Файл: Психотехнические игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный Государственный Университет физической культуры,

спорта здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург
Кафедра психологии Реферат

Тема: «Психотехнические игры»

Работу выполнил: студент 3 курса

группы 307 группы Флоря Савва

2023

Оглавление



Вступление 3

Упражнение: «Зеркало» 4

Упражнение: «Перевоплощения» 5

Упражнение: «Стоп» 6

Заключение 7

Список литературы 8

Вступление


Одним из необходимых условий реализации личностно-ориентированного подхода является организация образовательного процесса с применением активных, нетрадиционных форм, методов и средств обучения, воспитания и развития. Развитие личности происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой. Рассмотрим  формы  проведения психотехнических упражнений, игровых заданий и игр. 

Особое значение приобретают игры для учебной и профессиональной деятельности.    Психотехнические игры представляют собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций – внимания, памяти, воображения и других.

Воспитательно-образовательная ценность этих игр заключается в возможности в процессе игры диагностировать, развивать, корригировать познавательные процессы и личностные качества человека на различных возрастных этапах.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение человека к себе и другим; изменять психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Проведение игр, в частности игр-драматизаций, способствует росту творческих и интеллектуальных способностей ребенка (улучшает процесс обобщения, приобретения новых знаний и понятий), а также накоплению определенных социальных навыков, позволяющих ребенку успешно приспосабливаться к действительности.

Цель игры  – помочь ребенку встать над ситуацией, научить его приспосабливаться к действительности и преодолевать психотравмирующие воздействия. В дошкольном и младшем школьном возрасте основной формой психотерапевтического воздействия является игровая деятельность. Она используется в качестве самостоятельной методики, а также в сочетании с другими методами. Игра – средство совершенствования психических функций,
коррекции неблагоприятных черт характера, устранения всевозможных страхов, перестройки отношений между ребенком и его ближайшим социальным окружением.

Особое значение имеет применение игровой деятельности в работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптивных форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению. Именно игра может способствовать постепенному формированию у ребенка положительного отношения к реальной школьной жизни, что в свою очередь, будет стимулировать развитие у него интереса к учению и повышению успеваемости.

Упражнение: “Зеркало”


Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого— в точности копировать все движения напарника, быть его “зеркальным отражением”. В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. В ходе игры участники, работающие за “отражение”, довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за “оригиналом” и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли “отражения” и “оригинала”, ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон. Это упражнение— очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить “естественного” лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Упражнение: “Перевоплощения”
Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том

, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее.

Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. По мере овладения этим упражнением «перевоплощения» становятся все более глубокими, совершенствуется искусство «переживать» предмет и видеть его изнутри. От поверхностных, чисто внешних описаний участники переходят к выражению настроений, чувств, жизненных философий.

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов между участниками, а для тренера или психолога команды служит источником немаловажной информации. Не менее ценным является и то, что при работе над этим упражнением участник не только раскрывает, но и учится изменять себя.

В отдельных случаях образ может быть настолько выразительным и сильным, что соответствующие ему строй и окраска переживаний передаются всей группе. Под действием сильных образов у участников возникает иногда ощущение глубокого взаимопонимания, сопричастности, единства.

Упражнение: “Стоп”
Двое участников вступают в игровое единоборство, имитируя поединок боксеров, или борьбу баскетболистов, или бой фехтовальщиков и прочее. По команде ведущего “Стоп!” играющие замирают, стремясь как можно точнее зафиксировать позу, выражение лица, настрой на определенное движение или действие. В течение нескольких секунд они изучают друг друга, после чего каждый из них дает аргументированный ответ на вопросы: “Что собирается сделать соперник?” и “Что он чувствует?” Затем участники раскрывают свои действительные замыслы и чувства, прерванные сигналом “Стоп!”.

Аналогичное упражнение можно проводить с использованием видеомагнитофона.

Видеомагнитофонная запись ограничивает возможности участников в анализе психологических аспектов игры, но зато позволяет упражняться в точности прогнозов на более естественном (реальные игры и тренировки) и разнообразном (не только единоборства, но и ситуации с участием многих игроков) материале.

Заключение
Психотехнические игры - это небольшие модели соревнований, в которых невозможно заранее подготовиться и нельзя найти единственно правильное решение. В таких играх всегда нужно искать свой собственный путь к решению задачи, что приносит спортсмену ценный опыт в раскрытии своей спонтанности и креативности. Кроме того, участие в таких играх способствует сплочению команды и развитию взаимодействия между ее участниками. В результате, участники узнают друг о друге больше и становятся более доверчивыми друг к другу, что улучшает их взаимоотношения в будущем. В целом, психотехнические игры помогают спортсменам не только развивать свои навыки и умения, но и наслаждаться процессом общения и совместного творчества.


Список литературы


  1. Л.Н Шепелева - Программы психологических тренингов 2008г

  2. Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. - СПб., 2002.

  3. Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1985.

  4. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. - М., 1988.