сопор, кома). Клинические проявле- ния, диагностическое значение.
15. Синдромы помрачнения сознания: делирий, сумеречное по- мрачение сознания (психотическая форма, амбулаторные ав- томатизмы, фуги, трансы, сомнамбулизм, патологическое опьянение), аменция, онейроид. Клинические проявления, диагностическое значение.
16. Особенности основных психопатологических синдромов и синдромов нарушенного сознания у детей и подростков.
17. Микрокурация и разбор больного.
18. Подведение итогов занятия.

87
Контрольные вопросы
1. Синдромы, характерные для группы экзогенных и экзогенно- органических заболеваний.
2. Синдромы, характерные для группы эндогенных заболева- ний.
3. Купирование психомоторного возбуждения.
4. Основные симптомы кататонии.
5. Понятие люцидной и онейроидной кататонии.
6. Основные формы ступора.
7. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного.
8. Основные клинические признаки расстройств сознания.
9. Клинические проявления тяжелых форм делирия (професси- ональный и мусситирующий).
10. Характеристика различных форм и степеней выключения со- знания.
11. Аментивный синдром, его клиническое значение.
12. Сумеречное расстройство сознания. Основные клинические варианты.
13. Клиническая характеристика онейроидного синдрома.
Занятие 6
Шизофрения, особенности детского возраста.
Активные методы терапии психически больных.
Аффективные психозы.
Маниакально-депрессивный психоз (МДП)
Цель занятия: изучить клинические проявления и диагно- стические критерии шизофрении; принципы и методы лечения, реа- билитации больных шизофренией; этиологию, патогенез, клиниче- ские проявления, диагностические критерии МДП и циклотимии.
Рассмотреть принципы и методы лечения МДП.
Задачи занятия
Знать: к линические проявления и диагностические критерии шизофрении, принципы и методы лечения, реабилитации больных шизофренией; клинические проявления и диагностические критерии


88
маниакально-депрессивного психоза, принципы и методы лечения, реабилитации больных МДП.
Уметь: р аспознавать клинические проявления и диагностиче- ские критерии шизофрении, делать назначения и составлять алго- ритм реабилитационных мероприятий при шизофрении; распозна- вать клинические проявления и диагностические критерии МДП, де- лать назначения и составлять алгоритм реабилитационных меропри- ятий при МДП.
Владеть: методами диагностики, лечения и реабилитации па- циентов, страдающих шизофренией, маниакально-депрессивным психозом.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Определение шизофрении. Основные клинические синдромы
(эмоционально-волевое снижение, расщепление психических процессов).
3. Социальное значение шизофрении. Распространенность. Про- гноз.
4. Основные клинические формы шизофрении: параноидная, простая, кататоническая, гебефреническая, циркулярная, дет- ская.
5. Особенности клинических проявлений шизофрении в детском и подростковом возрасте.
6. Характерологические изменения при шизофрении.
7. Дополнительные методы диагностики шизофрении (патопси- хологическое исследование).
8. Современные методы и принципы лечения шизофрении. Со- циальная реабилитация.
9. Вопросы трудовой, военной и судебно-психиатрической экс- пертизы при шизофрении.
10. Определение маниакально-депрессивного психоза. Законо- мерности течения.
11. Клинические проявления депрессивной фазы МДП.
12. Клинические проявления маниакальной фазы МДП.
13. Особенности клинических проявлений и течения МДП у детей и подростков.
14. Современные принципы лечения МДП и профилактики обострений в период интермиссии.

89 15. Циклотимия. Клинические проявления и течение.
16. Вопросы трудовой, военной и судебно-психиатрической экс- пертизы при МДП.
17. Микрокурация и разбор больного.
18. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Клинические проявления апато-абулического синдрома, его диагностическое значение.
2. Клинические проявления расщепления психических процес- сов.
3. Основные нарушения мышления при шизофрении.
4. Особенности «шизофренического слабоумия».
5. Психические расстройства, нехарактерные для шизофрении.
6. Особенности характерологических изменений при шизофре- нии.
7. Активные методы лечения.
8. Дифференциальная диагностика шизофрении с другими пси- хическими заболеваниями.
9. Основные принципы реабилитации при шизофрении.
10. Клинические проявления депрессивной фазы МДП.
11. Клинические проявления маниакальной фазы МДП.
12. Основные закономерности течения МДП и циклотимии. Кли- нические варианты.
13. Дифференциально-диагностические признаки
МДП и циркулярной формы шизофрении.
14. Опасность суицида, уход и надзор за больными с МДП.
15. Клинические проявления циклотимии.
Занятие 7
Эпилепсия. Психозы сифилитической этиологии
Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, клинические проявления и диагностические критерии эпилепсии; принципы и ме- тоды лечения эпилепсии.


