Файл: Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся по специальностям лечебное дело ипедиатрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96 8. Особенности клинических проявлений неврозов у детей и подростков.
9. Лечение и профилактика психогенных заболеваний.
10. Определение психопатий (критерии П. Б. Ганнушкина).
11. Классификация психопатий. Особенности формирования психопатических личностей в сравнительно-возрастном плане.
12. Клинические проявления и динамика основных форм психо- патий. Понятие компенсации и декомпенсации.
13. Фармакологическая и психотерапевтическая коррекция пси- хопатий. Вопросы трудовой, судебно-психиатрической и во- енной экспертизы.
14. Микрокурация и разбор больного.
15. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Психогенные заболевания. Критерии. Классификация.
2. Какие причины ведут к развитию неврозов?
3. Психотравмирующие ситуации. Понятие. Классификация.
4. Психические травмы. Понятие. Классификация.
5. Психотерапия. Виды. Показание к применению.
6. Неврастения. Клинические проявления, течение и терапевти- ческая тактика.
7. Невроз навязчивых состояний. Клинические проявления, те- чение, терапевтическая тактика.
8. Истерический невроз. Основные клинические проявления, лечение и профилактика.
9. Депрессивный невроз. Клинические проявления и лечение.
10. Ипохондрический невроз. Клинические проявления, течение, терапевтическая тактика.
11. Лечение неврозов.
12. Понятие гармоничной и акцентуированной личности.
13. Клиническая характеристика основных типов расстройств личности, их динамика.

97
Занятие 10
Наркомании, токсикомании.
Алкоголизм, возрастные особенности.
Алкогольные психозы
Цель занятия: изучить особенности формирования болезней зависимости (алкоголизм, наркомании, токсикомании); ознакомиться с психическими расстройствами и расстройствами поведения, вы- званными употреблением психоактивных веществ; рассмотреть пси- хическую картину алкогольных психозов, возможные исходы и ме- тоды лечения; изучить основные методы лечения и профилактики алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Задачи занятия
Знать: особенности формирования болезней зависимости (ал- коголизм, наркомании, токсикомании); психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ; клиническую картину алкогольных психозов, возможные исходы и методы лечения; основные методы лечения и профилакти- ки алкоголизма, наркоманий и токсикоманий; возрастные и половые особенности болезней зависимости.
Уметь: диагностировать психические расстройства и рас- стройства поведения, вызванные употреблением алкоголя и психоак- тивных веществ.
Владеть: навыками диагностики болезней зависимости, навы- ками оказания лечебно-реабилитационной тактики и методами про- филактики.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Определение понятий
«алкоголизм»,
«наркомания» и «токсикомания».
3. Социальная значимость проблемы болезней зависимости.
4. Клинические проявления разной степени алкогольного опья- нения.
5. Абстинентный синдром, клинические проявления, степени тяжести.
6. Клиническая картина и течение алкоголизма (I, II, III стадии).
7. Возрастные и половые особенности алкоголизма (женский алкоголизм, алкоголизм в пожилом возрасте).


98 8. Основные формы алкогольных психозов (алкогольный дели- рий, корсаковский психоз, острый и хронический алкоголь- ный галлюциноз, острый и хронический алкогольный пара- ноид, алкогольный бред ревности, патологическое опьяне- ние).
9. Лечение, реабилитация больных алкоголизмом, а также принципы профилактики алкоголизма.
10. Основные клинические формы наркоманий и токсикоманий.
11. Возрастные особенности наркоманий и токсикоманий.
12. Особенности психозов при интоксикации наркотическими и токсическими средствами.
13. Лечение и реабилитация больных наркоманиями и токсико- маниями, а также принципы профилактики данной патоло- гии.
14. Болезни зависимости и другие психические заболевания.
15. Консультативный разбор больных в наркологическом дис- пансере.
16. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Возможные причины развития алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
2. Социальные последствия алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
3. Признаки психической зависимости.
4. Признаки физической зависимости.
5. Основные клинические формы алкогольных психозов.
6. Лечение алкогольных психозов.
7. Основные принципы лечения и профилактики алкоголизма и наркоманий.
Занятие 11
Методы лечения в психиатрии
Цель занятия: изучить основные способы лечения психиче- ских заболеваний, систему медицинских, психологических и соци- альных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, поте-

