Файл: Кустов Никита рсо3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кустов Никита РСО-3

Тематика войны крайне важна для отечественной культуры 20 века: написаны десятки книг и снято столько же фильмов, особенно это касается Великой Отечественной войны. Не остался в стороне и один из самых известных режиссеров СССР и мира в целом - Андрей Тарковский. Первый фильм великого мастера был основан на повести "Иван" Владимира Осиповича Богомолова.

Визуальные приемы Тарковского и операторская работа
1) Игра с пространством. Тарковский часто ставит сцены, в которых пространстов окружающее героев - становится еще одним действующим лицом. Зачастую делает каждое пространство объемнее и монументальнее.
2) Ракурсы. Андрей Тарковский известен своими ракурсами, которые зачастую являются омажами и имеют под собой не один смысл. Часто в данном фильме ои использует панорамные кадры, ставит на ведущий план отдельно взятого человека. Помимо этого, ракурс зачастую ставится выше или ниже, в зависимости от момента картины и присутствия в кадре Ивана
3) План. В основном оператор берет крупные планы на лица, особенно в процессе диалога, но при этом не часто прибегает к съемке восьмеркой, а пытается держать в кадре сразу обоих говорящих.
4)ЧБ съемка. Цветовое решение в данном случае обусловлено тематикой картины: жизнь и смерть. Черное и белое. Темное изображение, почти черное, мест связанных с войной и белоснежная березовая роща, как символ жизни - антипод.

Особенности сюжета картины.
В данном случае можем говорить о том, что действия из книги почти в полном количестве перешли в фильм, но фильм добавил своих, чтобы усилить эффект, довести до катарсиса.

Сюжет фильма централизирует Ивана, делая его не только сюжетообразующим персонажем, как это было в книге, но и перенеся функции рассказчика на него. В книге эту роль отводили Галицкому и мы видели войну его глазами, глазами взрослого человека, но фильма поступает смелее и открывает нам душу Ивана, давая видеть войну глазами ребенка. Помимо темы жизни и смерти, которая выражается в противопоставлении войны(смерти) и ребенка(жизни), раскрывается и тематика детства. Именно на нем делает акцент Тарковский, который даже меняет название на Иваново детство. Если по книге, мы можем представить, что Ваня уже вовсе не ребенок, он уже взрослый, хоть и повзрослел слишком рано, то фильм больше говорит о том, что его детство отнято войной, но он не взрослый, он все еще ребенок,который может дурачиться, пародируя своих близких из военных, он может искать их внимания и их одобрения.

Война в данной картине атипична для фильмовой культуры, которая существовала до него. Фильм ни разу не показывает врага, мы не видим войны с нацистами, она является фоном, ужасающим, но фоном, что подчеркивают подсъемки через свастику и орла в финале картины. Фильм не о бравых ребятах, которые могут свернуть горы, а о простом мальчишке.

Война явлется здесь нагнетающим фактором, ее не видно, но ее следы посвюду. Она ужасна, губительна, антибожественна и античеловечна( что могут доказать частые появление в кадре крестов, мозаек и икон). Кроме того, фильм играет со временем, кроме финальной части фильма в Берлине, мы не знаем какой год и число на дворе в начале и середине фильма, не знаем как много времени прошло в мире фильма. Времени не существует на войне, и время не воспринимает войну.

Сны и видения Ивана
Сны Ивана составляют особое пространство внутри картины, прямо не связанное с пространством войны. Не случайно картина начинается и заканчивается «снами» Ивана. Во снах Ивана есть многое из того, чего он лишен в реальности. В снах он смеется, в жизни — нет. В снах он подвижен, он бегает и даже летает, в жизни — крадется по серой земле войны или бредет по грязи.

В жизни он почти все время проводит в подвале (крипте) разрушенной церкви, в ограниченном, полутемном пространстве. В предпоследнем сне Иван, возвращаясь домой вместе с девочкой в кузове грузовика, смеясь, предлагает ей яблоко, но девочка не может взять его. Ее лицо становится суровым. Время вышло, жизнь кончилась и яблоки высыпаются через край на песок. И тем сильнее его последний сон, в котором он бежит, уже беспечный, радостный, свободный, вслед за сестрой.

Так же стоит отметить, что в его видениях и снах часто появляется мама и сестра Ивана, но отца его мы не видим ни разу.

В заключении нужно отметить, что данный фильм, хоть и давал себе право выходить за рамки первоисточника, но точно и детально передал дух и ценности книги. Именно поэтому фильм стал во многом определяющим для последующего отечественного и мирового кинематографа.