90
Задачи занятия
Знать: этиологию, патогенез, клинические проявления и диа- гностические критерии эпилепсии, принципы и методы лечения эпи- лепсии; патогенез, клинические проявления и диагностические кри- терии психозов сифилитической этиологии, принципы и методы ле- чения психозов сифилитической этиологии.
Уметь: диагностировать эпилепсию, психозы сифилитиче- ской этиологии; составлять алгоритм лечебно-реабилитационных мероприятий при данных патологиях.
Владеть: основами диагностики, лечебно-реабилитационной тактики при эпилепсии, психозах сифилитической этиологии.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Определение эпилепсии. Этиология и патогенез эпилепсии, предрасполагающие факторы.
3. Социальное значение эпилепсии. Распространенность.
4. Синдромы пароксизмальных расстройств. Виды судорожных и бессудорожных пароксизмов (припадков).
5. Хронические психические нарушения при эпилепсии: изме- нения личности и интеллектуально-мнестические расстрой- ства.
6. Дополнительные методы исследования в диагностике эпи- лепсии.
7. Эпилептический статус, клинические проявления, методы купирования.
8. Современные принципы и методы лечения эпилепсии.
9. Вопросы трудовой, военной и судебной экспертизы при эпи- лепсии.
10. Сифилис головного мозга и прогрессивный паралич. Клини- ческие проявления. Лабораторная диагностика. Лечение, профилактика и прогноз.
11. Микрокурация и разбор больного.
12. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Пароксизмальные расстройства. Понятие эпилептической ре- акции, эпилептического синдрома и заболевания эпилепсии.

91 2. Определение эпилепсии. Этиология и патогенез эпилепсии, предрасполагающие факторы.
3. Основные типы эпилептических припадков.
4. Социальное значение эпилепсии. Распространенность.
5. Синдромы пароксизмальных расстройств. Виды судорожных и бессудорожных пароксизмов (припадков).
6. Особенности клинических проявлений и течение эпилепсии у детей и подростков. Виды пароксизмов у детей.
7. Особенности эпилептических пароксизмов у детей и подростков.
8. Социально опасное поведение у лиц с пароксизмальными расстройствами.
9. Понятие эпилептического статуса. Заболевания, при которых он наиболее часто возникает. Степень опасности для жизни, тактика ведения, методы купирования.
10. Характерологические изменения при эпилепсии.
11. Особенности эпилептического слабоумия.
12. Дифференциально-диагностические отличия истерических припадков от эпилептических пароксизмов.
13. Психические нарушения при сифилисе головного мозга.
14. Прогрессивный паралич, клинические проявления, стадии.
Занятие 8
Экзогенно-органические и соматогенные психические
расстройства. Пресенильные и сенильные психозы.
Атрофические психозы
Цель занятия: изучить психические нарушения при воздей- ствиях экзогенных факторов и соматической патологии; рассмотреть этапы формирования, структуру психических нарушений, клиниче- ские проявления экзогенно-органических заболеваний головного мозга; изучить принципы диагностики, лечения и профилактики ор- ганических поражений головного мозга; клинические проявления психических нарушений при сосудистых заболеваниях головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая и гипотониче-


92
ская болезни); рассмотреть клинические проявления, течение пресе- нильных и сенильных психозов.
Задачи занятия
Знать: психические нарушения при воздействиях экзогенных факторов и соматической патологии; клинические проявления пси- хических нарушений при сосудистых заболеваниях головного мозга
(церебральный атеросклероз, гипертоническая и гипотоническая бо- лезни); этапы формирования, структуру психических нарушений, клинические проявления экзогенно-органических заболеваний го- ловного мозга; принципы диагностики, лечения и профилактики ор- ганических поражений головного мозга; психические нарушения при сенильных, пресенильных, атрофических психозах; принципы диа- гностики и лечения сенильных, пресенильных, атрофических психо- зов.
Уметь: распознавать психические нарушения при воздей- ствиях экзогенных факторов и соматической патологии; диагности- ровать психические нарушения при сенильных, пресенильных, атро- фических психозах; составить алгоритм диагностики и лечения се- нильных, пресенильных, атрофических психозов.
Владеть: навыками диагностики и лечебно-реабилитационной тактики экзогенно-органических заболеваний головного мозга; осно- вами диагностики и лечения сенильных, пресенильных, атрофиче- ских психозов.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Характеристика неблагоприятных факторов окружающей среды и их классификация. Современные особенности эколо- гических условий в России.
3. Психические расстройства при экзогенных воздействиях
(острый, переходный и результирующий периоды). Понятие
«экзогенного типа реакций» (К. Бонгеффер).
4. Понятие об экзогенно-органических психических расстрой- ствах.
5. Клиническая структура психических нарушений при органи- ческих поражениях головного мозга.
6. Психоорганический синдром, клинические проявления, ста- дии. Варианты формирования и течения при острых и хронических экзогенных воздействиях.