99
рю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно по- лезному труду и активной социальной жизни; рассмотреть круг ме- роприятий, направленных на предупреждение психических заболе- ваний.
Задачи занятия
Знать: основные способы лечения психических расстройств, систему медицинских, психологических и социальных мер, преду- преждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособ- ности и направленных на возможно более раннее и эффективное воз- вращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни; круг мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний.
Уметь: пользоваться знаниями в области психофармакотера- пии, основными способами лечения психических расстройств, си- стемой медицинских, психологических и социальных мер, преду- преждающих дальнейшее развитие психических болезней.
Владеть: методами лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Биологическая терапия психических расстройств.
3. Психотерапия и социотерапия.
4. Реабилитация.
5. Основы психопрофилактики.
6. Микрокурация и разбор больного.
7. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Биологические методы лечения психических расстройств.
Понятие. Симптоматическое лечение, этиологическая и пато- генетическая терапия. Разнообразие методов.
2. Психофармакотерапия. Общие положения. Классификация психотропных средств. Варианты и принципы психофарма- котерапии.
3. Нейролептики.
Клиническое действие и показания к применению. Побочные действия, осложнения и противо- показания к нейролептической терапии. Нейролептики с пре-


100
имущественно седативным действием. Нейролептики с пре- имущественно антипсихотическим действием. Нейролептики
– корректоры поведения.
4. Антидепрессанты (тимоаналептики). Основные терапевтиче- ские эффекты антидепрессантов. Показания к применению.
Побочные эффекты и осложнения. Антидепрессанты со сти- мулирующими свойствами. Антидепрессанты с седативным эффектом. Антидепрессанты сбалансированного действия.
5. Транквилизаторы. Основные клинические эффекты. Показа- ния к применению. Побочные эффекты и противопоказания.
Транквилизаторы с преобладанием седативного эффекта.
Дневные транквилизаторы. Транквилизаторы с преобладани- ем снотворного эффекта.
6. Психостимуляторы. Основные клинические эффекты. Пока- зания к применению. Побочные эффекты и противопоказа- ния.
7. Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы).
Основные клинические эффекты. Показания к применению.
Побочные эффекты и противопоказания.
8. Нормотимики (стабилизаторы аффекта). Клиническое дей- ствие. Показания к применению. Побочные эффекты.
9. Шоковые методы лечения. Электросудорожная терапия
(ЭСТ). Инсулинокоматозная терапия. Основные клинические эффекты. Показания к применению.
10. Другие методы биологической (немедикаментозной) терапии.
Лечение депривацией (лишением сна). Фототерапия (свето- лечение). Лазерная терапия. Иглорефлексотерапия.
11. Психотерапия. Общие положения. Варианты и принципы психотерапии.
12. Суггестивные методы психотерапии. Внушение в состоянии гипнотического сна. Внушение в состоянии бодрствования.
Аутогенная тренировка (аутотренинг). Плацеботерапия.
13. «Поведенческие», бихевиоральные, условнорефлекторные методы. Рациональные (когнитивные) методы. Патогенетиче- ская личностно ориентированная (реконструктивная) психо- терапия. Групповая психотерапия. Семейная психотерапия.
14. Психоаналитические методы психотерапии. Виды механиз- мов психологической защиты.

101 15. Реабилитация. Основные принципы и этапы реабилитации психически больных.
16. Психопрофилактика. Определение. Основные задачи. Пер- вичная, вторичная, третичная психопрофилактика.
Занятие 12
Введение в медицинскую психологию.
Личность здоровая и патологическая
Цель занятия: освоение основ знаний о предмете «медицин- ская психология».
Задачи занятия
Знать: специальный раздел психологии, изучающий поведе- ние пациентов и медицинских работников в процессе оказания меди- цинской помощи; основные концепции в психологии; основные уровни межличностных отношений; основные типы личностных ак- центуаций.
Уметь: пользоваться основными концепциями в психологии; определить основные типы личностных акцентуаций для эффектив- ного оказания медицинской помощи.
Владеть: основными приемами межличностного общения для эффективного оказания медицинской помощи.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Медицинская психология: предмет, основные задачи.
3. Психологические механизмы поведения человека.
4. Основные концепции в психологии (психодинамическое направление, социобиологическое направление, бихевио- ральное направление, когнитивное направление, гуманисти- ческое направление).
5. Потребности, стресс, фрустрация, конфликт.
6. Стратегии преодоления стресса, механизмы психологической защиты.
7. Психология межличностного общения.
8. Возрастные аспекты поведения человека.


102 9. Понятие личности в психологии.
10. Структура личности.
11. Темперамент и психофизиологическая конституция.
12. Акцентуации характера.
13. Патологические личности.
14. Микрокурация и разбор больного.
15. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1.
Необходимость знания медицинской психологии врачу любо- го профиля.
2.
Значение медицинской психологии для проведения лечения.
3. Каковы наиболее значимые потребности человека? Класси- фикация по А. Маслоу и по Г. А. Мюррею (1938).
4. Определение понятия «стресс».
5. Определение понятия «фрустрация».
6. Виды конфликтов (межличностный, внутриличностный).
7. Определение понятия «коупинг».
8. Назовите основные типы преодоления стресса.
9. Определение понятия «психологическая защита».
10. Дайте характеристику основных механизмов психологиче- ской защиты (незрелые – примитивные, невротические, зре- лые, постоянные – броня характера).
11. Дайте характеристику уровней межличностных отношений
(доминирование, манипуляция, соперничество, партнерство, содружество).
12. Назовите основные формы общения (структурирования вре- мени) по Э. Берну.
13. Назовите психологические особенности разных возрастных периодов (младенцы, дети дошкольного возраста, младшие школьники, подростки, юноши, зрелые люди, сорокалетние, пациенты инволюционного возраста, старики).
14. Дайте характеристику основных качеств личности (задатки, способности и темперамент).
15. Что такое характер и направленность личности?
16. Чем отличаются типичные стойкие характеристики от временных (зависящих от текущей ситуации)?

103 17. Поведение человека во многом определяется его сегодняш- ним состоянием, социальной ролью, иногда используемой маской. Опишите эти временные характеристики.
18. Основные виды темперамента.
19. Дайте характеристику основных типов психофизиологиче- ской конституции (пикническое, астеническое, атлетическое, грациальное).
20. Основные типы личностных акцентуаций.
21. Назовите основные типы личностного дефекта (изменения личности).
Занятие 13
Внутренняя картина болезни.
Психосоматические расстройства
Цель занятия: освоение основ знаний о внутренней картине болезни и психосоматических расстройствах.
Задачи занятия
Знать: основные понятия: «внутренняя картина болезни» и «психосоматические расстройства» – для улучшения взаимопони- мания врача с пациентом; индивидуальные особенности отношения пациента к болезни.
Уметь: определить масштабы переживания болезни, типы ре- акции на болезнь, типы отношения к болезни для улучшения взаимо- понимания врача с пациентом.
Владеть: навыками диагностики психосоматических рас- стройств для улучшения взаимопонимания врача с пациентом.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Внутренняя картина болезни.
3. Уровни внутренней картины заболевания.
4. Масштаб переживания болезни.
5. Типы реакции на болезнь.
6. Типы отношения к болезни.
7. Психосоциальные реакции на болезнь.
8. Переживание болезни во времени.


104 9. Возрастные особенности внутренней картины болезни.
10. Психологические проблемы, созданные болезнью.
11. Психосоматические болезни.
12. Микрокурация и разбор больного.
13. Подведение итогов занятия.
Контрольные вопросы
1. Определение понятия «внутренняя картина болезни»
2. Дайте характеристику уровней внутренней картины болезни
(сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, поведен- ческий).
3. Определение понятия «внутренней картины здоровья».
4. Что подразумевается под собственной «схемой тела» пациен- та?
5. Определение понятия «фиктивная внутренняя картина болез- ни».
6. Отношение пациента к своему заболеванию. Варианты иска- женной модели болезни (преувеличение тяжести болезни и недооценка тяжести болезни).
7. Сознательное искажение преувеличения тяжести болезни
(симуляция, аггравация).
8. Сознательное искажение недооценки тяжести болезни (дис- симуляция).
9. Невольное искажение преувеличения тяжести болезни (ги- пернозогнозия – ипохондрия, тревога, депрессия, боязнь огласки, поиск виновного, манипуляция, раздражение и но- зофилия – пристрастие к лечению).
10. Невольное искажение недооценки тяжести болезни (гипоно- зогнозия – индифферентность, занятость работой или семьей и анозогнозия – отрицание, эйфория).
11. Какими составляющими определяется внутренняя картина болезни?
12. Зависимость внутренней картины болезни от типа акцентуа- ции личности.
13. Определение понятия «психосоматические расстройства».
14. Перечислите наиболее известные психосоматические рас- стройства.

105 15. Типы психосоматических расстройств (по М. Блейлеру): пси- хосоматозы, психосоматические дисфункции, личностно обу- словленные расстройства.
Занятие 14
Психология лечения. Психология врача
Цель занятия: освоение основ знаний о психологии лечения и психологии врача.
Задачи занятия
Знать: основные потребности участников лечебного процес- са, взаимоотношения «врач – больной»; профессиональные психиче- ские деформации медицинских работников; наиболее сложные пси- хологические ситуации, встречающиеся в практике врача любой спе- циальности.
Уметь: распознавать наиболее частые реакции на возникно- вение болезни и предлагаемое лечение.
Владеть: навыками разрешения психологически сложных си- туаций в медицине, тактикой поведения при симуляции, аггравации и диссимуляции пациента; особенности ведения врачей-пациентов и высокопоставленных лиц.
План занятия
1. Входной контроль.
2. Потребности участников лечебного процесса.
3. Взаимоотношения «врач – больной».
4. Неудовлетворенность пациентов.
5. Психология врача. Профессиональные психические деформа- ции.
6. Неудовлетворенность медицинских работников. Синдром эмоционального выгорания.
7. Лечебная среда (психотерапия, плацебо, госпитализм).
8. Психологически сложные ситуации в медицине.
9. Отказ от лечения.
10. «Неудобные» вопросы.
11. Тяжелые неизлечимые заболевания и смерть.