93 7. Пароксизмальные и аффективные расстройства при органи- ческих поражениях головного мозга.
8. Бредовые, галлюцинаторные, ипохондрические и навязчивые психические расстройства при органических поражениях го- ловного мозга.
9. Характерологические изменения при органических пораже- ниях головного мозга.
10. Методы диагностики органических поражений головного мозга.
11. Современные методы лечения и профилактики органического заболевания головного мозга.
12. Возрастные изменения психических функций.
13. Классификация психозов позднего возраста.
14. Клинические проявления и течение пресенильных психозов
(инволюционная депрессия, инволюционный параноид).
15. Клинические проявления, диагностика и течение атрофиче- ских (сенильных) психозов (болезнь Пика, болезнь Альцгей- мера, старческое слабоумие).
16. Принципы лечения психозов позднего возраста.
17. Психические нарушения при соматических заболеваниях.
18. Психические нарушения при гипертонической болезни.
19. Психические нарушения при гипотонической болезни.
20. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе.
21. Принципы лечения больных с психическими нарушениями сосудистого генеза.
22. Особенности клинических проявлений и течения экзогенно- органических поражений головного мозга у детей и подрост- ков.
23. Микрокурация и разбор больного.
24. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Неблагоприятные факторы окружающей среды, оказываю- щие влияние на психическое здоровье населения.
2. Психические расстройства острого периода при экзогенных воздействиях.
3. Психические нарушения переходного периода при экзоген- ных воздействиях.


94 4. Психические нарушения результирующего периода при экзо- генных воздействиях.
5. Психические нарушения при травматическом поражении го- ловного мозга.
6. Клиническая структура психических расстройств при органи- ческих поражениях головного мозга.
7. Наиболее характерные клинические признаки органического заболевания головного мозга.
8. Психоорганический синдром, клиническая характеристика, стадии.
9. Дополнительные методы исследования в диагностике орга- нических заболеваний головного мозга.
10. Принципы лечения и профилактики органических заболева- ний головного мозга.
11. Структура психических нарушений при соматических забо- леваниях.
12. Особенности клинических проявлений и течения органиче- ских заболеваний головного мозга.
13. Острые (психотические) психические нарушения при сосуди- стых заболеваниях головного мозга.
14. Хронические психические нарушения при сосудистых забо- леваниях головного мозга.
15. Лечение психических нарушений при гипертонической бо- лезни и атеросклерозе.
16. Возрастные особенности психических функций инволюцион- ного периода.
17. Клинические особенности инволюционной депрессии.
18. Особенности бредового синдрома при инволюционных пара- ноидах.
19. Дифференциально-диагностические признаки болезней Пика и Альцгеймера.
20. Клинические проявления старческого слабоумия.
21. Особенности ухода и терапевтическая тактика при атрофиче- ских психозах.
22. Лечение инволюционных депрессий.

95
Занятие 9
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные
расстройства. Неврозы, особенности детского возраста.
Реактивные психозы. Расстройства личности
(психопатии)
Цель занятия: ознакомить студентов с психогенно обуслов- ленными формами психической патологии непсихотического и психотического уровней; изучить особенности их клинических проявлений, динамики и принципы лечения; рассмотреть особенно- сти неврозов у детей и подростков; изучить личностные расстройства зрелого возраста.
Задачи занятия
Знать: психогенно обусловленные формы психической пато- логии непсихотического и психотического уровней, а также особен- ности их клинических проявлений, динамики и принципы лечения; классификацию психопатий.
Уметь: диагностировать психогенно обусловленные формы психической патологии непсихотического и психотического уров- ней; определять лечебно-реабилитационную тактику.
Владеть: навыками диагностики психогенно обусловленных форм психической патологии непсихотического и психотического уровней; навыками оказания лечебно-реабилитационной помощи при данных патологиях.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Психогенные воздействия. Классификация и их характери- стика.
3. Общие диагностические признаки психогенных заболеваний
(триада К. Ясперса).
4. Нозологическая классификация психогенных заболеваний
(аффективно-шоковые реакции, собственно реактивные пси- хозы, затяжные реактивные психозы, неврозы).
5. Клинические проявления и течение реактивных психозов.
6. Клинические проявления и особенности течения основных форм неврозов.
7. Понятие посттравматического стрессового расстройства.